IPO | Forbes.ru
$59.13
69.59
ММВБ2104.99
BRENT63.13
RTS1119.54
GOLD1249.05
читайте также
Шесть ключей к сердцу клиента. Как стать хорошим продавцом +2767 просмотров за суткиБои без правил. Почему российские стартапы прогорают +62331 просмотров за суткиБлестящая перспектива. Профессии с самыми быстрорастущими зарплатами +2527 просмотров за суткиРазговоры ни о чем. Деловые встречи в России удивляют европейцев +517 просмотров за суткиЖить ярко в повседневной рутине. Советы главы Domino’s Pizza в России +914 просмотров за суткиНаперегонки: 4 правила, которые помогут вам больше успевать +68 просмотров за суткиСебе дороже. Когда участие в «черной пятнице» рискованно для ретейлера +786 просмотров за суткиКак скажете. Как расположить к себе любого собеседника +103 просмотров за суткиИдеи из воздуха. Выходцы из «Студии Артемия Лебедева» создали агентство веб-дизайна для онлайн-ретейлеров +90 просмотров за суткиБоги из машины. Заменит ли топ-менеджеров искусственный интеллект +994 просмотров за суткиСловарь начальника. Как говорить с людьми, чтобы они работали на результат +130 просмотров за суткиКадры решают все. Как уволить некомпетентных сотрудников +130 просмотров за суткиАнализируй это: пять проблем малого бизнеса, с которыми стоит разобраться немедленно +466 просмотров за суткиСила слова: как превратить недовольного клиента в преданного поклонника +64 просмотров за суткиПилюля для топ-менеджера: как лечить главные болезни российского бизнеса +102 просмотров за суткиНемецкий характер. Как глава люксовой марки Laurèl выстоял в тяжелые времена +80 просмотров за суткиЛовушка для бизнеса. Шесть случаев, когда Agile бесполезен и опасен +120 просмотров за суткиСамый умный. Как научиться делегировать, чтобы выжить +571 просмотров за суткиДомогательства на работе. Есть ли разница между сексизмом в Европе и России +983 просмотров за суткиГде сколько платят. Вознаграждения топ-менеджеров в разных отраслях +352 просмотров за суткиЛестница успеха. Почему деньги не делают нас счастливыми

IPO

Выход на биржи десятков компаний можно рассматривать как своеобразный тест 
на зрелость российского капитализма. Частные собственники его прошли, государство провалило

С возвращением капитализма в Россию в стране появились предприниматели, создавшие бизнес стоимостью в десятки, а то и сотни миллионов долларов. Самый эффективный способ оценить свое предприятие и получить за него живые деньги — это превратить компанию из частной в публичную, то есть продать акции на бирже широкому кругу инвесторов.

Первый, кто с нуля создал бизнес и стал сказочно богатым, — основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин, который в ноябре 1996-го открыл торги на NYSE ударом в гонг и в одночасье превратился в мультимиллионера. Рынок оценил российскую компанию в $800 млн, ее акционеры заработали десятки миллионов долларов. «Для простого советского человека — странная и тогда (хотите верьте, хотите не верьте) не сразу осознанная метаморфоза», — рассказывал Зимин в своих мемуарах. Главный российский реформатор Егор Гайдар так прокомментировал IPO «Вымпелкома»: «Об этом мечталось в начале реформы».

Впрочем, настоящий бум IPO случился только в середине 2000-х, когда собственники бизнеса нащупали новую золотую жилу. В 2004-м семь компаний из разных отраслей («Мечел», «Седьмой континент», «Открытые инвестиции» и др.) привлекли путем размещения акций $700 млн. В 2005-м фондовый рынок вырос на 80% — когда дешевых денег во всем мире хоть отбавляй, инвесторы не особо разборчивы. Тема публичного размещения акций стала настолько модной, что инвестиционные банкиры устраивали веерные рассылки предложений об организации IPO. Кто только не объявлял тогда о планах выйти на биржу. Минимальная сумма, привлеченная на IPO, составила $8 млн — алтайская мукомольная компания «Пава» в 2005 году продала инвесторам 10% своих акций.

А потом очередь 
дошла и до государственных гигантов. В 2006 
году на биржу вышла «Роснефть», в 2007-м — ВТБ. Продажа их акций была широко анонсирована государственными СМИ, дикторы на телевидении рассказывали с экранов о «народных IPO» — купить акции госкомпаний могли частные инвесторы. Пропаганда принесла плоды: в IPO ВТБ поучаствовало 124 000 человек, в размещении «Роснефти» — 115 000. С момента размещения акции банка подешевели на 34% (индекс РТС упал за тот же период на 17%), а акции нефтяной компании выросли всего на 
3% (индекс РТС вырос 
на 6%).

Государству нет никакого дела до недовольных миноритарев. Президент ВТБ Андрей Костин 
неоднократно ссылался на финансовый кризис 
и негативную конъюнктуру фондового рынка, возможно, справедливо, но дело не только в падении рынков, но и в 
неэффективном менеджменте. Миноритарный акционер госкомпаний Алексей Навальный неоднократно указывал на факты, которые могут свидетельствовать о вопиющих злоупотреблениях менеджмента. Но в отличие от горстки частных акционеров и журналистов основной собственник банка — государство — не обратил на эти сигналы серьезного внимания. Зачем? Ведь укрепление госкапитализма путем продажи акций ВТБ и «Роснефти» на биржах успешно состоялось. Нефтяная компания получила индульгенцию от иностранных инвесторов и легитимацию сделок с активами ЮКОСа, банк теперь растет за счет поглощения конкурентов на деньги казны.

Андрей Кузьмичев — профессор ГУ-ВШЭ

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться