К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Затравка для проверяющих: семь признаков необоснованной налоговой выгоды

фото Diomedia
фото Diomedia
Фирмы-однодневки, лишние посредники, нехарактерные сделки и другие факторы, привлекающие внимание во время налоговой проверки

В нашем распоряжении оказалась внутренняя инструкция регионального УФНС, где перечислено, на что инспектор обязан обратить внимание, проверяя компанию. Сейчас налоговики интересуются в основном теми, кто разными способами оптимизирует налоги, включая схемы с использованием контрагентов. Зная, какие мероприятия проведет инспекция, вы можете заранее проверить, могут ли вам предъявить претензии и угрожает ли вам уголовная ответственность. Вот семь ключевых пунктов.

Характерность сделок

Имеет ли та или иная сделка отношение к вашему бизнесу, налоговик определяет заочно, изучив строку «назначение платежа» в выписке об оборотах по счетам. Внимание инспекторов привлечет, например, ситуация, когда торговая компания, имеющая в штате четырех менеджеров, заключает договор на проведение тренинга по продажам, в котором стоимость разовой услуги в разы превышает годовой доход всех штатных менеджеров. При этом после проведения тренинга у компании не появилось новых клиентов и не произошло роста оборотов.

Совет. Налоговый кодекс требует экономически оправдывать расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, поэтому в договор на не характерную для компании деятельность нужно включить раздел «Цель договора», в котором описать, в связи с чем заказчик поручает исполнителю проведение работ или услуг и какой результат планируется достигнуть. Традиционно внимание инспекторов привлекают различные маркетинговые, консультационные и информационные услуги.

 

Использование посредников

Вариаций на тему ухода от налогов при помощи посредников множество. Инспекторы всегда относились к таким операциям настороженно, особенно если необходимость в посреднике не очевидна или он получил значительное вознаграждение.

Посредническая схема безопасна, если контрагент в реальности контактирует с поставщиком. Налоговики потребуют доказательств этих контактов. Им также нужно будет разъяснить причину привлечения посредника, которую можно обосновать деловыми связями, квалификацией и опытом посредника. При этом затраты на его привлечение должны быть экономически обоснованы.

 

Совет. В договоре с посредником должны быть указан характер услуг и размер вознаграждения. Необходим также отчет о выполнении работ.

Вот пример. Компания заключила прямой договор на поставку газа, указав, что возможна покупка дополнительного объема. Участие посредников в согласовании поставок ни договорами, ни дополнительными соглашениями предусмотрено не было. Однако чтобы получить дополнительные объемы газа, компания привлекла агента, который якобы должен был решить этот вопрос с поставщиком. При этом размер агентского вознаграждения оказался существенным — почти 60% от оптовой цены газа. Кроме того, поставщик газа пояснил налоговой инспекции, что не имел никаких взаимоотношений с агентом. В результате президиум Высшего арбитражного суда счел привлечение посредника фиктивным, а сделку, совершенную с ним, — необоснованной налоговой выгодой.

Регистрация контрагента на момент сделки

Если фирма-контрагент зарегистрирована незадолго до совершения сделки, налоговики считают это признаком получения необоснованной налоговой выгоды. В такой ситуации компании сложно будет объяснить, как она выбирала контрагента и как удостоверилась в его деловой репутации. В результате налоговики сочтут, что руководство компании не проявило должной осмотрительности при выборе партнера. Согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда РФ N 53 от 12 октября 2006 года, при выборе контрагента оцениваются не только условия сделки и коммерческая привлекательность, но также деловая репутация, платежеспособность контрагента и риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов.

 

Совет. Не дожидаясь прихода налоговиков, самостоятельно проверьте дату регистрации контрагента и старайтесь избегать сделок с контрагентами-«новичками».

Простой пример. Компания приобрела товар у контрагента, имеющего «свежую» регистрацию, и предъявил к возмещению НДС. В процессе налоговой проверки инспекторы выяснили, что зарегистрирован контрагент был незадолго до сделки, в его штате нет сотрудников, компания не владеет складами, а директором выступает человек, одновременно возглавляющий более десятка компаний. В результате компания-покупатель была обвинена в попытке получить необоснованную налоговую выгоду.

Осмотр помещения по адресу контрагента

Налоговики всегда хотят удостовериться, ведет ли вызвавший подозрения контрагент реальную деятельность — есть ли у него офис, производственные площади или склады, платит ли фирма за аренду. Налоговики обычно приезжают на указанный в регистрационных документах адрес, пытаются найти организацию. Если они установят, что такой организации нет, попытаются найти собственника помещений, чтобы допросить его о том, арендовала ли названная организация вообще когда-нибудь что-то по данному адресу.

Совет. Это стандартный ход по проверке контрагента любого налогоплательщика. Если контрагент отсутствует по адресу регистрации, то налоговики смогут доказать фиктивность компании, у который нет офиса и производственных помещений, а значит, никакой реальной деятельности она не ведет.

Допрос контрагента

Допрос директора фирмы-контрагента и экспертиза подписи директора — самый надежный аргумент налоговиков для доказательства сотрудничества с фирмой-однодневкой. Показания директора, который от всего отказался, особенно подкрепленные экспертизой подписи, сводят в суде шансы налогоплательщика к нулю.

 

Так, ООО «РУСАЛ-Фольга» по результатам налоговой проверки в марте 2012 года была оштрафована на 289 млн рублей за сотрудничество с недобросовестным контрагентом ООО «Инторг». Налоговики обнаружили, что в качестве директора контрагента выступает маляр-штукатур. На допросе она пояснила, что никогда не была руководителем ООО «Инторг», каким видом деятельности занималось общество, не знает, приказы и распоряжения не отдавала, бухгалтерскую и налоговую отчетность не подписывала, о взаимоотношениях с ООО «РУСАЛ Фольга» ничего не знает. Почерковедческое исследование подтвердило, что на контракте и первичных документах ООО «Инторг» стоит не подпись директора-маляра, а неких неустановленных лиц. В результате налоговая инспекция доначислила НДС и налог на прибыль ООО «РУСАЛ Фольга» по сделке с данным контрагентом и сделала выводы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Тем не менее предпринимателям стоит быть особенно внимательными. Контрагенты с сомнительной репутацией научились нанимать «липовых» директоров, которые способны сходить на допрос в налоговую и подтвердить факт взаимоотношений с проверяемой компанией. На остальные вопросы налоговиков они не отвечают, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ, дающую право не свидетельствовать против себя.

Совет. Уберечь вашу компанию от налоговых претензий могут только реальные доказательства, подтверждающие факт хозяйственных операций с контрагентом. Рассчитывать на «внятность» и последовательность подставного директора контрагента не стоит.

Он в первую очередь будет спасать свою шкуру, а не ваш бизнес.

 

Наличие и квалификация сотрудников контрагента

Это еще один используемый налоговиками способ убедиться в том, что компания пытается получить необоснованную налоговую выгоду. На практике часто встречается ситуация, когда строительная компания нанимает субподрядчиков, у которых в штате один директор, рабочий персонал отсутствует, кто и как будет выполнять работы — не понятно. Либо компания привлекает подрядчика для выполнения сложных работ по анализу технической документации, для которых необходима квалификация инженера, а в штате подрядчика только один директор — инвалид со школьным образованием.

Совет. Все эти факты налоговики устанавливают при анализе налоговой и бухгалтерской отчетности, по выпискам из банка. Квалификацию сотрудников устанавливают на допросе свидетеля. В протоколе допроса есть графы об образовании и месте работы, и если «директор» оказывается поваром со средним образованием, то делается вывод, что он не обладает квалификацией, чтобы, например, выполнить сложные инженерно-технические работы.

Наличие логистических ресурсов

Налоговики обязательно убедятся, есть ли в принципе у вашего контрагента автомобили и водители, а также проверят пропуска на автомобили и сотрудников, которые доставляли вашей компании заказанный товар. Эти сведения они сопоставят с информацией о водителях и автомобилях в транспортных накладных. Практика показывает, что многие предприниматели не хранят документы, подтверждающие доставку товара поставщиком. Когда перевозчик справился с задачей — избежал недостачи, порчи или повреждения груза, просрочки в доставке, задержки выдачи, то никакого смысла хранить эти документы с точки зрения бизнеса нет. Однако документы перевозчика, живого свидетеля наличия товара, имеют большое значение, потому что доказывают реальность хозяйственных операций. Есть несколько решений арбитражных судов, в которых судьи указали прямо, что ключевое подтверждение хозяйственной операции между заказчиком и поставщиком является именно транспортная накладная.

Например, компания нанимает «транспортную» фирму для перевозки грузов. При этом по отчетности у контрагента нет в штате ни водителей, ни транспорта, а в выписке банка отсутствуют платежи за аренду транспорта или транспортные услуги иных организаций, привлекаемых для осуществления перевозки.

 

Совет. При отсутствии транспортных накладных или наличии накладных с «липовыми» сведениями решение налоговой и суда будет однозначно не в пользу компании.

Государство готовится еще более ужесточить наказание за налоговую оптимизацию. В Налоговый кодекс будут внесены поправки, которые запретят совершать любые фиктивные сделки с фирмами-однодневками и получать от этих сделок необоснованную налоговую выгоду. Кроме того, поправки сделают проявление должной осмотрительности при выборе контрагента такой же обязанностью, как оплата налогов. Статья 199 Уголовного кодекса РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций» получит более широкое применение. О том, готовы ли вы к таким изменениям, лучше задуматься именно сейчас, если вы хотите остаться на свободе и в бизнесе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+