К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Китайский суд: как защищать свои права в Поднебесной

Фото REUTERS/Carlos Barria
Фото REUTERS/Carlos Barria
Юридических проблем, которые возникают у российских предпринимателей в Китае, можно избежать

Любое судебное разбирательство в Китае — достаточно неприятный процесс с неопределенным исходом. Несмотря на то что я сам часто консультирую людей по решению юридических вопросов в Китае и большинство моих китайских знакомых по университету работают в правовой сфере, я никогда не рискую сам ввязываться в судебные дела в Поднебесной.

Вроде бы закон на вашей стороне и все более-менее ясно, но противник заведомо обладает большим опытом и ресурсами. И когда вы приезжаете в Китай на переговоры, виновная сторона вдруг… подает на вас в суд (так часто бывает, кстати). Прояснение ситуации может затянуться.

А по закону Китая, если на иностранца заведено гражданское дело, власти могут заморозить вашу визу, вы не сможете выехать из страны.

 

Один мой клиент, директор крупной московской фирмы, ждал разрешения на выезд около полугода. Он даже подумывал поступить на языковые курсы, чтобы не терять времени даром. Вас уведомляют, что есть запрет на выезд, но никто не говорит, когда его снимут. Открою секрет: так как ваш паспорт никто не забирает, если иск оппонентов отклонили, срок заморозки вашей визы не может превышать три месяца, и вы можете свободно уехать. Поэтому для разрешения спорных ситуаций и трудных переговоров лучше всего отправлять к китайским партнерам китайского юриста.

Российские предприниматели, как правило, не очень подкованы в вопросах законодательства Китая, как, впрочем, и их китайские партнеры. Поэтому перед началом деятельности настоятельно рекомендую изучить закон КНР о договорах, а также получить консультацию у юриста. Дело в том, что большинство подзаконных актов не найти в интернете, а их применение на практике знают далеко не все. К тому же надо понимать, что Китай – это не однородная, а довольно сложная, постоянно меняющаяся среда. Работая в России, мы понимаем разницу между подходами к решению вопросов в Москве и на Дальнем Востоке. Точно так же принципы работы будут различаться в отдельных городах и провинциях Китая.

 

Бизнес, как правило, проходит три стадии знакомства с законом. На первом этапе его не принимают всерьез и тратят минимум времени на подстраховку. На втором этапе люди понимают, что несут какие-то риски, и начинают задумываться. На третьем, когда что-то пошло не так, все начинают судорожно искать информацию в интернете. Если вы не хотите попадать в зону риска, лучше учиться на ошибках, как чужих, так и собственных.

Все риски в торговых операциях можно разделить на несколько видов: риск получить изначально неверную/неправдивую информацию, риск не получить товар, а также риск получить товар, но с браком. Все эти ситуации встречаются как по отдельности, так и в комбинациях.

Я понимаю, что большая часть сказанного — азбучные истины для крупных компаний, однако этот текст адресован в первую очередь небольшим торговым компаниям, индивидуальным предпринимателям, а также начинающим бизнесменам, которые и составляют сейчас основной пласт торговли с КНР.

 

Ищем виноватых

Прежде чем приглашать китайскую компанию в суд, стоит четко понимать, кто будет нести ответственность. На такой достаточно простой вопрос не могут ответить 90% компаний (либо отвечают неверно). Приведу простой пример. Компания А нашла на сайте Alibaba.com компанию Б, а в процессе подписания контракта получила с почтового ящика сотрудника компании Б контракт с реквизитами компании C, по которым провела платеж. Позже выяснилось, что в компании Б ничего не знают о данном контракте и деньги возвращать не собираются. А компания С либо тянет время с ответом на запрос, либо скрывается.

Встает вопрос, на кого подавать заявление? И куда — в полицию, в суд, в арбитраж? Причем чаще всего поставщики сваливают все на какого-нибудь менеджера, который уже не работает. Что делать? Во-первых, нужно собрать доказательства, что письмо было отправлено с почты компании Б, затем проверить, кто мошенники, и установить, не скрылись ли они. Если будут найдены соответствующие доказательства, можно привлечь к ответственности компанию Б или С. Если выяснится, что виноват все-таки нечестный работник, можно будет по крайней мере обратиться в полицию.

В этом случае критичны два фактора. Первый — время: иски по делам более чем двухлетней давности не будут рассматриваться. Второй — сумма сделки: на иски до $10 000 не будут обращать внимание ни полиция, ни юристы.

Если вы знаете совершенно точно, кто виновен, предстоит это еще и доказать. Чаще всего сделка вроде бы была, а по документам вроде бы и нет. Например, ваш партнер в Китае предоставил неверные данные о своей компании. Если вы не имеете привычки предохраняться и просить сканы паспортов ваших партнеров и лицензий их фирм, данная ситуация может выйти вам боком. Ведь если вы подписали контракт, а не просто хлопнули по рукам, через реестр всегда можно найти компанию-продавца, а через нее уже и ее директора.

Если все сведения верны, но в контракте мало зацепок, следует обратиться к письменному источнику информации, то есть к вашей переписке. Если в суде вы можете предъявить историю переписки с доказательствами своей позиции, шанс выиграть дело умножается в несколько раз. Но почему-то многие имеют привычку удалять переписку каждый месяц, что в отношениях с китайскими партнерами очень и очень некстати.

 

Контейнер раздора

Профессиональные мошенники, за которыми нужно устраивать погони по всему Китаю, — случай понятный. Однако чаще всего российские бизнесмены рискуют получить от недобросовестного партнера не тот товар или товар не того качества, о котором договаривались.

vrezka

Такие истории у наших клиентов были в разных портах и с разными товарами: гранит, деревянные полы, электроника… Типичная история: предприниматель получает фотографии товара по почте, а затем с легкостью оплачивает поставку. Далее стандартная схема: плиты/платы разбиты, деревянные полы расслаиваются. Непонятно, кто виноват. Завод отказывается признавать факт брака и перекладывает ответственность на тех, кто занимался логистикой. После долгих хождений по инстанциям (ТПП, посольство, торговые представительства) клиент решает подать дело в китайский арбитраж или суд. Но внимание! Если в контракте не прописаны четкие стандарты, в суде очень сложно доказать, что товар не соответствует тому уровню качества, который вы оговаривали.

В таких ситуациях большая удача, если клиент оплатил только 30% депозита за партию, либо договорился о возврате средств товаром, потому что доказать правоту в суде практически невозможно, а возвращать товар обратно из России в Китай нет никакого экономического смысла. Лучше проверить весь товар заранее, и не раз.

 

Защита интеллектуальной собственности

За последние 20 лет Китай приобрел репутацию страны, где закон об интеллектуальной собственности никто не соблюдает. К слову сказать, это неправда. На самом деле механизм защиты интеллектуального права в чем-то работает как часы, однако он похож на обоюдоострый меч, чем зачастую пользуются разного рода мошенники.

Пример из практики. К нам обратился клиент, товар которого под его собственной торговой маркой был изъят китайскими таможенниками при прохождении границы. Торговая марка нашего клиента была запатентована в России еще в 2008 году, в Гонконге — в 2011-м. Однако соглашение не распространялось на материковый Китай, где размещается производство.

Чем и воспользовался один предприимчивый китаец, сделав временную регистрацию этой торговой марки.

Таким образом, товар был изъят таможенниками на вполне законных основаниях, а китаец за передачу прав на марку запросил около $100 000.

 

Так что лучше всего изначально понимать, где будет применяться закон об интеллектуальной собственности. Ведь если бы клиент, уже потратив деньги на регистрацию марки в Гонконге, доплатил немного за расширение права на весь Китай, проблемы бы не возникло.

У этой истории, кстати, относительно счастливый конец — торговая марка не была для клиента важна настолько, чтобы выкладывать за нее крупную сумму, поэтому он просто поменял ее название. И это было мудрое решение. Судебный процесс с защитой интеллектуальной собственности имеет много нюансов.

Популярные схемы «развода»

Напоследок мне хотелось бы рассказать о некоторых схемах откровенного мошенничества в Китае. Начинается рассказ клиента обычно так: «Они представлялись солидной компанией, у них был крупный сайт на английском с фотографиями фабрики». Далее история развивается по одному из типовых сценариев.

Сценарий 1: «Мы оплатили 100% депозита, теперь они не выходят на связь».

 

Суть: Безопаснее всего работать по минимальной предоплате. Если выбора нет, возьмите хотя бы скан паспорта директора компании и учредительные документы.

Сценарий 2: «Мы не успели проверить товар, завод выслал нам его без оплаты. Нам сказали, что он уже в порту, коносамент нам дадут только после оплаты товара».

Суть: Товар проверяется всегда, еще в Китае. Если у вас нет возможности слетать в Китай, поручите это дело своим партнерам в Китае, затем проконтролируйте весь процесс, пока товар не будет проверен на 100%.

Сценарий 3: «Менеджер, с которым мы общались, подписал контракт и поставил печать, а теперь...»

 

Суть: Право подписывать контракт имеет только генеральный директор, и не всегда это директор, которого вы видите на заводе, и уж тем более не менеджер. Также все печати должны проверяться перед подписанием контракта. Чаще всего печать, которую норовит поставить контрагент, имеет нестандартный вид — четырехугольная, синяя, полностью на английском. Правильный ответ: красная круглая печать со звездочкой посередине (действует не везде).

Сценарий 4: «Они попросили перевести деньги на счет в Германии. Когда мы отказались, выбрали гонконгский счет».

Суть: Обычно гонконгские офшоры зарегистрированы с минимальными вложениями, уставной капитал гонконгской компании составляет пару тысяч долларов, а по закону они не могут отвечать за сделку выше их уставного капитала. Чаще всего такие компании зарегистрированы для отвода глаз. За то время, пока вы разбираетесь, где подать в суд, в Гонконге или на материковом Китае, мошенники успевают замести следы.

Сценарий 5: «Мы познакомились с ними на выставке и начали переписку, затем они попросили нас связываться по другому почтовому ящику, дали другие реквизиты».

 

Суть: Это довольно распространенный вид мошенничества. Либо почтовый ящик добросовестного поставщика взломан и переписку начинают третьи лица, либо кто-то из недобросовестных менеджеров пытается заработать. Как правило, получив депозит, человек перестает выходить на связь.

Сценарий 6: «Они представились филиалом крупного завода в Пекине. Но когда мы приехали на место, там ничего не было».

Суть: Лучше всего проверять адреса фирм через юристов, большинство компаний мошенников находятся в квартирах и в жилых районах. Тогда как заводы чаще всего расположены в индустриальных зонах и отдаленных поселках.

Ежемесячно мы помогаем решать от трех до десяти дел, связанных с юридическими вопросами. И вот что я могу сказать совершенно точно: чаще всего в подобных ситуациях виноваты сами потерпевшие и спорных ситуаций можно было избежать, если бы предприниматели изначально вели себя осторожно, не надеясь на русское авось. Успеха в сделках с Китаем обычно достигают компании, которые не жалеют времени и денег на изучение вопроса, анализируя все возможные факторы риска.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+