К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Анализ для встряски: как не попасть под удар налоговиков

Фото Зураба Джавахадзе / ТАСС
Фото Зураба Джавахадзе / ТАСС
У налоговиков есть обкатанная технология поиска компромата на компании. Что может противопоставить бизнес?

Московская компания, торгующая строительными материалами, заказала нам аудит бухгалтерского и налогового учета. Наши юристы, используя алгоритм преданализа налоговой службы, без большого труда выявили ее сомнительных контрагентов и начертили схему минимизации налогообложения. Гендиректор смотрел на результат так, будто ему показали удивительный фокус.

Многие российские компании до сих пор наивно храбрятся: «Пусть налоговики придут и попробуют у нас что-то найти…». При этом большинство храбрецов не осознает, что если налоговики пришли, то все, что им надо, уже найдено и требуется лишь собрать дополнительные доказательства. В каждой налоговой инспекции существует отдел предпроверочного анализа, его задача – обобщить информацию о налогоплательщике и сформировать заключение для коллег, стоит ли проверять компанию, в какую сторону есть смысл «копать» на выездной проверке и на какую сумму доначислений можно рассчитывать.

В первую очередь запрашиваются выписки в банках по счетам налогоплательщика и его контрагентов, изучается бухгалтерская и налоговая отчетность контрагентов для того, чтобы понять – липовый контрагент или нет.

 

На этом этапе налоговики могут определить, выводятся ли деньги через контрагента, по назначению и сумме платежа, а также по тому, как и за что платит сам контрагент.

Например, когда в конце квартала деньги отправляются за маркетинговые, информационные, консультационные услуги, регламентные работы на оборудовании и т .д., необходимость которых неочевидна. Или когда суммы выплат за необходимые услуги (допустим, клининговые) сильно меняются от квартала к кварталу и не соответствуют рыночным ценам.

 

Когда назначение и сумма платежа хорошо замаскированы под реальный бизнес, то налоговики изучают саму компанию-контрагента. Их интересует: есть ли у компании-контрагента сотрудники, начисляется ли им заработная плата, если это торговая организация, то имеются ли у нее склады, если строительная компания, то есть ли техника, если это транспортная компания, то какой у компании автопарк. Наконец, есть ли ежемесячные платежи за аренду офиса, канцтовары, связь и прочие присутствующие в деятельности каждой реальной фирмы мелкие расходы. Если ничего нет, то это сигнал, что контрагент липовый. Аналогичный анализ проводится по контрагентам второго звена и далее. В поисках доказательств вывода денег и отсутствия реальных хозяйственных операций налоговики проверяют бизнес-связи на три-четыре звена в глубину.

Казус заключается в том, что компания «А», которую проверяют по преданализу, может не знать у существовании у своего контрагента «Б» сомнительных контрагентов «В» и «Г». Но налоговики изучают всю цепочку, и претензии с ее «хвоста» могут вернуться к вам. Зачастую они прослеживают весь путь денежных средств, которые могут быть без вашего участия и интереса, например, выведены в офшоры, и используют этот факт для создания в суде имиджа компании как недобросовестного налогоплательщика.

Что делать, чтобы не попасть под удар? Первое: перестаньте отправлять деньги просто по реквизитам, которые вам дает другая сторона, и начните проверять контрагентов по доступным источникам. Это должно стать привычкой, если вы не хотите иметь проблемы с налоговой. Второе: проверьте по базам типа СПАРК или «Контур-Фокус» директора контрагента на массовость. Если он возглавляет ненормальное количество (более пяти) организаций с совершенно разными видами деятельности, то связываться с таким контрагентом категорически не стоит – вы привлечете к себе внимание налоговиков. Третье: ваш платеж должен совпадать по назначению с основным видом деятельности контрагента. Четвертое: выбирайте таких контрагентов, которые будут правдиво отражать операции по счетам в отчетности и платить налоги, а также обязательно сдавать в ИФНС книги покупок и продаж и отражать в них сделки с вашей компанией.  Пятое: не забывайте проверять показатели своей деятельности на соответствие 12 критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, обозначенным в приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ («Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

 

В поисках компромата инспекторы все активнее используют допросы должностных лиц контрагентов, а также лиц, связанных с изучаемой компанией: ее директора, главного бухгалтера, нынешних и бывших сотрудников, а также родственников.

Недавно к нам обратился директор одного рекламного агентства: его вызвали в налоговую инспекцию и выясняли, помнит ли он, сколько сотрудников у него работало в прошлом году, умеет ли пользоваться интернет-банкингом, с какого ip-адреса он входит в банк-клиент, кто и как назначил его на должность, какие у него полномочия и т. д. Если обнаруживаются признаки, что директор – номинальный, налоговиков ничто не остановит от того, чтобы доначислить НДС и налог на прибыль по сделке с данным контрагентом. Поэтому, если у вас нет стопроцентно надежной версии событий, вы не помните чего-то или не можете пояснить, лучше вообще не идти на допрос в налоговую инспекцию. Стоит пожертвовать несколькими тысячами рублей на штраф ради того, чтобы ваши слова не были использованы против вас.

Будьте уверены, что налоговые инспекторы проведут сбор информации доступными им способами и сделают аналитику открытых источников в интернете. На сайтах компаний предприниматель должен выкладывать только ту информацию, которая соответствует юридической структуре бизнеса. Например, бизнес разделен на формально не аффилированные лица, а на сайте они представлены как одна структура: «в нашу группу компаний входят…». Эта откровенность сегодня имеет свою цену – налоговики приходят с проверками сразу во все компании группы и, установив их аффилированность, начинают выявлять схемы оптимизации налогов. Решение дробить бизнес должно быть обусловлено реальными экономическими причинами. Важно, чтобы компании не пересекались по директорам и штатам сотрудников и полностью различались по роду деятельности. Еще лучше, если они не будут располагаться в одном офисном центре.

Налоговая инспекция имеет массу возможностей по взиманию налогов с физических лиц. Например, если компания не в состоянии заплатить налог, то инспекция может привлечь конкретных физлиц к субсидиарной ответственности. За долги сейчас может ответить наемный директор компании при наличии приговора по ст. 199 УК РФ, когда он обязан выплатить налоги за компанию, если виновен в их неуплате (определение ВС РФ № 81-КГ14-19 от 27.01.2015 года). С помощью ЕГРЮЛ, ЕГРН, ПК ВАИ, FIRA PRO и других баз данных выясняется, в каких компаниях физлицо работает и получает доход, собираются сведения о его доходах в виде процентов по вкладам в банках, сведения о недвижимости и лицах, зарегистрированных в ней, сведения об автомашинах и прочем. Таким образом налоговики выясняют, как живут учредители, директора и прочий топ-менеджмент компании.

Реальная жизнь такова, что суммы доначислений после проверок выросли до космических масштабов. Если раньше сумма доначислений для компаний с годовыми оборотами от 500 млн рублей была на уровне 3-5 млн рублей, то теперь доначисления составляют десятки миллионов рублей и становятся весьма чувствительны для бизнеса. Когда налогоплательщик исследован масштабно и всесторонне, сотрудники отдела преданализа оформляют результаты мониторинга источников информации, делают вывод о целесообразности проведения выездной проверки и дают рекомендации по суммам доначислений. В любом государстве незнание законов не освободит вас от ответственности. Берегите себя.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+