К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Каким предпринимателям дает деньги Москва

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Условия получения субсидий и примеры из предпринимательской практики

Может предприниматель с улицы рассчитывать на госпомощь? Приходят за ней лишь неудачники или поиск любой, даже такой возможности получить деньги на развитие — черта предприимчивого человека? Анатолий Иванцов, учредитель рекламной компании «Хорошие люди», уверен, что лучше добиваться всего самостоятельно и рассчитывать только на свои силы: «Когда я начинал бизнес и мне нужны были деньги, я продал квартиру и вложил деньги в бизнес. Жил на съемной квартире, но субсидий у государства не просил». К государственной программе помощи Анатолий относится скептически: «Время, которое я потрачу на получение этих субсидий, лучше использовать для получения хороших контрактов».

Однако несмотря на скепсис, традиционно сопровождающий любую государственную инициативу, в декабре 2011 года в Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы (ДНПиП) было зафиксировано рекордное количество заявок — 340. В 2011 году ДНПиП выделил более 900 млн рублей на субсидии малому и среднему бизнесу. За год было подано около 1000 заявок, из них одобрено 794. Главное условие получение таких субсидий — победа в конкурсе заявок.

Представители ДНПиП составили два портрета типичных предпринимателей, которые обращаются за поддержкой. Первый тип — мужчина (реже женщина) 30-35 лет, современный, активно пользующийся интернетом. Такие люди настроены на позитив, у них горят глаза, они готовы работать круглые сутки. Второй тип — мужчины постарше (43-45 лет). Как правило, у них уже есть некий не слишком успешный бизнес-опыт. Они недоверчивы, подозрительны, не особенно надеются на помощь города и приходят за ней как за последней надеждой поднять свое дело.

 

Кому же достаются деньги и что нужно для их получения?

Начинающие компании

Размер: до 500 000 рублей

 

Выдано по программе: в 2010 году — 490 проектов на общую сумму 525 млн рублей, в 2011 году — 269 на сумму более 130 млн рублей

Условия получения: Субсидия предназначена для компаний, чей возраст не превышает двух календарных лет и которые не занимаются оптовой и розничной торговлей, игорным бизнесом, производством и реализацией подакцизных товаров, полезных ископаемых

Пример: Компании Premium TeleCom, предоставляющей услуги по обеспечению телефонной связью и интернетом предприятий и бизнес-центров в Москве, а также жилых поселков в Подмосковье, на начальном этапе развития требовались большие инвестиции. «Попытки обратиться в банк за кредитом ни к чему не привели, — рассказывает Лидия Царенко, генеральный директор Premium TeleCom, — поэтому мы обратили внимание на программы ДНПиП. Департамент предоставляет субсидии на безвозвратной основе, не облагая налогом, взамен просит отчитаться о выполнении условий договора». На сбор документов у Premium TeleCom ушло около недели, первые деньги удалось получить уже через месяц. Через четыре месяца фирма полностью отчиталась по расходованию средств и налогам. «Благодаря нашей первой субсидии выручка заметно увеличилась, и мы смогли нанять новых сотрудников», — говорит Царенко.

 

Компании с приоритетными видами деятельности

Размер: до 5 млн рублей или 25% от стоимости основных средств или суммы привлеченного кредита

Выдано по программе: 54 гранта на сумму более 190 млн рублей

Условия получения: Субсидия предназначена для покрытия затрат, связанных с модернизацией производства, для компаний, которые занимаются производственной (включая строительную, архитектурную, изыскательную), инновационной, здравоохранительной, образовательной и ремесленнической деятельностью. Для получения такой субсидии необходимо привлечь кредит или заключить договор лизинга на срок более 3 лет для приобретения, реконструкции, капитального ремонта основных средств. Затраты в рамках таких соглашений должны быть произведены не ранее 1 января 2010 года. К заявке компаниям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, потребуется приложить документы, подтверждающие наличие производственных и других помещений, необходимых для реализации проекта, а также копии патентов и лицензий.

Пример: Салону красоты «Дерксен», существующему с ноября 2008 года, удалось получить субсидию как приоритетному направлению бизнеса в размере 50% от стоимости оборудования. На экспертизу заявки и подписание договора ушло около 4 месяцев (заявку подали в сентябре, а деньги пришли в декабре). «У нас возникли некоторые бюрократические проволочки: мы прошли две комиссии, окружную и городскую (с 2011 года осталась только городская комиссия. — Forbes), — рассказывает Андрей Старостин, руководитель компании. — Предварительно от нас требовалось заключение договора купли-продажи с фирмой-поставщиком. Когда к нам приехала независимая  экспертная комиссия для оценки оборудования, приходилось отвечать на кучу вопросов: вплоть до того, сколько стоит уплотнительное резиновое кольцо, входящее в комплектацию аппарата.

Инновационные предприятия

Размер: до 500 000 рублей на патентование и защиту ИС в России, до 1 млн рублей на патентование и защиту ИС за рубежом, до 5 млн рублей на создание опытного образца.

 

Выдано по программе: 64 гранта на 255 млн рублей

Условия получения: субсидия предназначена для предприятий, где в основе бизнеса лежит научная разработка (результат НИОКР), которая в будущем может быть коммерциализирована (может быть пройдена сертификация, патентование и пр.). Также на получение данной субсидии может претендовать предприятие, созданное с участием вузов и НИИ (ФЗ №217). На конкурс заявок представляются ТЭО, а также копии патентов, лицензий и прочей разрешительной документации. Еще одно обязательное условие — софинансирование проекта самим предпринимателем (доля госденег не может превышать 50%).

Пример: Опыт успешного получения первой субсидии подтолкнул компанию Premium TeleCom к решению привлечь от ДНПиП средства на разработку инновационного программного продукта, позволяющего корпоративным клиентам компании (а позже и физическим лицам) оптимизировать расходы на мобильную связь. «Подразделение компании, занимающееся инновациями, получило офисное помещение в Технопарке «Строгино», — рассказывает Лидия Царенко. — Около месяца мы писали заявку, месяц она проходила экспертную оценку, и еще месяц ушел на подготовку договора с департаментом».

Участники выставок, ярмарок, конференций

Размер: 2/3 затрат компании на участие в российских выставках или 50% от общего объема средств, необходимых для участия проекта в международных мероприятиях. Максимальный размер субсидии — 250 000 рублей

 

Выдано по программе: 191 грант на сумму более 34 млн рублей

Условия получения: Дополнительно придется предоставить документы, подтверждающие участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Например, заверенную копию договора аренды выставочных площадей или договора участия в деловой миссии, заверенные копии платежных документов, подтверждающие произведенные затраты. В качестве отчетности от вас потребуют справку в свободной форме о результатах деятельности (в том числе в ней надо будет указать прирост выручки, объем добавленной стоимости, размер налоговых выплат и количество созданных рабочих мест за период с момента получения субсидии)

Пример: ТД «Слобода» на протяжении 10 лет занимается поставками медицинского оборудования. В сентябре этого года компания подала заявку на субсидирование части расходов, связанных с участием в выставках. Заявка получила одобрение департамента, деньги в размере 250 000 рублей на счет пока не поступили. «При подготовке заявки мы воспользовались бесплатными услугами Центра развития предпринимательства ЮВАО, поэтому с бумажной работой сложностей не было», — комментирует Екатерина Турковская, заместитель генерального директора ТД «Слобода».

Компании, использующие лизинг

Размер: до 100% затрат по первому взносу, но не более 5 млн рублей, а также 25% первоначальной стоимости предмета лизинга (сумма затрат учитывается без НДС)

 

Выдано по программе: 116 грантов на сумму около 255 млн рублей

Условия получения: субсидия не предоставляется предприятиям оптовой и розничной торговли. Заявка на субсидию должна содержать копию договора лизинга или письмо-согласие. Также требуются заверенные претендентом и лизинговой компанией документы, подтверждающие затраты на уплату первого платежа.

Пример: Компания «Восток-Сервис», занимающаяся производством спецодежды, получила сразу оба вида поддержки: и 49-процентную компенсацию первоначального взноса, и ежемесячные финансовые транши по погашению процентов лизингового договора (всего около 4 млн рублей). Как отмечает Лилия Чуркина, главный бухгалтер компании, проблем с подачей документов не было. На конкурс им пришлось предоставить заявление, бизнес-план, расчет-обоснование, справку о среднесписочной численности сотрудников и о выручке за последний год, справку об отсутствующей просроченной задолженности по заработной плате и договор лизинга, подтверждающий перечисление денежных средств компании-лизингодателю.

В рамках субсидированных лизинговых договоров строительная компания «РемСтройМонтаж», существующая уже 7 лет, приобрела 8 лифтов на сумму 12 млн рублей, из которых 10 млн субсидируются. «Кроме ежемесячного расчета субсидии и копий платежных поручений от нас требуют оформления дополнительной отчетности раз в квартал», — рассказывает Татьяна Савченко, главный бухгалтер компании «РемСтройМонтаж».

 

Экспортно ориентированным предприятиям

Размер:

до 50% затрат на уплату ежемесячных процентов (до 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату предоставления кредита — рубли, до 6% годовых — иностранная валюта), если субсидия привлечена на возмещение процентов по кредитам, привлеченным на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях.

- до 50% произведенных затрат, если субсидия привлечена на возмещение затрат, связанных с сертификацией, регистрацией продуктов, а также другими формами подтверждения соответствия.

- 2/3 затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (возмещению не подлежат расходы на проезд, наем жилых помещений и питание).

 

- 2/3 затрат, связанных с регистрацией и правовой охраной ИС за рубежом.

- до 50% затрат, связанных с оплатой услуг по разработке средств индивидуализации компании и товаров (фирменное наименование, товарный знак, промышленный образец).

Выдано по программе: первая и пока единственная субсидия по этой программе была выдана на последней комиссии департамента от 5 декабря. Ее получило ЗАО «Чистюля», которое занимается производством моющих веществ для промышленности: от средств для дезинфекции канализации до средств для очистки нефтяных загрязнений на нефтеперерабатывающих заводах. «Чистюля» получила субсидию в размере 118 000 рублей.

Условия получения: помимо ТЭО для получения субсидии могут потребоваться копии кредитных договоров, договоров о регистрации и правовой охране интеллектуальной собственности, копии документов, подтверждающих участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, и др.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+