Как человек, открывший России Патрисию Каас, стал серийным бизнесменом | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Как человек, открывший России Патрисию Каас, стал серийным бизнесменом

читайте также
+2357 просмотров за суткиСоздатель Всемирной паутины Бернерс-Ли рассказал о главной угрозе для интернета +692 просмотров за суткиНайти $1 млрд. Mozilla меняет поисковик Yahoo на Google +73 просмотров за суткиОбновление MSCI Russia и дивиденды Сбербанка. Что важно знать инвестору на этой неделе +360 просмотров за суткиКуда вложиться завтра. Пять инвестиционных идей глобального рынка +29 просмотров за суткиПортфель для киномана. Сколько можно заработать на инвестициях в кино и сериалы +133 просмотров за суткиМаргарита Былинина: «Личный бренд — это искусство делать крутые проекты» +24 просмотров за суткиЗима близко. В какие активы стоит инвестировать в ноябре +23 просмотров за суткиЗаседание ФРС, налоговая реформа Трампа и встреча ОПЕК. Что важно знать инвестору на этой неделе +23 просмотров за суткиЭволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам +7 просмотров за суткиСюрпризы от центробанков, новости из Каталонии и отчетность ретейлеров. Что важно знать инвестору на этой неделе +8 просмотров за суткиОпасный Wi-Fi. Как защитить компьютеры и телефоны от взлома +1 просмотров за суткиОтчетность корпораций, китайские коммунисты и акции металлургов. Что важно знать инвестору на этой неделе +16 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +52 просмотров за суткиСезон отчетностей, ураган «Нейт» и дивиденды. Что важно знать инвестору на этой неделе +5 просмотров за суткиКаталонский кризис. Чем события в Испании опасны для инвесторов +1 просмотров за суткиРеферендум в Каталонии, налоговая реформа Трампа и цены на нефть. Что важно знать инвестору на этой неделе +10 просмотров за суткиПод присмотром: во сколько обойдется система распознавания лиц на улицах Москвы +4 просмотров за суткиОсенние настроения: чего ждать от российского рынка акций в ближайшие месяцы +4 просмотров за суткиТемный лабиринт, полный программистов. Что нужно преодолеть Интернету на этапе становления +10 просмотров за сутки«То, что мы называли книжным рынком, больше не существует». Линор Горалик о писательском бренде и гендерном равноправии +4 просмотров за суткиЯдерное оружие, акции банков и ритейлеров. На что обратить внимание частному инвестору?

Как человек, открывший России Патрисию Каас, стал серийным бизнесменом

Лидия Хазова Forbes Contributor
Олег Чельцов фото предоставлено
Предприниматель Олег Чельцов о блефе, дешевом хостинге и идеях для стартапов в интернете

Олег Чельцов родился и вырос во Франции. Еще мальчиком он мечтал стать предпринимателем, в школе делал упор на точные науки. Изучал математику в Технологическом институте Гренобля, получил диплом MBA в Нью-Йорке. Закончив учебу, шесть месяцев работал в L’Oreal, а затем перешел в музыкальный бизнес. «В начале 1990-х я плохо знал Россию, денег у меня не было, но было желание рискнуть, - говорит Олег. - По-хорошему я занимался блефом. Представился Патрисии Каас большим русским продюсером, сказал, что в России у нее много фанатов – на самом деле никто и не слышал о ней. Затем я без связей вышел на директора «Олимпийского», организовал рекламную кампанию – и выступление певицы состоялось».

Все прошло успешно, но быть продюсером Олег не захотел. «В шоу-бизнесе можно быстро заработать деньги, но потом их лучше вложить в более выгодное дело с точки зрения долгосрочной перспективы, - говорит Олег. – В музыкальной индустрии сегодня вас ждет успех, а завтра – неудача и вы можете потерять все. Никогда не знаешь, сколько билетов будет продано, а платить артисту гонорар нужно».

Хостинг от Amen

Олег вернулся во Францию и увлекся новыми технологиями. Он открыл первую в стране хостинговую компанию с доступными каждому ценами – Amen.fr. (ведущий хостинговый ресурс во Франции, в 2004 году продан Vianetworks - Forbes.ru). Интернет развивался, люди все чаще и чаще покупали хостинг, и им требовались изображения, чтобы заполнять плодившиеся сайты. «На тот момент в Европе существовали только традиционные фотобанки, их изображения были очень дорогими - от $100-300. Картинки же требовались всем - не только дизайнерам и крупным компаниям, но и небольшим предпринимателям». Тогда и был задуман банк стоковой фотографии – Fotolia. Схема, по которой фотограф бесплатно предоставляет свои работы и получает прибыль за скачивания, а заказчик платит всего $1 за фото, была ясна Олегу, но не фотохудожникам. Долгое время они не понимали, в чем резон бесплатно отдавать свои произведения. Только единицы соглашались выложить на сайт свои работы – и то не самые лучшие. «Всегда сложно объяснить новую модель и ее потенциал. Прошло много времени, прежде чем на сайте Fotolia появились тысячи изображений, сформировалась база данных и начались продажи, - вспоминает Олег. - Было тяжело, мы работали в убыток, а ведь я и не был уверен, начнем ли мы вообще когда-нибудь продавать».

Стоковые фото от Fotolia 

Хороший интернет-проект сам себя быстро раскручивает, считает Олег. Так произошло и с Fotolia – фотобанк стал лидером в Европе. «Важно, в какой момент ты начинаешь бизнес. Нам повезло, что мы первыми вышли на европейский рынок, в Америке мы появились позже Shutterstock и Istockphoto и не смогли опередить их». Сегодня фотографов искать не приходится. Они приходят сами и открывают аккаунты. «Мы только занимаемся менеджментом сообщества, - говорит Олег. - Организуем маркетинговые выставки, чтобы встретиться с потенциальными клиентами. Общаемся с фотографами, проводим для них фотосессии: сами арендуем площадку, нанимаем моделей».

Чельцов постоянно генерирует спецпредложения. Покупая хостинг, клиент бесплатно получает фотографии Fotolia. Издательские и полиграфические дома используют изображения фотобанка для своей продукции. Fotolia предлагает большой API, пакет готовых услуг, – пользователи могут печатать изображения, где-либо размещать их, создавать на их основе логотипы, бренды и пр.

Сегодня рынок традиционных фотобанков (Corbis, Getty) сужается, их продажи сокращаются на 20-30% в год. Предпринимателям нет смысла платить в 30 раз больше за тот же продукт. Они используют стоковую фотографию и сокращают бюджет в 10-20 раз. Рынок же стоковой фотографии насыщен: по-настоящему растут и зарабатывают единичные компании - между ними поделены все крупные клиенты. По мнению Олега, шанс есть у тех предпринимателей, которые обратят внимание на Азию, Китай, например. Fotolia, например, европейский фотобанк, и стиль фотографий у него европейский. «Если в Америке любят использовать изображения людей смешанных рас: африканцев, азиатов, - говорит Олег, – то для немецких, российских компаний больше востребована европейская внешность, славянское лицо. Допустим, открываете вы в России адвокатскую контору, не думаю, что на своем рекламном баннере вы захотите иметь испанских, южноамериканских людей. В России нужны фотографии, изображающие реалии русского бизнеса, в Китае - нет. Мы предлагаем мало фотографий в азиатском духе – вот направление, в котором можно двигаться другим компаниям».

Идеи для инвестиций в интернете

Успех Fotolia укрепил Олега в желании и дальше заниматься бизнесом в интернете. Всегда находились знакомые, которые случайно упоминали тот или иной проект. Среди многочисленных стартапов Олег выбирает те, что продвинулись дальше «просто идеи»: уже есть сайт, положено начало сервиса, видны транзакции. «Но самое главное – это команда, - говорит Олег. – Вовсе не обязательно, чтобы она была опытной. Достаточно двух-трех создателей, готовых много работать и понимающих, чего они хотят. В одиночку сложно принимать решения и добиться успеха».

Среди наиболее удачных своих проектов Олег называет Beyondtherack – аналог KupiVIP в России. За два года существования оборот вырос до нескольких сотен миллионов в год, инвестиции вернулись и начала поступать прибыль. «Социальная торговля, распродажа в интернете – очень привлекательная ниша, думаю, она будет и дальше распространяться не только на одежду, но и на мебель, путешествия».

Масштабные интернет-проекты без четкой бизнес-модели неинтересны. «В таком случае нужно достичь размеров Facebook, чтобы заработать деньги». Лучше, считает он, обратить внимание на craft-sourcing, как сайт Etsy. Люди  сами шьют, делают вещи дома, заходят на сайт и продают их. «Fotolia тоже своего рода craft-source, - говорит Олег. - Любой, кому нравится фотографировать, может предложить свои произведения. Люди в какой-то мере бесплатно работают, отдают вам то, что создали, а вы получаете комиссию от продаж».

Выгодными станут вложения в проекты, связанные с платежами, как Square в Америке. «Стоит добавить маленькое устройство, и каждый человек может принимать платежи через iPhone. Похожие компании могли бы развиваться по всему миру», - считает Олег.

За двадцать лет Олег проинвестировал более 40 стартапов в интернете. «Я люблю новые технологии, - говорит Олег. – Ведь интернет – это магазин на весь мир. Здесь самые перспективные вложения, самый большой потенциал роста, самая крупная прибыль, если не брать в счет нефть и газ, которых во Франции и нет».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться