Навальный в шоколаде | Forbes.ru
$59.14
69.44
ММВБ2155.82
BRENT63.00
RTS1147.61
GOLD1282.03

Навальный в шоколаде

читайте также
+269 просмотров за суткиРоссия — не Москва. Почему в нашей стране одни регионы бедные, другие богатые +23 просмотров за суткиНавальный vs Росреестр: могут ли частные лица выступать в защиту публичных интересов +6 просмотров за суткиИскусство клика: как правильно настроить рекламу в сети +19 просмотров за суткиДоброе имя. Какие ошибки допускают бизнесмены, выбирая название бренда +4 просмотров за суткиСолист U2 Боно: «Капитализм — это дикий зверь, которого нужно приручить» +57 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +6 просмотров за суткиПолитическая преграда. Как строят «стену Трампа» между Мексикой и США +9 просмотров за суткиОпасный фон. Как развивается экономика в регионах, где могут уволить губернаторов +5 просмотров за суткиПолитика в соцсети: как контроль рекламы может навредить Facebook +2 просмотров за суткиFacebook в Белом доме: как соцсеть помешает вмешиваться в выборы +653 просмотров за суткиНесбывшиеся преемники. Кто будет следующим правителем России? +4 просмотров за суткиМинобороны Индии возглавила первая женщина со времен Индиры Ганди +77 просмотров за суткиВершители судеб: современники в списке самых влиятельных людей столетия по версии Forbes +1 просмотров за суткиСамоирония и интерактив как способы разрядить обстановку и помириться с клиентом +2 просмотров за суткиРебенок в соцсетях: зачем Nike заключил контракт с 9-летним футболистом +1 просмотров за суткиОдин на миллион: обеспечить персональный подход каждому клиенту +4 просмотров за суткиБренд и бизнес: как бренд может повлиять на финансовые результаты компании +19 просмотров за суткиНа крючке: как привлечь клиента в нужное время и в нужном месте +3 просмотров за суткиМузыка денег: экономический эффект от музыкальных фестивалей +2 просмотров за суткиОн же Платов: Путин раскрыл свой псевдоним в разведшколе +2 просмотров за суткиКрым против коррупции: как прошли дебаты Навального и Стрелкова

Навальный в шоколаде

Ирина Кружилина Forbes Contributor
фото предоставлено
Что будет, если добавить в бизнес немного политики?

Андрей Шарков27-летний предприниматель Андрей Шарков из Санкт-Петербурга работать начал с 14 лет. Сначала был сторожем в бизнес-центре, чистил ковровые покрытия, верстал таблицы для автокаталога и даже помогал одиноким подругам матери найти мужа за рубежом — вел за них переписку на английском.

В 18 лет зарегистрировал свою первую компанию — студию дизайна. Офиса тогда не было, заказы по разработке фирменного стиля, визитных карточек и сайтов выполнялись удаленно командой дизайнеров, которых нашел Андрей. Первый бизнес просуществовал год. После того как начались разногласия с дизайнерами, Андрей стал работать один. Больше всего удавалось зарабатывать на корпоративных сувенирах, вспоминает Андрей.

Как-то под Новый год одна крупная компания обратилась к Андрею за помощью в подготовке подарков для своих сотрудников и партнеров. Сложность заключалась в том, что стандартный набор сувениров их не устраивал, клиенты требовали чего-то оригинального. Тогда Андрей распечатал им подборку подарков с одного европейского сайта. Среди прочих сувениров в каталоге был шоколад с фирменным логотипом.

Первый миллион

«Клиенты за это зацепились и сказали, что хотят такой шоколад, — рассказывает Андрей. — Я всячески пытался их отговорить от этой идеи, так как понятия не имел, где можно такое сделать. Мне казалось, что если я назову высокую цену, то они откажутся от этой идеи». За барельефный шоколад Андрей запросил $150 за штуку, и к его изумлению клиенты согласились. Они заказали 300 дорогих фигурных шоколадок и еще 500 обычных с логотипом.

Пришлось искать фабрику, и Андрею повезло: как раз в это время ресторан «Молоховецъ» в Санкт-Петербурге запустил производство сувенирного шоколада. Для самых простых шоколадок с логотипом он нашел подрядчика в Москве. Общая стоимость заказа составила $15 000. Дорого, но все равно гораздо меньше, чем готов был платить клиент.

В итоге все остались довольны, клиенты получили свой шоколад, Андрей же смог пересесть на иномарку. Ему было 19 лет, он учился в университете, хотя сам признается, что появлялся на учебе нечасто. «Шоколадный» опыт показал, что эта ниша на рынке сувенирной продукции свободна, и Андрей стал думать о том, чтобы полностью перейти на  продажу шоколада.

Так появился сайт Shokoladka.ru, а вместе с ним и первый офис. «У меня была мечта, в 20 лет иметь собственный офис, и она тогда сбылась, я был счастлив», — говорит Андрей. Однако все пошло не так гладко, как планировалось. Только год спустя шоколад стали покупать в таком объеме, чтобы можно было не беспокоиться. И все это время приходилось заниматься все той же полиграфией и сувенирами. В 21 год Андрей заработал свой первый миллион рублей.

Личные предпочтения

«Я уже мог купить собственное производственное оборудование, чтобы печатать обертки с логотипами и картинками, которые просили заказчики. А шоколад производился все у тех же подрядчиков, которых нашел в первый раз», — вспоминает Андрей. Большая часть клиентов — крупные компании, с малым бизнесом Андрей работал без энтузиазма. Зато когда в 2008 году наступил кризис и большие компании урезали свои рекламные бюджеты, компанию спасли именно маленькие заказы. В этот момент у Андрея и возникла идея создания Shokobox.ru, под индивидуальные заказы. Люди стали заказывать шоколад на праздники и дни рождения, объем заказов серьезно увеличился, и компания выжила.

Вскоре после этого появились шоколадные наборы с профессиональной тематикой — для дизайнеров, бухгалтеров и банкиров, шоколад с личными фотографиями и наборы для любителей Симпсонов и Angry Birds. «Люди были готовы платить за такой шоколад гораздо больше, чем за обычный, — говорит Андрей. — Так что из кризиса мы успешно выкарабкались».

В 2010 году стал набирать популярность проект Алексея Навального «Роспил». Андрей всегда с интересом следил за политической жизнью и с удовольствием читал блог политика.  Шум вокруг проекта не утихал, стало понятно, что поднимая социальные темы, можно привлечь большое количество аудитории. Это наблюдение стало толчком к созданию набора «Сладкий кусочек бюджета». На маленьких шоколадках появились карикатуры на героев блога «Роспил» и коротенькие цитаты о коррупции в процедуре распределения госзаказов.

Шоколадная политика

«Чтобы разобраться в политической теме, мы пригласили журналиста, который хорошо изучил проект Алексея Навального, — говорит Андрей. — Первые коробки шоколада достались ему». Молодой человек ночью разместил фотографии нового набора у себя в ЖЖ, в интернете началась истерия, уже к утру Навальный написал о шоколаде в своем блоге. Борца с коррупцией особенно порадовал тот факт, что 100 рублей с продажи каждой коробки пойдут в фонд поддержки проекта «Роспил», хотя сам и прокомментировал, что к этим шоколадкам отношения не имеет.

Первые недели сайт Shokobox «лежал» — не справился с количеством посетителей (150 000 обращений в час в первый день), так что пришлось принимать заказы через соцсети. В течение нескольких месяцев продажи совершались каждую минуту. Шоколадки заказывали в здания Госдумы, Совета Федерации и правительства Москвы. На Селигере летом 2011 года, куда отправился Андрей, известные политики и предприниматели сами покупали у него шоколад в подарок «коллегам».

Дальше был набор «ДПС» (дорожно-патрульный справочник), где была информация о «неофициальных» штрафах за нарушения ПДД. Узнав об этом проекте, к Андрею обратилось общество «Синих ведерок», которые к 80-летию ГИБДД планировали совершить автопробег вокруг Москвы. Договорились, что Андрей предоставит шоколад в качестве подарков сотрудникам ДПС. «Сначала они боялись брать шоколад, думали, что отравлен, но потом, осмелев, с радостью угощались», — вспоминает Андрей. Благодаря удачному маркетинговому ходу, чистая прибыль фирмы Андрея Шаркова в прошлом году составила 15 млн рублей.

На днях у Shokobox вышло несколько новых политических наборов. Информация о деятельности оппозиции популярна в интернете, так что Андрей решил откликнуться, выпустив два набора — «Политический» и «Оппозиционный». В политическом наборе на шоколадках изображены Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Борис Грызлов, Валентина Матвиенко и Владимир Чуров. В набор оппозиции попали Алексей Навальный, Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Борис Немцов и Ксения Собчак.

Недавно к Андрею за консультацией по развитию бизнеса обратился молодой предприниматель Максим Яковлев, учредитель компании Tea Persons, которая предлагает чай в пакетиках в форме человечков, куда можно поместить изображение любой персоны. Андрей предложил Максиму сотрудничество — к шоколадному набору теперь прилагается и политический чай.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться