Дойный аппарат: как заработать на доставке фермерского молока | Forbes.ru
$58.87
69.32
ММВБ2152.38
BRENT65.77
RTS1151.85
GOLD1242.65

Дойный аппарат: как заработать на доставке фермерского молока

читайте также
+22 просмотров за суткиСанкции пора отменять. Как вернуть качественные российские продукты на прилавки +115 просмотров за суткиПутин был не прав: мусульманская Индонезия закупила свинину в России +9 просмотров за суткиУзник пармезана: смогут ли российские сыровары сделать сыр как в Италии +6 просмотров за суткиБелая плесень. УГМК занялась сыроварением +16 просмотров за суткиОбогнать СССР. Россия бьет 40-летний рекорд по сбору зерна +12 просмотров за суткиСпорный фрукт: есть ли шанс у аграриев понизить НДС на плоды и ягоды до 10% +3 просмотров за суткиСладкая война: Минсельхоз предложил запретить ввоз сахара из Белоруссии и Казахстана Эффект санкций: как Danone конкурирует с российскими сыроделами Кто накормит Землю: $685 млн инвестиций в искусственный интеллект и роботов в агротехе +30 просмотров за суткиЗаройте ваши денежки: богатейший японец, Безос и Шмидт вложили $200 млн в умные фермы В «молоко»: почему деньги государства не доходят до производителей Клубничные берега: умные агротехнологии становятся «домашними» Остатки антибиотиков: Россия ограничила ввоз молочных продуктов из Белоруссии Где проходят будни министра сельского хозяйства Александра Ткачева Глубокое обучение и iPhone: как пчеловод спасает своих пчел от клещей +31 просмотров за суткиФерма «Колионово» в Московской области привлекла на «IPO на блокчейне» $500 000 Крупнейшие латифундисты: топ-3 владельцев сельскохозяйственных земель в России +17 просмотров за суткиПитательная среда: в рейтинге Forbes-2017 рекордное количество бизнесменов аграрного сектора Александр Ткачев о том, за что олигархи полюбили сельское хозяйство, о пользе санкций и их отмене +137 просмотров за суткиКак все растет: крупнейшие агрохолдинги России на карте, в цифрах и фактах Миллиардер Вадим Мошкович — об экспорте свинины, санкциях и роли цифровых технологий в подготовке к посевной

Дойный аппарат: как заработать на доставке фермерского молока

Иван Соломаха и Владислав Чебурашкин фото Антона Беркасова для Forbes
Компания «Живой поток» стала посредником между фермерами и потребителями молока в городах. Как устроен ее бизнес?

«Три года назад мы провалились в убыток», — вспоминает совладелец двух крупных подмосковных молочных хозяйств и компании «Живой поток» Владислав Чебурашкин. За 2000-е годы в Подмосковье поднялось на ноги много бывших молочных колхозов, они закупили иностранное доильное оборудование и телок европейских высокоудойных пород. Выросла конкуренция, и цена молока с ферм, которое закупают комбинаты, упала до беспрецедентно низкой отметки — 10 рублей за литр (в середине 2000-х давали и 30 рублей).

В 2010 году торфяные пожары окутали столицу смогом. Жители, надышавшиеся воздухом, в котором концентрация угарного газа превысила предельно допустимую в 7 раз, вспомнили про молоко, способное выводить токсины. Пока врачи спорили о полезности для здоровья свеженадоенного (сырого) молока, москвичи забегали в поисках «деревенского эликсира», который стал быстро дорожать. И тут школьный друг и земляк Чебурашкина Иван Соломаха, отдыхавший в Италии, рассказал ему об увиденных там уличных автоматах по продаже молока с ферм. Устройства внешне напоминают советские автоматы с газировкой за 3 копейки. Однако молокомат (калька получилась с распространенного в Европе milkomat) — технологически более сложная конструкция. В ней есть холодильник, поддерживающий температуру 4 градуса, меняющийся каждый день танк с молоком, привезенный с фермы, купюроприемник, а иногда и витрина для сопутствующей молочной продукции — сметаны, творога и пр. Молокомат сначала выдает покупателю пустую стерильную бутылку, потом наливает в нее молоко. После каждой покупки кран обеззараживается струей горячего пара. 

Чебурашкин и Соломаха решли вывести на российский рынок молокоматы как альтернативу стальным бочкам советского образца, к которым до сих пор на московских рынках выстраиваются огромные очереди.

Созданная партнерами в сентябре 2010 года компания «Живой поток» установила уже 40 молокоматов под брендом «А-Молоко» в Подмосковье, из них 90% — прямо на улицах: на платформах, в спальных районах и в оживленных местах, например на горнолыжном курорте Яхрома. Литр продается за 50 рублей (пакетированное молоко высокотемпературной обработки стоит в московских магазинах 30–70 рублей). За I полугодие 2013 года выручка «Живого потока» составила 50 млн рублей. В 2014 году планируется рост продаж на 20%, в том числе за счет расширения торговли молочными продуктами — сметаной, творогом, йогуртами, изготовленными на ферме из непроданного молока, забираемого из устройства вечером. «Пока идея реализована в 25% автоматов, но это удвоило выручку», — поясняет Чебурашкин. Старые автоматы продают примерно на 200 000 рублей в месяц, новые — на 360 000 рублей.

Компания «Живой поток» на 75% принадлежит братьям Чебурашкиным (Владиславу и Станиславу, в равных долях), на 25% — Соломахе. Поднимать подмосковное фермерское хозяйство семья Чебурашкиных (два брата и их отец Георгий) приехала из Норильска, где ей принадлежит несколько компаний по переработке отходов горного производства. Чебурашкины инвестировали в подмосковные колхозы накопленное и заемный капитал. 

Вернувшегося в 2002 году с дипломом MBA из Бостонского университета Владислава семья бросила на сельское хозяйство. В совхозе «Смычка» (ныне «Васильевское»), расположенном в Сергиево-Посадском районе, было 3000 га непаханных полей и уменьшающееся стадо коров. Владели хозяйством несколько сотен пайщиков, у них семья и скупила паи. «На восстановление потребовалось 300 млн рублей и три года», — говорит Чебурашкин. Деньги пошли на покупку коров и бычков-производителей, а также окультуривание полей: качество молока зависит напрямую от корма. В 2004 году Чебурашкины заинтересовались еще одним колхозом — ООО «Дубна плюс» в 40 км от первого, уже в Дмитровском районе.

Сейчас у семьи два хозяйства (доли по 40% у братьев и 20% у отца), в них 4500 коров и 280 работников. Общие инвестиции в две фермы Чебурашкины оценивают в 600 млн рублей. В день фермы производят 35 т молока, из них 14% уходит в молокоматы, а 86%  продаются «Вимм-Билль-Данну» (принадлежит PepsiCo) и через посредников — другим производителям. Закупочная цена сырого молока — 17–19 рублей за литр. «Если бы не молокоматы, фермы работали бы в ноль», — отмечает Чебурашкин. 

После тестирования оборудования четырех поставщиков предприниматели выбрали итальянские молокоматы DF Italia. Уличный молокомат обходится в 1,2 млн рублей, а предназначенный для установки в помещениях — 850 000 рублей. Разница в холодильниках: например, на улице зимой должен быть предусмотрен нагрев. В «Дубна плюс» уже есть цех по обслуживанию автоматов и еще один — по производству молочных продуктов. С развозом молока по точкам справляются четыре грузовика. Весь проект «А-Молоко» обошелся, по словам Соломахи, примерно в 70 млн рублей.

«Молокоматы выгодны для фермеров, этот сегмент сейчас растет», — говорит председатель правления отраслевого союза «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Но, по его мнению, потребители больше доверяют автоматам, установленным в продуктовых магазинах: есть с кого спросить. Соломаха, наоборот, считает самой выигрышной торговлю на улице: аппараты работают круглые сутки, привлекают внимание прохожих подсветкой, танки с молоком удобно подвозить ночью, да и аренда хорошего места в супермаркете обходится в 50 000 рублей в месяц (супермаркетам невыгодно сдавать места, где можно заработать с «полочных» продуктов), а на улице — максимум 20 000 рублей. Расходы в проекте распределяются так: 30% — себестоимость сырья, 40% — логистика, аренда и техобслуживание. Прибыль — 30% от оборота.

Кто еще есть на этом рынке? Татарстанский многопрофильный холдинг «Красный Восток» установил молокоматы в казанских супермаркетах «Эдельвейс» (в этой сети 50 магазинов). Крупный игрок — московская компания Food Milk, владеющая четырмя молочными заводами и производством молокоматов, которые она поставляет за рубеж. У Food Milk 22 молокомата, в том числе в супермаркетах Spar, «Твой дом», «Магнит», «Пятерочка», вскоре они должны появиться в 20 магазинах сети «Азбука вкуса». Своих ферм у компании нет, она закупает молоко у производителей (в том числе на фермах Чебурашкиных). Молоко Food Milk, в отличие от «А-Молоко», в большинстве случаев оплачивают на кассе магазина, а не в автомате, что, как считает совладелец компании Карен Татинцян, помогает договариваться с руководством супермаркетов о сотрудничестве. Наличие молокомата в магазине, по его мнению, способствует росту продаж там же другой продукции Food Milk в 4–5 раз.

Количество молокоматов в Москве может вырасти в несколько раз: департамент торговли и услуг столичного правительства разработал проект «Вендинг», предусматривающий установку в 2013-2014 годах 20 000 торговых автоматов, в том числе и по продаже молока. Если город утвердит схему размещения нестационарных торговых объектов на улицах, Чебурашкины и Соломаха рассчитывают получить 50–100 новых точек, а Food Milk замахивается на 600.

Впрочем, этот бизнес нельзя тиражировать до бесконечности: покупка сырья у переработчиков рано или поздно вызовет рост цен. Чебурашкины настойчивы: сохранить и увеличить долю рынка они пытаются за счет собственного молочного завода, только что построенного рядом с дмитровской фермой.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться