К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Кулинары Кремниевой долины: чем стартап Hampton Creek привлек внимание Билла Гейтса

продукция Hampton Creek Foods
продукция Hampton Creek Foods
Компания Джоша Тетрика научилась синтезировать органический заменитель куриных яиц. Если продукт дойдет на массового потребителя, его создатель может заработать миллиарды

На часах 8 утра, и новый магазин Whole Foods в районе Кастро в Сан-Франциско открывает двери для покупателей. Джош Тетрик выглядит довольно встревоженным для человека, который занимается производством самых сбалансированных на свете продуктов питания.

Он стучит пальцами по поверхности стоящего снаружи холодильника, набитого под завязку блюдами из киноа и салатами из капусты, и приглашает прохожих зайти в магазин. К их вниманию — новинка компании Hampton Creek Foods, майонез растительного происхождения Just Mayo. Желающие могут тут же продегустировать продукт, заправив Just Mayo местное антипасто.

«Позавтракайте нашей брускеттой», — статный голубоглазый Тетрик окликает молодую девушку в штанах для занятия йогой и неоновых кроссовках. Та оборачивается и уже через несколько секунд встает в очередь за Just Mayo.

 

Гендиректор Hampton Creek Тетрик хорошо умеет убеждать людей. В перспективы своего инновационного кулинарного стартапа он заставил поверить фигур такого уровня, что иному начинающему бизнесмену их поддержка попросту вскружила бы голову. Речь прежде всего идет о богатейшем человеке планеты и главном мировом меценате Билле Гейтсе. Его идея производства «еды будущего» идеально совпадает с концепцией проекта Тетрика. Еще $6 млн в Hampton Creek инвестировали Founders Fund Питера Тиля, Khosla Ventures Винода Хослы и миллиардер Том Стейер. Среди поклонников компании — один из самых авторитетных экологических активистов США, бывший вице-президент Альберт Гор.

Для Гейтса и остальных инвесторов Hampton Creek означает веру в возможность создания нового рынка объемом в миллиарды долларов. Эти надежды оправдаются, если технологические разработки компании будут внедрены на глобальном уровне. Тетрик придумал, как человечеству обойтись без куриных яиц в своем ежедневном рационе: альтернативой должен стать порошковый продукт из растительного сырья, который стоит дешевле, не содержит холестерина и предполагает более гуманное обращение с птицами. Типичный для Кремниевой долины проект: приложение лучших предпринимательских практик и последних научных открытий к отрасли, слабо знакомой с инновациями. Заменитель яиц от Тетрика соответствует не только вкусу и запаху, но и цвету и текстуре «оригинала».

 

Билл Гейтс вместе с главой Hampton Creek Foods Джошем Тетриком

«Пищевая индустрия разочаровывает меня по целому ряду причин, и один из самых наглядных примеров — это агрессивные методы птице- и животноводства», — говорит 33-летний предприниматель. С легким южным акцентом он особо упирает на отсутствие этики в промышленном производстве яиц, печально известном жестоким обращением с птицами: бесклювных куриц-несушек постоянно держат в клетках и насильно кормят, чтобы обеспечивать нужный объем.

Забота об окружающей среде не единственный мотив деятельности Hampton Creek: компания в первую очередь хочет стать успешным бизнесом. Коэффициент энергозатрат на производство куриных яиц к энергетической ценности продукта составляет 39 к 1, выше — только у говядины и баранины. Аналогичная пропорция для органического заменителя от Hampton Creek — 2 к 1. В итоге продукт компании Тетрика позволяет существенно экономить: затраты в пересчете на фунт меньше на 39 центов. То же — с растительным майонезом. Производство конечного продукта (который можно встретить лишь на прилавках Whole Foods), в состав которого входят лимонный сок, уксус и другие ингредиенты, обходится на 10% дешевле, чем обычный майонез. «Hampton Creek работает в консервативной отрасли, где бизнес годами делался по одним и тем же схемам. Но у компании есть прорывная технология, которая упрощает весь процесс производства», — говорит Винод Хосла.

 

Пока у Hampton Creek есть всего одна товарная категория, но на подходе — песочное тесто с яичным заменителем, старт продаж которого ожидается в феврале. По оценке Forbes, в первый месяц реализация Just Mayo в рознице принесла компании $1 млн выручки.

Прогресс недавнего стартапа выглядит еще более внушительно, когда узнаешь, что Тетрик был одним из трех худших учеников в своем классе по успеваемости. Уроженец городка Бирмингем в Алабаме, он вырос в семье местного цирюльника на однообразном рационе из куриных крыльев и мучного и с мечтой о карьере профессионального футболиста. Поступив в Университет Западной Вирджинии, Тетрик в итоге полтора года играл лайнбекера в сборной вуза, пока не осознал, что наука — более перспективный способ выбраться из бедности. Он перевелся в Корнелл, где превратился в лучшего ученика своего класса. В 2008 году Тетрик получил юридическую степень в Университете Мичигана. Он сразу выбрал карьеру в области социального, или «зеленого», предпринимательства. Первым проектом начинающего бизнесмена стал ныне не функционирующий сайт 33needs, который занимался краудфандингом.

Тетрик, который стал вегетарианцем в годы учебы в колледже, часто обсуждал этику производства продуктов питания со своим другом детства Джошуа Балком. Балк, ответственный за корпоративную политику в ведущей американской организации по защите прав животных Humane Society, постоянно рассказывал, как продовольственные компании вместо гуманизации обращения с представителями фауны гонятся за наживой, ради чего максимально «удешевляют» производственную цепочку, не задумываясь о последствиях. Эти аргументы и убедили Тетрика потратить в 2011 году $37 000 стартового капитала, скопленного самостоятельно, на проект, который он назвал в честь собаки своего товарища.

«Особый интерес у меня вызвал тот факт, что именно этот парень займется инициативой, защищающей права животных и окружающую среду, — признается партнер Khosla Ventures Самир Кол, на посевной стадии инвестировавший в Hampton Creek $500 000. — Он был упрямым и настойчивым всю жизнь».

Спустя два года Hampton Creek — один из множества стартапов, устроивших себе офисы в бывших складских помещениях на Маркет-стрит на юге Сан-Франциско. Только роль неизменных инженеров-разработчиков софта, уткнувшихся в экраны своих «маков», здесь выполняют биохимики, найденные в Unilever и Otis SpunkMeyer. Молодые ученые работают с поварами, которые по соседству готовят французский тост и печенья из органического сырья — термопсиса и сорго. В лаборатории Hampton Creek проанализированы молекулярные качества полутора тысяч родов растений — все ради поиска оптимальных характеристик для приготовления майонезной эмульсии или аналога омлета.

 

Удачные результаты исследований и хорошее паблисити в виде именитых инвесторов уже заставляют волноваться производителей яиц. Национальная ассоциация производителей США в октябре даже запустила образовательную кампанию под лозунгом «Не принимайте суррогата». Президент организации Джоанн Айви, впрочем, уверяет, что инициатива не связана с Hampton Creek, а в самом продукте компании Тетрика не видит ничего инновационного. Подобные яичные аналоги существовали и раньше, просто занимали маргинальную долю на рынке, поскольку включали синтетические ингредиенты, объясняет она. «Потребители хотят натурального продукта и знакомого производителя, — говорит Айви. — А ничего более натурального, чем куриное яйцо, в природе не существует».

Тетрик готов поспорить: в состав Just Mayo входят органический сахар, каноловое масло и другие ингредиенты, никак не подпадающие под критику конкурентов. «Запирать несушку в клетке на пространстве столь маленьком, что птица не может махать крыльями по два года подряд, — вот что я нахожу антонимом естественности», — парирует он.

Сеть сбыта Just Mayo на сегодня включает уже 120 магазинов. К концу следующего года Тетрик надеется охватить продажами всю страну. Если все пойдет по плану, еще один национальный ритейлер возьмет продукт на прилавки уже в начале 2014-го. Также инновационный майонез может стать обязательным ингредиентом в одной из крупнейших фастфуд-сетей США, соответствующие переговоры ведутся. К рецептам Hampton Creek присматривается и корпорация General Mills.

Глобальный рынок майонеза составляет $11,3 млрд. И это может быть лишь началом экспансии компании Тетрика. Если у Hampton Creek следом получится запустить производство тестозаменителя и научить свой продукт превращаться в аналог омлета, то под угрозой окажется другой рынок — объемом $42,5 млрд, с доминирующим присутствием корпоративных фермерских хозяйств. Перспективы того, что компания донесет свои прорывные идеи до массового потребителя, пока хрупки, словно яичная скорлупа. Но на пути к спасению планеты от устаревших методов угнетения домашней птицы у Тетрика есть мощные союзники в лице миллиардеров-инвесторов, и они непременно помогут ему добиться успеха.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+