Драгоценные модели: как экс-чиновник стал автомобильным ювелиром | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Драгоценные модели: как экс-чиновник стал автомобильным ювелиром

читайте также
+423 просмотров за суткиКто и когда доказал, что Сахалин — остров +709 просмотров за суткиГлавный тренер «Спартака» Массимо Каррера: «Хочешь победить — соблюдай правила» +324 просмотров за суткиОбхохочешься: фильм недели — «Молодой Годар» +556 просмотров за суткиСтоит съесть: трюфели в White Rabbit Family, мидии в Perelman People, винегрет в KM20 +549 просмотров за суткиО России с любовью: высокая ювелирная коллекция Boucheron +8240 просмотров за суткиЗа перегородкой: как летают пассажиры первого класса +1584 просмотров за сутки«Спаситель мира» да Винчи, проданный за рекордные $450,3 млн, стал спасителем рынка +383 просмотров за суткиНормандия, Шампань и Эльзас: гастрономический гид по Франции +144 просмотров за суткиНа аукционе Phillips — Пикассо за $1 млн из коллекции продюсера Элвиса Пресли +187 просмотров за суткиКрестецкая строчка пополнила президентский подарочный фонд +226 просмотров за суткиПять причин освоить восточные единоборства +173 просмотров за суткиВладимир Овчаренко: «Современное искусство работает как Telegram» +127 просмотров за суткиВ Норвегии откроют самый большой в мире подводный ресторан +3735 просмотров за суткиТрюфель за $160406, икра белуги-альбиноса, черный арбуз и другие самые дорогие продукты в мире +725 просмотров за суткиИван Ургант: деньги, шутки, димлама +230 просмотров за суткиАбстракционист Шон Скалли: «Я — однорукий боксер» +110 просмотров за суткиНастоящие венецианцы: 5 бутик-отелей нового тысячелетия +95 просмотров за суткиДиалоги из-под усов Эркюля Пуаро: фильм недели – «Убийство в восточном экспрессе» +54 просмотров за суткиМутанты против киборгов на Олимпиаде-2040 и другие прогнозы спортивного будущего +45 просмотров за суткиСтоит съесть: каннеллони в Aviator, поке в Zodiac, «бабушкин пирог» в Gilda +61 просмотров за суткиЧто произойдет с арт-рынком, когда закончатся «Кувшинки» Клода Моне и иссякнет Пабло Пикассо?

Драгоценные модели: как экс-чиновник стал автомобильным ювелиром

Мария Шилова Forbes Contributor
фото Макс Новиков для Forbes
Гендиректор ювелирной фирмы Gem Tech Евгений Пивень уволился из казначейства, чтобы делать уменьшенные копии ретромобилей Mercedes из драгоценных металлов за €40 000

Экономист Евгений Пивень всегда обожал машины, но поворотной точкой для него стала выставка ретромобилей в Москве в 2006 году. Тогда вместе с будущим партнером по бизнесу Сергеем Рыковым он прогуливался вдоль рядов машин и удивлялся, насколько качественно те были сделаны. «Они практически не отличались от заводских: «нулёвым», на первый взгляд, машинам на самом деле было по 50-60 лет. Это были легендарные автомобили: «Крыло чайки», знаменитый Adenauer, на котором ездил канцлер ФРГ Конрад Аденауэр…», — вспоминает Евгений. Здесь же приятели познакомились с руководителями Chromov Collection - компании, которая продает европейские «олдтаймеры» (классические автомобили) в России. 

Так будущие партнеры узнали, что в Европе коллекционирование раритетных автомобилей — целая индустрия, и предположили, что Россия вскоре пойдет по тому же пути. А те коллекционеры, которые могут позволить себе такие автомобили, наверняка захотят купить и их ювелирные копии, рассуждали друзья. И они решили попробовать заработать на этом.

Встали на крыло

Ни экономист Евгений Пивень, ни архитектор Сергей Рыков с автомобильным и с ювелирным бизнесом до этого дел не имели. Евгений Пивень работал старшим казначеем в отделе госдолга федерального казначейства и о собственном бизнесе только мечтал. Стартового капитала тоже не было, поэтому друзья решили взять в долг. Для запуска производства стандартных украшений найти капитал было довольно легко, но идея с ювелирными машинками никого не впечатляла. В итоге партнеры все же собрали $35 000-$40 000 стартового капитала по друзьям и знакомым. Этого хватило на то, чтобы изготовить несколько первых моделей и создать фирму Gem Tech, которая сейчас существует уже восьмой год. Правда, позже Сергей Рыков проект покинул — сегодня он руководит детским центром автомобильного дизайна в Политехническом музее. «Понял, что ему интереснее работать с детьми», — поясняет Евгений Пивень.

Пробным шаром стала модель Mercedes-Benz 300 SL «Крыло чайки» — она и сейчас стоит у Евгения в кабинете. «Я увидел ее на выставке, и она поразила меня своей красотой. Работа дизайнеров и инженеров впечатляла», — признается бизнесмен. Но у этого выбора были и более прозаичные причины. Этот легендарный автомобиль – самый узнаваемый, а значит, у него больше шансов быть купленным.

У партнеров не было никаких чертежей этой модели. Поэтому они купили несколько похожих игрушечных машин, вышли на сотрудников Mercedes в Германии и попросили их прислать фотографии настоящего «олдтаймера». Данные перевели в масштаб 1 к 24, и «выкройка» машины была готова.

 

 

Оставалось только найти «золотые руки»: московские ювелиры за заказ не взялись. Позже Евгений Пивень понял, почему сыпались отказы: такой уровень работ был немногим по плечу. Пришлось ехать в Ярославль, где партнеры нашли мастера с большим стажем — Бориса Колесникова. Он согласился, и вскоре в их руках оказалась копия легендарного «Крыла чайки» с корпусом из серебра, драгоценных камней и миниатюрным салоном из бивня мамонта. Эту модель предприниматели не стали продавать и оставили для рекламных фотосессий. Позже Gem Tech стал изготавливать более крупные модели, а «Крыло чайки» осталось в качестве талисмана.

После долгих поисков ювелира партнерам стало ясно, что нужно налаживать собственное производство полного цикла, со штатными ювелирами. Сегодня в GemTech пять мастеров, всего же в компании работают 15 сотрудников. Евгений Пивень, чтобы лучше понимать производство, за это время и сам изучил ювелирное мастерство и основы геммологии.

Роль детали

Делать копии машин по фотографиям и «китайским» игрушкам вскоре стало неинтересно: детализация получалась не та. «Нам хотелось проектировать шасси, кузов и другие запчасти с более высокой точностью — так, как это делают в автомобильной промышленности, или хотя бы приближенно», — объясняет глава Gem Tech. Для этого партнеры отправились в Германию. В Mercedes-Benz их радушно приняли и согласились дать лицензию и чертежи нескольких моделей для производства.

 

Сегодня Евгений Пивень ищет редкие автомобили через знакомых — в музеях, в гаражах бизнесменов. Например, он вышел на машину Олега Демина, владельца завода «Велком». «Мы нашли человека, который занимается сканированием. Сейчас он наш партнер, на тот момент у него было хорошее оборудование, — рассказывает бизнесмен. — Мы поехали к Хромову (Олег Хромов — глава Chromov Collection), сказали, что нам срочно нужно отсканировать автомобиль. В процессе оказалось, что наш партнер принес баллончик со спреем, который напоминает детский тальк, и обрызгал им полмашины. Этот «тальк» нужен, чтобы блики на поверхности отполированного автомобиля не мешали сканированию. И в какой-то момент появился Олег — он очень удивился, но не запретил работать».

После сканирования половины автомобиля (вторую отображают зеркально) создается 3D-модель на компьютере. Как правило, она состоит из 250-300 деталей, которые затем сводят в единое целое в компьютерной программе. Благодаря этой схеме под капотом модели в масштабе 1:18 могут установить рулевой редуктор с количеством оборотов, равным его реальному прототипу, спидометр, радио, часы на приборной панели и другие элементы и механизмы, рассмотреть которые без микроскопа удается с трудом.

Приборная панель модели под микроскопом

Ювелирная работа начинается уже после того, как все детали отлиты в металле. Для этого в Gem Tech используют технологию литья по выплавляемым моделям, которая широко применяется в ювелирном деле. На полную сборку одной машинки, цена которой в среднем составляет €40 000, уходит около трех месяцев. Таким образом, за восемь лет Gem Tech при постоянной загруженности могли изготовить не меньше 30 моделей, но на сегодняшний день было сделано только 15 (все модели — Mercedes), еще две сейчас находятся в производстве. Почему партнерам не удалось выйти на планируемый уровень производства?

Теория и практика

Надежды на расцвет российского коллекционного рынка не оправдались — он не разросся до уровня европейского. «Сначала предполагалось делать модели на заказ с предоплатой. Но эта схема не сработала: количество коллекционеров старинных автомобилей оставалось все тем же — чуть больше десятка в Москве. Мы поняли, что можем делать их только сами, вкладывая свои деньги, и продавать уже по факту, когда клиент видит готовый результат. Российский рынок также не оправдал ожиданий: в 2008 году начался кризис», — поясняет Евгений. 

Тогда компаньоны расширили производство: в продажу пошли запонки, брелоки, пряжки — все в автомобильной тематике. Они продавались на профильных мероприятиях (таких как ралли L.U.C Chopard или Mercedes-Benz Classic Day), но бизнес все равно не окупался, пока бизнесмены не нашли свою прибыльную нишу. Сегодня компания зарабатывает за счет создания и продажи корпоративных сувениров из драгоценных металлов и ювелирных украшений на заказ. Информацию о прибыли Евгений Пивень не раскрывает. Но, судя по статусу клиентов, среди которых «Аэрофлот», «Татнефть», «Мегафон», московская мэрия, правительство Республики Татарстан, известные автомобильные бренды, и офису в центре Москвы, у компании дела идут неплохо. При этом Пивень не стал совсем отказываться от создания драгоценных моделей «олдтаймеров». «Машинки дали толчок к тому, почему мы вообще решили заняться ювелирным делом и создали собственное производство», — говорит Евгений.

 Для широкой души

Ювелирные ретромобили стоимостью в десятки тысяч евро позиционируются как эксклюзивные подарки или коллекционные предметы. Бизнесмен говорит, что не стремится к серийному производству и серьезным оборотам. «Несмотря на то, что машинки никогда не были нам в убыток, прибыль от них растянута во времени и нестабильна. Мы продали все наши модели, но это не зарабатывание денег, а все-таки хобби. Каждая машинка — шедевр, мы вкладываем в нее душу», — говорит он.

35-летний бизнесмен знаком со всеми процессами, происходящими в мастерской, и может сам создать 3D-модель автомобиля, но сейчас в основном он занимается менеджментом и новыми идеями. Мысль сделать «Аденауэр» с корпусом из цельного камня принадлежит тоже ему. «Это моя сумасшедшая задумка. Такого еще никто не делал! Я побывал на многих выставках, и увидел, что камнерезное искусство до сих пор ценится, и это очень красиво», — вспоминает предприниматель. Несмотря на разгар кризиса, модель нашла своего покупателя практически сразу. «Это один из тех редких случаев, когда я знаю, что владелец — человек, который действительно любит и разбирается в этом. Все остальные машины просто покупали в подарок как необычный сувенир», — говорит он.

Предприниматель задумывается о том, чтобы выйти с моделями «олдтаймеров» на международный рынок. Пока лишь одна из проданных моделей ушла за рубеж — в Дубай. По крайней мере конкуренции он пока не наблюдает: есть только один ювелир в Германии, который делает похожие вещи. Но Евгений сомневается, что спрос на такие предметы можно найти в рациональной Европе. «Такие вещи будут пользоваться спросом в Эмиратах или России. С Европой сложнее: у нас есть клиенты, например, в Англии, раз в год они заказывают имиджевые сувениры, но будут ли покупать что-то более дорогое? Я не уверен. Тут нужна русская душа, размах», — считает он.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться