К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Просто блеск: кто в России занимается настоящими инновациями

Фото Антона Уницына для Forbes
Фото Антона Уницына для Forbes
Создатель зеркального покрытия для автомобилей Unibrait Дмитрий Василенко несколько лет инвестировал в научные разработки. Результат — окупаемость на второй год продаж

Автомобильные диски, мебельная фурнитура, отопительные приборы, сантехника… Новосибирский предприниматель Дмитрий Василенко, загибая пальцы, перечисляет, где можно использовать защитное зеркальное покрытие Unibrait. «А поначалу после полугода исследований мы думали, что технология не приспособлена к жизни и применима исключительно в декоративных целях», — рассказывает он.

Продвигать свою технологию — покрытие поверхности металлизированным слоем (недорогой аналог классического хромирования) компания Unibrait начала весной 2013 года. В следующем году ее оборот превысил 40 млн рублей. К январю 2015 года Василенко окупил половину потраченных на разработки и тестирование 30 млн рублей.

Откуда он взял инвестиционный капитал? Окончив в 2007 году Новосибирский технический университет, Василенко попытался сделать карьеру в строительном бизнесе. В подрядной компании, принадлежавшей его знакомым, Дмитрий отвечал за переговоры с мэрией о выделении участков и последующие согласования. За три года было построено три здания общественного назначения, в одном проекте Василенко стал соучредителем и впоследствии выгодно продал свою долю. Вложиться в технологию металлизации ему предложил приятель-химик, имевший кое-какие наработки.

 

«Идея увлекала возможностью построить бизнес на собственной технологии, — вспоминает Василенко. — Не повсеместное «купили-перепродали», а настоящие инновации».

На самом деле хромирование в России не в новинку. Но применялась технология в промышленных целях, поскольку покрытие было дорогостоящим и сложным. Дмитрий Василенко вместе с другом задался целью создать покрытие, максимально устойчивое к температурным перепадам, дешевое и простое в производстве.

 

В Подмосковье и Перми партнеры нашли трех специалистов, которым не стали рассказывать, что они участвуют в одном проекте, — каждый решал отдельные задачи. Так обеспечивалась конфиденциальность. Имя друга-химика, контролировавшего весь процесс и сводившего результаты воедино, Василенко даже сейчас не раскрывает (по словам предпринимателя, он фактически является совладельцем Unibrait, хотя в документах на собственность не фигурирует).

Для химиков-подрядчиков в городах их проживания организовали мини-лаборатории (одну из них, например, в производственном цехе). Для финальных работ и тестирования покрытий в Новосибирске был арендован небольшой ангар. Объектом применения выбрали автомобильные диски — на них воздействуют сразу и химические, и механические, и термические нагрузки. Первые опыты с подготовленными составами в 2010 году провалились — покрытие с автомобильного диска сошло за две недели.

«Прокричать «ура» мы не успели», — разводит руками предприниматель.

 

Он продолжал работать в строительном бизнесе (директором по управлению недвижимостью в ЗАО «Труд»). Продал личный автомобиль, чтобы финансировать исследования. Кредит в банке давали только в обмен на 20%-ную долю в проекте, но делиться он не хотел. Тем временем в Новосибирске у Василенко появился конкурент. Компания «Авто Бизнес Технологии» предложила приобретать оборудование и расходные материалы для химической металлизации. Когда Василенко вывел свою технологию на рынок, представители этой фирмы обрушились на Unibrait с обвинениями в интернете. Василенко, в свою очередь, отвечал критикой на своем сайте.  В итоге, по его словам, пришлось даже судиться с недоброжелателями.

За 2011–2012 годы в ангаре-лаборатории Unibrait провели около 1500 опытов с составами для покрытий. Наконец, в марте 2013 года партнер позвонил Василенко и с ноткой сомнения в голосе сообщил, что, кажется, все получилось. Заданные критерии прочности достигнуты. Вариантов продажи технологии было два — промышленным предприятиям и малому бизнесу по схеме франчайзинга. Василенко заключил контракты с двумя заводами, но вскоре от такого варианта отказался: если в регионе приобрести одного промышленного клиента, он может сильно подпортить дела у франчайзи.

Желающих открыть бизнес по франшизе в Unibrait искали на соответствующих сайтах и форумах. За 500 000 рублей (тестовая сумма для первых партнеров) франчайзи обучались технологии в лаборатории Unibrait и получали стартовую партию химических составов, достаточную, например, для покрытия 50 автомобильных дисков. Оборудование для нанесения и закрепления составов они заказывали с помощью Unibrait и расплачивались с поставщиком отдельно. При необходимости им помогали еще и с поиском подходящих производственных помещений и организацией продаж.

«Я сотрудничаю с Unibrait с апреля 2013 года. Заказчики обращаются самые разные — от автобизнеса до строительных компаний, так что перспектив очень много», — уверяет Сергей Журавлев, директор фирмы «Хром Технологии» из Магнитогорска. То же говорит и Денис Потапов из саратовского «Хром Маркета»: спрос обеспечивает многовариантность применения покрытия и разнообразие цветов  — классический хром, бронза, золото, лазурь и т. д. По словам Дмитрия Воронина, владельца «Юнибрайт-Сургут», его сотрудникам доводилось «зеркалить» и детали раритетных мотоциклов, и мясорубки. «Технологию Unibrait мы применяем в авто- и мототематике, есть заказы на рекламные вывески и конструкции, — говорит Алексей Николенко из города Мирный (ООО «Золотой ключик»). — Сегодня это единственная технология с таким соотношением цены и качества, особенно если учесть условия эксплуатации изделий. У нас в Якутии летом до +30, зимой до –45».

К весне 2015 года с Unibrait работали 45 франчайзи в 37 городах России. Расходных материалов сверх франшизы Дмитрий Василенко в прошлом году продал почти на 5 млн рублей. Стоимость самой франшизы за полтора года выросла в три раза, до 1,5 млн рублей. По словам предпринимателя, для российского рынка он поставил ограничение — 200 франчайзи, не более пяти в одном городе.

 

Что странно, владелец Unibrait до сих пор не запатентовал свою технологию.

Патентование в России предполагает публикацию основных формул. Василенко опасается, что конкуренты, ознакомившись с ними, смогут создать собственные аналоги. Даже при спектральном анализе составов, объясняет предприниматель, их нельзя расшифровать. Но юридически оформлять технологию все-таки придется — у Unibrait есть экспортные планы.

«Уже летом 2013 года у меня было четкое понимание, что мы изобрели то, с чем можно выходить не только на российский, но и на мировой рынок, — довольно улыбается Василенко. — В Европе завершены переговоры в Германии и сейчас на финальном этапе переговоры в Италии. Готовлюсь к выходу в Азию к середине этого года. Когда мы еще вели разработки, мне периодически казалось, что денег потрачено слишком много. Теперь я вижу — это не напрасно».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+