Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$59.04
69.73
ММВБ1958.52
BRENT52.62
RTS1044.96
GOLD1289.79

Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке

читайте также
+3806 просмотров за суткиБольше воздуха. Для чего реконструируют самый загруженный вокзал Америки +4530 просмотров за сутки Мел Гибсон продает свой дом в Малибу за $17,5 млн +863 просмотров за суткиПоместье Форда за $175 млн: внутри самого дорогого имения Нью-Йорка +406 просмотров за суткиВиллы за £2,5 млн спускают на воду у берегов арабского Санкт-Петербурга +98 просмотров за суткиВ Шотландии продается остров с маяком по цене элитной «двушки» +193 просмотров за суткиКрепостная повинность: что нужно знать о покупке замка во Франции +117 просмотров за суткиСамоирония и интерактив как способы разрядить обстановку и помириться с клиентом +24 просмотров за суткиРебенок в соцсетях: зачем Nike заключил контракт с 9-летним футболистом +20 просмотров за суткиЗащита квартиры на время отпуска: как краткосрочный полис может помочь клиентам и страховщикам? +20 просмотров за суткиСтавки вниз: почему офисы в Москве подешевели вдвое? +47 просмотров за суткиОдин на миллион: обеспечить персональный подход каждому клиенту +33 просмотров за суткиБренд и бизнес: как бренд может повлиять на финансовые результаты компании +46 просмотров за суткиИнвестиции в улицы: как купить помещение стрит-ритейла и не прогореть +35 просмотров за суткиПочему нужно инвестировать в складскую недвижимость +20 просмотров за суткиОт Кузьминок до Арбата: в итоговый список программы реновации вошли 5144 дома +12 просмотров за суткиНа крючке: как привлечь клиента в нужное время и в нужном месте +7 просмотров за суткиСоседи по фонду: как выглядит рынок коллективных инвестиций в недвижимость +131 просмотров за суткиИстория на продажу: тысячелетнее шато продают за $17 млн +31 просмотров за суткиМузыка денег: экономический эффект от музыкальных фестивалей +60 просмотров за суткиПризрачный остров. Власти Парижа хотят вернуть жизнь острову Ситэ +3 просмотров за суткиПродается дом Уоррена Баффета на Лагуна-Бич. Пять любимых пляжей миллиардеров

Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке

Ярослав Союзов и Денис Селиванов не пионеры купольного домостроения. Но рыночную нишу для себя они нашли. Фото Алексея Кузьмичева для Forbes
Компания «Скайдом» одной из первых предложила российским покупателям купольные дома вместо каркасных и продала проектов уже на 100 млн рублей

Хотя выставка «Красивые дома» в «Крокус-Экспо» уже должна была закрыться, перед стендом компании «Скайдом» все еще стояли посетители. Как вспоминает ее гендиректор Ярослав Союзов, в последний час у стенда появился мужчина, взял в руки модель купольного дома и, повертев, сказал: «Ничего себе, мне три дня назад приснился такой дом, и все голову ломаю — как же его реализовать…» Дело было в конце октября 2014 года. Через три недели «Скайдом» заключила первый контракт — на 1,5 млн рублей. За прошедший год компания продала проектов на сумму более 100 млн рублей: два дома уже обжиты, сооружение десяти других завершается. 

«Когда-то я работал преподавателем физики в школе, и мы с учениками делали проект «Дома будущего». Тогда у меня и появилась идея сферического дома», — рассказывает Союзов. Идея, правда, была не нова: такие здания уже строились за границей — в частности, французской Domespace. С 1988 года Domespace продала более 230 вращающихся и стационарных домов. В 2013 году у нее появился представитель в Москве. Предприниматели Денис Трифонов и Денис Селиванов купили у французов лицензию и открыли фирму Domespace Vostok. Ярослав Союзов получил предложение стать ее исполнительным директором, будучи аналитиком консалтинговой компании «Ки Партнер». А в начале 2014 года он и Денис Селиванов вышли из числа учредителей Domespace Vostok, чтобы начать свое дело. «Это гораздо интереснее, чем продвигать иностранный бренд», — комментирует Селиванов.

На рынке доминировали производители традиционных каркасных деревянных домов — таких, какие делает, к примеру, «Зодчий» (с 1992 года продал более 200 000 объектов, от многокомнатных коттеджей до банных домиков). Но Союзов и Селиванов надеялись, что спрос на купольные дома будет расти — за год Domespace Vostok построил в России 10 таких зданий. Сферический дом хорош тем, что позволяет выбрать любую удобную планировку пространства и в два раза сократить затраты на отопление. 

Предприниматели решили разработать более доступную, чем у Domespace, линейку домов — меньших по площади и, соответственно, по цене. Наняв конструкторов и архитекторов на аутсорсинге, они одновременно озадачились проектированием производственного оборудования. «Мы не могли себе позволить импортные станки за 25 млн рублей, — объясняет Селиванов. — Поэтому нашли инженера с опытом ракетостроения и на пальцах объясняли ему, что нам нужно». Под производство партнеры арендовали заводские помещения на границе Московской и Тверской областей. Стартовые инвестиции в итоге составили около 12 млн рублей (партнерам хватило собственных средств).

К началу 2015 года у «Скайдома» имелось шесть вариантов купольного жилья площадью от 34 кв. м до 300 кв. м стоимостью от 1,5 млн до 15 млн рублей — согласно средней цене за метр на рынке деревянных домов. Архитекторы «Скайдома» придумали свою конструкцию полусферы, делающую внутреннее пространство светлее и объемнее. Поставщиков дерева Союзов и Селиванов нашли в Сибири, в качестве утеплителя взяли смесь водорослей и льна, произведенную во Владивостоке.

Первого клиента они заполучили на выставке, второго — через знакомых.

Эти заказы решили базовую проблему: несмотря на необычность и экологичность домов, продажи не пойдут, пока не будет реальных объектов для показа потенциальным покупателям. Однако у первых заказчиков бюджет оказался ограничен. Они были готовы сэкономить на материалах, но владельцы «Скайдома» на компромисс идти не хотели. «Мы вложили в первые дома часть собственных денег — примерно 20-30% от проектной стоимости, — рассказывает Селиванов. — Как-то возвращать эти деньги мы не планировали, у нас было единственное условие для хозяев — показывать дома каждый раз, когда нам это будет нужно».

После стартовых продаж владельцы «Скайдома» перешли на продвижение через интернет и социальные сети. Наибольшее количество клиентов, по словам Дениса Селиванова, пришло через Facebook, где «Скайдом» создал сообщество, в котором могли бы общаться владельцы и потенциальные покупатели купольных домов. Работа с дилерами, признается он, вышла бестолковой: представителя обучали, он уезжал в свой регион, контролировать его работу было сложно, и зачастую дилер, как выяснялось, неправильно консультировал клиентов. 

От создания дилерской сети партнеры отказались. Заказчикам из удаленных регионов пообещали оплатить расходы на билеты и проживание в Москве в том случае, если после изучения проектов они заключат контракт. «Первые два дома сделали свое дело, люди приезжали на них посмотреть», — замечает Союзов. Сегодня «Скайдом» строит дома в Сочи и Санкт-Петербурге, Московской, Кировской и Тверской областях. Как ни странно, целевой аудитории у нее нет, заказчики самые разные — бизнесмены, чиновники, врачи, математики, педагоги. По словам гендиректора, объединяет их склонность к экспериментам и желание выделиться. «Если вкладываться в строительство, то пусть это будет что-то из ряда вон выходящее, отражающее индивидуальность семьи, — подтверждает Наталья Король, заказчица из Подмосковья. — Все наши пожелания в ходе и даже по окончании строительства были осуществлены. Недостатки: вместо прописанных в договоре трех месяцев на строительство ушло девять. Хотя для дома площадью 170 кв. м с внутренней отделкой и всеми коммуникациями это немного». 

В России уже насчитывается около 10 компаний, предлагающих жилье купольной формы, но своими конкурентами владельцы «Скайдома» считают производителей стандартных домов. «Нам интересны клиенты, которые ищут дом как таковой», — говорит Селиванов. Топ-менеджер Алексей Рассказов из Москвы был готов заказать стандартный каркасный дом, но в Facebook увидел фотографии купольного жилья от «Скайдома». «Для меня ключевую роль сыграли три фактора: необычность постройки, комплексное пакетное решение и сроки возведения, — поясняет он. — После окончания строительства остается только установить мебель и сантехнику. Ты покупаешь как бы дом из коробки, точно зная, что увидишь в результате». Впрочем, гендиректор компании «Теремъ-про» Вадим Навроцкий уверяет, что конкуренции со стороны продавцов купольных домов не ощущается: «Несмотря на привлекательность конструкции, экономичность в использовании стройматериалов и теплосбережение, форма шара существенно уменьшает жилой объем.

Массовый потребитель голосует за практичный подход и предпочитает классические решения, которые, конечно, можно дополнить нестандартными деталями.

Поэтому купольные дома вполне могут стать перспективными в индивидуальном строительстве, но не в массовом сегменте рынка».

Судя по числу заказов у «Скайдома», купольное жилье действительно нишевой бизнес. На стадии подготовки семь контрактов на индивидуальное строительство и проект поселка в районе Новорижского шоссе — на семь-восемь зданий (договоренности с покупателями уже есть). Там расположится штаб-квартира компании. «Можно, конечно, замахнуться и на большее количество домов, — рассуждает Денис Селиванов. — Но мы двумя ногами стоим на земле и реально смотрим на вещи».