Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$57.55
67.68
ММВБ2071.83
BRENT58.01
RTS1134.45
GOLD1278.19

Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке

читайте также
+19 просмотров за суткиОпыт двадцатилетия. Стоит ли ждать повторения азиатского кризиса в ближайшем будущем +6 просмотров за суткиИскусство клика: как правильно настроить рекламу в сети +8 просмотров за суткиЗамах на метр. Как заработать на залоговой недвижимости +15 просмотров за суткиДоброе имя. Какие ошибки допускают бизнесмены, выбирая название бренда +63 просмотров за суткиЯпонская земля на вес золота: как финансовый вирус поразил рынок недвижимости в Токио Здесь живут миллиардеры, или рейтинг самой роскошной недвижимости мировых столиц +2 просмотров за суткиРемейк бетонных джунглей. Для чего в Бирмингеме снесли библиотеку, торговый центр и часть кольцевой дороги +2 просмотров за суткиСолист U2 Боно: «Капитализм — это дикий зверь, которого нужно приручить» +11 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +3 просмотров за суткиТрудный метр: выгодно ли сейчас инвестировать в торговые центры +10 просмотров за суткиЭмин Агаларов дал «Жару»: во сколько бизнесмену обходится певческая карьера Окружение Москвы: ИКЕА удвоит количество ТЦ «Мега» в столичном регионе +79 просмотров за суткиМы наш, мы новый мир построим. Как развивается крупнейшая империя коммерческой недвижимости в России +2 просмотров за суткиПервая волна. Собянин утвердил 210 площадок для переселения в рамках реновации +2 просмотров за суткиРегулятор рынка недвижимости: Шишханов отдаст ЦБ «Интеко» и А101 +5 просмотров за суткиНедвижимость дорожает, миллиардеры богатеют: в китайском списке Forbes сменился лидер Инвестиции в российскую недвижимость: снижение ставок поддержит спрос Районы и пригороды Афин: где купить недвижимость для инвестиций Купить зеленый огонек: как на самом деле выглядит дом Джея Гэтсби Частная империя Джона Макартура: от страхования к недвижимости +1 просмотров за суткиДисконтные магазины. Как реновация превратила коммерческую недвижимость в неликвид

Проверка полушария: как продать оригинальный продукт на традиционном рынке

Ярослав Союзов и Денис Селиванов не пионеры купольного домостроения. Но рыночную нишу для себя они нашли. Фото Алексея Кузьмичева для Forbes
Компания «Скайдом» одной из первых предложила российским покупателям купольные дома вместо каркасных и продала проектов уже на 100 млн рублей

Хотя выставка «Красивые дома» в «Крокус-Экспо» уже должна была закрыться, перед стендом компании «Скайдом» все еще стояли посетители. Как вспоминает ее гендиректор Ярослав Союзов, в последний час у стенда появился мужчина, взял в руки модель купольного дома и, повертев, сказал: «Ничего себе, мне три дня назад приснился такой дом, и все голову ломаю — как же его реализовать…» Дело было в конце октября 2014 года. Через три недели «Скайдом» заключила первый контракт — на 1,5 млн рублей. За прошедший год компания продала проектов на сумму более 100 млн рублей: два дома уже обжиты, сооружение десяти других завершается. 

«Когда-то я работал преподавателем физики в школе, и мы с учениками делали проект «Дома будущего». Тогда у меня и появилась идея сферического дома», — рассказывает Союзов. Идея, правда, была не нова: такие здания уже строились за границей — в частности, французской Domespace. С 1988 года Domespace продала более 230 вращающихся и стационарных домов. В 2013 году у нее появился представитель в Москве. Предприниматели Денис Трифонов и Денис Селиванов купили у французов лицензию и открыли фирму Domespace Vostok. Ярослав Союзов получил предложение стать ее исполнительным директором, будучи аналитиком консалтинговой компании «Ки Партнер». А в начале 2014 года он и Денис Селиванов вышли из числа учредителей Domespace Vostok, чтобы начать свое дело. «Это гораздо интереснее, чем продвигать иностранный бренд», — комментирует Селиванов.

На рынке доминировали производители традиционных каркасных деревянных домов — таких, какие делает, к примеру, «Зодчий» (с 1992 года продал более 200 000 объектов, от многокомнатных коттеджей до банных домиков). Но Союзов и Селиванов надеялись, что спрос на купольные дома будет расти — за год Domespace Vostok построил в России 10 таких зданий. Сферический дом хорош тем, что позволяет выбрать любую удобную планировку пространства и в два раза сократить затраты на отопление. 

Предприниматели решили разработать более доступную, чем у Domespace, линейку домов — меньших по площади и, соответственно, по цене. Наняв конструкторов и архитекторов на аутсорсинге, они одновременно озадачились проектированием производственного оборудования. «Мы не могли себе позволить импортные станки за 25 млн рублей, — объясняет Селиванов. — Поэтому нашли инженера с опытом ракетостроения и на пальцах объясняли ему, что нам нужно». Под производство партнеры арендовали заводские помещения на границе Московской и Тверской областей. Стартовые инвестиции в итоге составили около 12 млн рублей (партнерам хватило собственных средств).

К началу 2015 года у «Скайдома» имелось шесть вариантов купольного жилья площадью от 34 кв. м до 300 кв. м стоимостью от 1,5 млн до 15 млн рублей — согласно средней цене за метр на рынке деревянных домов. Архитекторы «Скайдома» придумали свою конструкцию полусферы, делающую внутреннее пространство светлее и объемнее. Поставщиков дерева Союзов и Селиванов нашли в Сибири, в качестве утеплителя взяли смесь водорослей и льна, произведенную во Владивостоке.

Первого клиента они заполучили на выставке, второго — через знакомых.

Эти заказы решили базовую проблему: несмотря на необычность и экологичность домов, продажи не пойдут, пока не будет реальных объектов для показа потенциальным покупателям. Однако у первых заказчиков бюджет оказался ограничен. Они были готовы сэкономить на материалах, но владельцы «Скайдома» на компромисс идти не хотели. «Мы вложили в первые дома часть собственных денег — примерно 20-30% от проектной стоимости, — рассказывает Селиванов. — Как-то возвращать эти деньги мы не планировали, у нас было единственное условие для хозяев — показывать дома каждый раз, когда нам это будет нужно».

После стартовых продаж владельцы «Скайдома» перешли на продвижение через интернет и социальные сети. Наибольшее количество клиентов, по словам Дениса Селиванова, пришло через Facebook, где «Скайдом» создал сообщество, в котором могли бы общаться владельцы и потенциальные покупатели купольных домов. Работа с дилерами, признается он, вышла бестолковой: представителя обучали, он уезжал в свой регион, контролировать его работу было сложно, и зачастую дилер, как выяснялось, неправильно консультировал клиентов. 

От создания дилерской сети партнеры отказались. Заказчикам из удаленных регионов пообещали оплатить расходы на билеты и проживание в Москве в том случае, если после изучения проектов они заключат контракт. «Первые два дома сделали свое дело, люди приезжали на них посмотреть», — замечает Союзов. Сегодня «Скайдом» строит дома в Сочи и Санкт-Петербурге, Московской, Кировской и Тверской областях. Как ни странно, целевой аудитории у нее нет, заказчики самые разные — бизнесмены, чиновники, врачи, математики, педагоги. По словам гендиректора, объединяет их склонность к экспериментам и желание выделиться. «Если вкладываться в строительство, то пусть это будет что-то из ряда вон выходящее, отражающее индивидуальность семьи, — подтверждает Наталья Король, заказчица из Подмосковья. — Все наши пожелания в ходе и даже по окончании строительства были осуществлены. Недостатки: вместо прописанных в договоре трех месяцев на строительство ушло девять. Хотя для дома площадью 170 кв. м с внутренней отделкой и всеми коммуникациями это немного». 

В России уже насчитывается около 10 компаний, предлагающих жилье купольной формы, но своими конкурентами владельцы «Скайдома» считают производителей стандартных домов. «Нам интересны клиенты, которые ищут дом как таковой», — говорит Селиванов. Топ-менеджер Алексей Рассказов из Москвы был готов заказать стандартный каркасный дом, но в Facebook увидел фотографии купольного жилья от «Скайдома». «Для меня ключевую роль сыграли три фактора: необычность постройки, комплексное пакетное решение и сроки возведения, — поясняет он. — После окончания строительства остается только установить мебель и сантехнику. Ты покупаешь как бы дом из коробки, точно зная, что увидишь в результате». Впрочем, гендиректор компании «Теремъ-про» Вадим Навроцкий уверяет, что конкуренции со стороны продавцов купольных домов не ощущается: «Несмотря на привлекательность конструкции, экономичность в использовании стройматериалов и теплосбережение, форма шара существенно уменьшает жилой объем.

Массовый потребитель голосует за практичный подход и предпочитает классические решения, которые, конечно, можно дополнить нестандартными деталями.

Поэтому купольные дома вполне могут стать перспективными в индивидуальном строительстве, но не в массовом сегменте рынка».

Судя по числу заказов у «Скайдома», купольное жилье действительно нишевой бизнес. На стадии подготовки семь контрактов на индивидуальное строительство и проект поселка в районе Новорижского шоссе — на семь-восемь зданий (договоренности с покупателями уже есть). Там расположится штаб-квартира компании. «Можно, конечно, замахнуться и на большее количество домов, — рассуждает Денис Селиванов. — Но мы двумя ногами стоим на земле и реально смотрим на вещи».