Forbes
$63.79
67.93
ММВБ2138.39
BRENT54.65
RTS1056.39
GOLD1168.32
Виктория Костоева Виктория Костоева
внештатный автор Forbes  
Поделиться
0
0

Сладкое место: как производство пастилы из промысла превратилось в бизнес

Сладкое место: как производство пастилы из промысла превратилось в бизнес
Артуш Саакян возглавляет семейное производство пастилыФото Олега Власова
Три предпринимателя из городка Белев Тульской области раскрутили бренд белевской пастилы на всю страну

Последние дни 2015 года. На рождественской ярмарке перед ГУМом в нарядных деревянных шале идет бойкая торговля. За прилавком с белевской пастилой — два румяных молодых человека. В разговоре с корреспондентом Forbes они называют себя представителями Николая Семерни, владельца «Белевской пастильной мануфактуры», а затем и его сыновьями, Глебом и Павлом. «Не обманывают», — подтверждает торговка с соседнего прилавка.

В городке Белев Тульской области крупных производителей пастилы несколько. Выпускник Рижского института инженеров гражданской авиации Николай Семерня, пожалуй, самый непубличный. Не расположены к общению и его сыновья. Профиль «ВКонтакте» старшего, 21-летнего Глеба информирует, что молодой человек знает латышский и английский, окончил университет в Гааге. Вместе с братом занят в семейном бизнесе — активно работает на международных выставках, где белевская пастила продвигается как новый гастрономический бренд Тульской области.

Региональное начальство оказывает белевцам всяческую поддержку. «Белевская пастила — обязательная часть фирменного праздничного подарка от Тульской области, сам ее хорошо знаю, — делится с Forbes губернатор Владимир Груздев. — Дарим ее нашим коллегам и партнерам, угощаем гостей региона. Я и сам очень люблю белевскую пастилу к чаю, потому что натурально и вкусно». Губернатор признает, что больше всего ему приглянулась пастила от компании «Белевские сладости».

В столице белевской пастилой торгуют на каждом углу, знакома она и покупателям в регионах. Как за четыре года из старинного уездного промысла белевская пастила превратилась в выгодный бизнес и кто на этом зарабатывает?

…Середина декабря, падает и сразу тает мокрый снег. На обнесенной крепким забором территории «Белевских сладостей», что в деревне Богданово в 15 километрах от Белева, стоит густой яблочный аромат. Он доносится из здания бывшей заводской столовой (ее стены и по сей день сохранили мозаику в духе соц-арта) — именно там в 2011 году заработало первое в Белевском районе полноценное пастильное производство.

Пекли пастилу в Белеве с конца XIX века: рецепт придумал крупнейший поставщик сушеных овощей для российской армии купец Амвросий Прохоров. До революции ему принадлежал овощесушильный завод, ныне «Белевский консервный завод» («Белкон»). В постсоветскую эпоху там пытались делать пастилу индустриальным способом, но в 2001 году ее производство прекратилось. Через девять лет, когда за долги отключили газ и электричество, встал и сам завод.

Тогдашние собственники поднимали предприятие при помощи варяга: на должность главного инженера пригласили 32-летнего инженера-энергетика Виктора Желнакова, уроженца Черкесска, приехал и представитель московского инвестора (имя его не раскрывают) Саак Саакян. Но приглашенных существенно больше заинтересовал пастильный промысел. Сначала менеджеры пробовали делать пастилу под конкретные заказы на «Белконе», а в марте 2011 года основали на паритетных началах компанию «Белевские сладости».

Поначалу возглавил ее Желнаков, но скоро Саакян выкупил долю партнера, как рассказывает Желнаков (Саакян это не подтверждает), и занял кресло директора. Купил нехитрое оборудование: машину для разделывания яблок, бойку для яблочного пюре, духовые шкафы, медные противни. Саакян перевез часть своей семьи из Москвы в Тулу: ближайшие родственники заняты в семейном бизнесе. Сын Артуш — директор, там же работает его тетя и другие родственники. 

В белых халатах и шапочках мы стоим перед духовым шкафом, наблюдая, как в гигантских противнях запекаются яблоки, превращаясь в полопавшиеся от жара мягкие темные комки с яблочным духом. После запекания яблоки разминают в сочное, тягучее пюре, затем взбивают с яичным белком и сахаром до крепкой белой пены. Ее выкладывают на противень и отправляют в печь, после чего отстаивают, смазывают начинкой из ягод (высушенных методом сублимационной сушки) и нарезают в пухлые упругие «буханочки», упаковывая в крафтовую бумагу и картонные коробки.

Цикл производства — 2-3 дня. Для тонны пастилы требуется 3-4 т яблок — их покупают у тульских «Ровенских садов» по 30-35 рублей за кг и еще немного берут у местных фермеров.

Четыре года назад команда Саакяна начинала с 8 человек, сегодня в компании 90 сотрудников. Чем обеспечивается ежегодный рост бизнеса на 100%? Саакяны утверждают, что верной сбытовой стратегией: на нее приходится две трети продаж. Собственного торгового дома нет, реализуют пастилу через своих дистрибьюторов и дилерские сети.

«Пастила пользуется у наших покупателей большой популярностью, — утверждает менеджер по внешним коммуникациям международной сети гипермаркетов «Глобус» Мария Зинина (в их тульских магазинах продается пастила именно от «Белевских сладостей»). — Сразу после старта в 2014 году продажи показали очень хороший результат, сегодня же спрос на пастилу растет с каждым месяцем». 

Нынешняя территория «Белевских сладостей» — сплошная стройка: к осени 2016 года тут планируют запустить производство абрикосовой пастилы и продукции на ее основе.

Ближайший конкурент компании Саакяна — «Белевская пастильная мануфактура». Ее владельцы работают под брендом «Белевская пастила» на арендованных мощностях того самого «Белкона», откуда после экспериментов с запуском пастилы, когда-то ушел сам Саакян. В сентябре 2015 года на выставке EXPO в Милане возле российского павильона представители корпорации развития Тульской области зафиксировали рекорд для Книги Гиннесса — самую большую пастилу весом 73 кг изготовили к выставке как раз на «Белевской пастильной мануфактуре». Неделю спустя для осеннего фестиваля варенья в Москве белевцы испекли пастилу в два раза тяжелее, обновив собственный мировой рекорд. 

Это, пожалуй, самый масштабный игрок в Белеве. По словам директора по продажам Екатерины Чевгус, «Белевская пастильная мануфактура» производит 700 т пастилы в год, выручка за 9 месяцев 2015 года составила 60 млн рублейКак и компания Саакяна, мануфактура — предприятие семейное. Известно, что де-юре учредителем ООО «Белевская пастила» (она же «Белевская пастильная мануфактура») является Екатерина Николаевна Семерня, а почти полная ее тезка, Екатерина Викторовна Семерня некоторое время возглавляла компанию. Ныне, как утверждает Екатерина Чевгус, эти люди отношения к управлению компанией не имеют. Возглавляет мануфактуру москвич Кирилл Рябов, бывший инженер.

Он вспоминает, что когда начинали в 2011 году, предлагая продукцию на православных ярмарках, пастилу принимали то за хлеб, то за сало, «треть продукции мы скармливали на дегустациях». Постепенно народ стал привыкать, и к концу года продажи выросли до 500 кг в месяц. «Тут мы совершили первую ошибку: зашли в самую крупную федеральную сеть в Московской области, Брянске, Костроме, Ярославле,  вспоминает Рябов. — Продукт для ритейла незнакомый, цена высокая. Дважды меняли просроченный товар, в итоге пришлось забирать возврат и завершать сотрудничество».

Сегодня пастила в российской рознице продается гораздо лучше (большая часть — через учрежденный Кириллом Рябовым торговый дом «Северный».) «Яблочная пастила от «Белевской мануфактуры» — относительно новый продукт для российских покупателей, мы относим его к среднему и высшему ценовому сегменту, поэтому спрос стабильный, но в 1,5 раза ниже, чем на обычную пастилу», — категорийный директор сети «Перекресток» Руслан Воробель очень краток. Под брендом «Наша ферма» пастилой из Белева в увесистых, мягких на ощупь прямоугольных свертках торгует даже «Азбука вкуса». Как удалось малоизвестному производителю попасть в премиальную сеть?

Один из участников проекта «Музей Коломенской пастилы» Дмитрий Ойнас, который не считает белевцев своими конкурентами, утверждает, что путь на столичный рынок белевцам проложил именно он: «Когда наша пастила стала широко известна, к нам пошли поставщики, предлагающие на любых условиях продавать ее в торговых сетях. Но мы делаем не еду, а впечатление, гастрономическую историю, поэтому отказались. Тогда сетевики пришли к белевцам». Сегодня коломчане производят 30 сортов пастилы, с 2013 года продают ее даже в Великобритании (производство базируется в Норфолке). В пресс-службе «Азбуки вкуса» подтверждают, что с коломчанами им «не удалось договориться о цене», а белевцы оказались более гибкими.

Освоение отечественного ритейла — не самое главное достижение белевцев. Существенная часть произведенной продукции «Пастильной мануфактуры», например, отправляется в страны Евросоюза, ею угощают на приемах в российских посольствах (например, в консульстве в Гааге, где учился когда-то Глеб Семерня). Однозначного ответа на вопрос, в чем секрет успешной зарубежной экспансии, нет. Возможно, помогают прибалтийские корни: гражданам из страны — члена Евросоюза легче открыть европейские представительства и успешно торговать в Европе. Как, впрочем, и в родной Латвии: «Белевская пастила» продается в рижских сетях RIMI, MEGO, DEPO, PRIMA. 

А еще одна компания — «Старые традиции» — открыла в Белеве небольшой музей пастилы — «Дом традиций», рядом с которым находится и производство. Владельцем «Старых традиций» называет себя гендиректор Виктор Желнаков, который когда-то попал на «Белкон» одновременно с Саакяном. Согласно же сведениям из ЕГРЮЛ, учредителем компании числится тульский предприниматель Виктор Некрытов. Он же вместе с партнером Юрием Полысаловым основал и одноименный торговый дом (ТД «Старые традиции» возглавляет супруга Юрия Оксана Матюшенко). Торговый дом — главный контрагент компании, через него пастила продается и в московских переходах и в региональных розничных магазинах.

«По утрам генеральный директор собирал всех в кабинете, заставляя пробовать джемы, и требовал разбираться в рецептуре с закрытыми глазами»,  Виктор Желнаков с улыбкой вспоминает свою бытность энергетиком в компании — производителе варенья «Ратибор». Видимо, в память о том опыте Желнаков прослаивает свою пастилу вареньем, а не сублимированными ягодами, как конкуренты.

Он утверждает, что в производство (420 т пастилы в год)  он вложил не менее 40 млн рублей собственных (часть получил от своего партнера Саакяна, когда тот выкупил долю «Белевских сладостей») и заемных средств. Спустя полгода молодой человек избрался депутатом Белевского округа, а еще через 6 месяцев его назначил своим замом глава округа Сергей Дегтярев. Примерно тогда же Виктор Желнаков запустил и «Старые традиции», поэтому на белевских форумах предприимчивого бизнесмена часто упрекают в том, что он совмещает карьеру чиновника с ведением собственного бизнеса. 

Вопрос взаимопонимания с местным сообществом волнует и Желнакова. В октябре 2015 года цеха полностью выгорели из-за пожара, официальная версия — нарушение правил противопожарной безопасности. «Мы даже дело не открывали, зачем? Я занимаюсь спортом, единоборствами, — стоя у сгоревшего цеха, Желнаков поигрывает мускулатурой. — Нас тут не очень любят, если что, мы должны ответить так, чтобы мало никому не показалось». Строго говоря, у местного сообщества есть повод для недовольства: они считают, что пастила от «Старых традиций» не имеет права называться полностью белевской. В чем проблема?

Первичная переработка яблок и приготовление яблочного пюре, по словам участников рынка, осуществляется не в белевских цехах, а где-то в ближнем Подмосковье. Желнаков это не подтверждает, но и не скрывает, что в Белев приезжает в полном смысле слова полуфабрикат. «Мы делаем пюре в 55 км от Белева», — говорит он. И добавляет, что в этом году около 20% яблок привезли из Крыма. Вопреки традициям, помимо тульской антоновки в производстве используют и синап из Воронежской, Орловской и Калужской областей, а вместо живого яичного белка и сахара — белок в сухом порошке и патоку (сахарозаменитель, получаемый в процессе производства сахара и крахмала).

Это тоже не все. В самом Белеве под брендом «Старые традиции» производят и другую продукцию — мармелад и зефир. Сегодня эти цеха не работают, в чем корреспондент Forbes убедился лично. Однако зефир, мармелад и пастилу можно встретить в любом московском переходе, московских и региональных магазинах, дата производства — начало-середина декабря. Из старых запасов? Желнаков этот факт не комментирует. Полностью восстановить цеха, а заодно построить новый, он планирует к концу осени 2016 года. Как бы ни было, пастила «Старых традиций» отлично соседствует с продукцией от компаний Саакяна и Семерни, занимая место на полках Гастронома №1, что в ГУМе. 

Есть и другие игроки. Лидер рок-группы «Вежливый отказ» Роман Суслов полагает, что пастилу в Москве «раскрутил» фермерский кооператив LavkaLavka. Хотя торгует он только пастилой самого Суслова, переехавшего несколько лет назад в Белевский район.

Кого белевцам стоит благодарить за стремительную раскрутку их продукции — создателей «Музея Коломенской пастилы«, Бориса Акимова из LavkaLavka или административный ресурс кого-то из игроков? Белевские бизнесмены предпочитают утверждать, что места на рынке хватает всем, а пастила обеспечивает высокую доходность. «Маржа может доходить до 150%, — говорит Артуш Саакян. — Такие условия интересны многим».

Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Forbes 12/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.