Домик удачи. Как зарабатывать на пряниках 100 млн рублей в год - Карьера и свой бизнес
$57.76
62.34
ММВБ2061.53
BRENT50.76
RTS1123.17
GOLD1248.02

Домик удачи. Как зарабатывать на пряниках 100 млн рублей в год

читайте также
Все к столу: 21 марта — день французской кухни Goût de France +3 просмотров за суткиСуд Вены распорядился экстрадировать украинского бизнесмена Фирташа в США +18 просмотров за суткиCEO российских компаний назвали три главные угрозы для бизнеса +14 просмотров за суткиКаждое пятое предприятие в России приостановило инвестпроекты из-за санкций Алло, микрокредит: зачем мобильные операторы выдают микрокредиты Место под солнцем. Как грузинские мотивы принесли «Кезскому сырзаводу» 80 млн рублей Рейтинг брендов — 2017 Подушка безопасности: зачем стартапу инвестор Ниша силы. Как заработать на еде для бодибилдеров «Хотели встроить камеры в фигуры, чтобы играть, как в «Гарри Поттере» +22 просмотров за суткиБывший глава Yota Devices решил заработать на хоккее Приватизация-2016: убрать из министров Марко Хюсгес: «Используете эмодзи в офлайне — хорошо бы заплатить мне» Вечные ценности: семь спортсменов с пожизненными спонсорскими контрактами Дорогой человек: почему Роналду зарабатывает больше всех в спорте Партийный список: Кто оплачивает китайский футбольный бум Высокий потолок: Кто стал богаче в новом сезоне НБА Промтех. Инновации для заводов «Доктора» для бизнеса: чем заканчивались проверки по инициативе Владимира Путина Александр Корсик: «Я слишком упрямый: не хочу делать то, во что не верю»

Домик удачи. Как зарабатывать на пряниках 100 млн рублей в год

Пряничные фабриканты Андрей Шурыгин и Ольга Чехоева Фото Семена Каца для Forbes
«Пряничная студия Sofi» первой среди конкурентов начала поставлять пряники ручной работы в розничные сети. За четыре года выручка пекарни выросла в 25 раз

Гендиректор «Пряничной студии Sofi» Ольга Чехоева снимает со стены рамку с листком бумаги под стеклом. «Это накладная от нашего первого оптового клиента, — поясняет она. — Мы сохранили ее на память в своем кабинете». Заказчик — Троице-Сергиева лавра — через день после отгрузки вернул все пряники, поскольку на товаре не было этикеток с указанием состава и срока годности. И, соответственно, ничего не заплатил. Продукцию удалось распродать. А за последующие четыре года выручка пекарни выросла в 25 раз, до 100 млн рублей.

Ежедневно здесь снимают с противней и расписывают около 7000 пряников. В директорском кабинете стоит характерный запах — пекарня расположена за стеной. «Я давно хотел начать работать на себя», — вспоминает совладелец Sofi Андрей Шурыгин. В 2011 году он уволился с крупного столичного предприятия слабоалкогольных напитков, где несколько лет возглавлял отдел региональных продаж. Тесть и шурин, державшие кафетерий рядом с гаражным кооперативом, безвозмездно дали 10 кв. м под свое дело. На личные сбережения, 200 000 рублей, Андрей и Ольга купили небольшую печь, витрину, барную стойку. Предприятие назвали в честь годовалой дочери Софии. 

Бизнес был нехитрый: выпечка готовилась из замороженных полуфабрикатов. Что не раскупалось, на другой день выбрасывали. Первый год супруги-предприниматели завершали с той же суммой, что вложили, — 200 000 рублей. Только не прибыли, а выручки. Андрей признает: если бы платили аренду, загнулись бы через пару месяцев. Однажды, когда муж был в командировке, Ольга испекла к его приезду пряничный домик. Андрей предложил делать такие на продажу.  «Перед Новым годом многие заходили к нам за пряничными домиками, — рассказывает Чехоева. — Позже мы стали печь небольшие расписные пряники, которые подходят для подарка к любому празднику». Оказалось, это выгоднее выпечки из полуфабрикатов,  и Sofi переключилась на пряники. Родственники предоставили еще 20 кв. м под производство.  

Пряники Андрей и Ольга пекли и расписывали с помощью двух сотрудниц. Теперь в компании работают 70 человек (пекари, художники, упаковщики, отдел продаж), а производство размещается на 500 кв. м. Ольга и Андрей вспоминают свою растерянность, когда в декабре 2012 года они получили от Троице-Сергиевой лавры обратно пряники, которые без отдыха пекли 10 дней. Узнав, что в «Крокус Экспо» пройдет гастрономическая ярмарка ПИР, они спешно арендовали там  место. И распродали всю партию, выручив вдвое больше, чем хотели, — 600 000 рублей. Деньги пошли на покупку печей и стеллажей для просушки пряников.

Предприниматели назвали компанию в честь дочки СофииSofi до сих пор участвует в ярмарках и профильных выставках IPSA, Christmas Time, «Подарки», WorldFood Moscow. Уже в 2013 году супруги принимали заказы и продавали пряники через свой интернет-магазин (контекстной рекламы и сарафанного радио было достаточно для раскрутки). А в сентябре того же года к ним постучался первый ритейлер — сеть магазинов подарков «Гудвин». Они сделали вид, что у них есть опыт поставок сетям, и для «Гудвина» выпустили новогоднюю коллекцию сладостей. По итогам года выручка Sofi составила 15 млн рублей.

«К удивлению, мы обнаружили, что никто из крупных конкурентов — «Покровский пряник», «Царский пряник», «Тульский пряник» — не работает с сетевой розницей», — рассказывает Ольга. Удачной ситуацией нельзя было не воспользоваться. Андрей Шурыгин вспомнил свой сбытовой опыт и менее чем за год наладил дистрибуцию. 

Мощности снова понадобилось расширять, и в 2014 году пекарня переехала в отдельное здание. Сегодня пряники от Sofi продаются в магазинах «Перекресток», «Глобус Гурмэ», «Я любимый», «АВ Маркет», «Виктория» (группа компаний «Дикси») и еще 30 сетевых ритейлеров. Продажи через сети приносят пекарне до 50% годовой выручки. Сеть «Виктория» торгует пряниками от «Хлебного дома», «Полета», «Яшкино», «Маски», но фигурные имбирные пряники закупает только у Sofi («Уникальный ассортимент с тематическим дизайном», — объясняют в «Дикси»).

«Глобус Гурмэ», по словам Ольги, сперва отказалась от продукции Sofi, посчитав ее не эксклюзивной. Тогда в пекарне придумали отдельную коллекцию пряников. «Студия предлагает огромный ассортимент, каждый сезон появляются новинки. Дизайн и упаковку они готовы быстро менять с учетом всех наших пожеланий», — комментирует Ксения Яковлева, старший категорийный менеджер сети «Республика» (Sofi поставляет ей пряники более двух лет, а с осени этого года «Республика» заказывает ей сладости под собственной торговой маркой). 

«Царский пряник», появившийся в середине 1990-х, свои финансовые показатели не раскрывает и деятельность конкурентов не комментирует. Его мощности втрое больше, чем у Sofi, — около 3 млн расписных пряников в год. Гендиректор Анна Йосифова уверяет, что ассортимент позволяет удовлетворить любые потребности клиента и компания тоже работает с сетями, такими как, например, «Твой дом» и «Добрынинский». Скоро «Царский пряник» и «Пряничная студия Sofi» окажутся по соседству на одном прилавке — в сувенирном магазине Третьяковской галереи.

«Наш секрет: никакого ограничения по каналам распространения», — говорят владельцы Sofi. Их пряники продаются в книжных и канцелярских магазинах, театрах и на автозаправках. Плюс корпоративные заказы — от РЖД, Lufthansa, «Билайна», банка «Русский стандарт». «У нас даже был производственный коллапс: продукции катастрофически не хватало, — припоминает Ольга. — Мы перестали принимать корпоративные заявки, повысили цены. Но люди продолжали заказывать». Ажиотаж, правда, бывает только под Новый год. В ноябре-декабре студия зарабатывает до половины годовой выручки. Чтобы преодолеть сезонность, Sofi расширяет ассортимент: делает сладкие наборы для творчества, печенье и батончики из сухофруктов и злаков. С батончиками ее владельцы планируют зайти в сетевые аптеки и фитнес-центры.

«Если бы выпала возможность начать все заново, мы, наверное, не согласились бы повторить этот путь, — неожиданно резюмирует Андрей Шурыгин. — Сколько нервов на все ушло! Но, конечно, мы рады, что у нас получилось». Его слова прерывает телефонный звонок, и совладелец Sofi погружается в переговоры с новым партнером — о поставке крупной партии пряников в Китай.