6 причин не инвестировать в стартап | Forbes.ru
$59.37
69.69
ММВБ2130.39
BRENT62.18
RTS1128.72
GOLD1278.29

6 причин не инвестировать в стартап

читайте также
+2046 просмотров за суткиНездоровая практика: на какие уловки идут медицинские стартапы ради прибыли +2286 просмотров за суткиСигналы от ОПЕК+, налоговая реформа Трампа и облигации банков. Что важно знать инвестору на этой неделе +968 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +488 просмотров за суткиЖесткая просадка. Акции банка ВТБ упали до минимальной отметки за три года +409 просмотров за суткиВеликая мысль: 10 главных бизнес-теоретиков мира 2017 +120 просмотров за суткиПравосудие под проценты. Чем интересны инвестиции в судебные разбирательства +88 просмотров за суткиПлата за Uber. Консорциум во главе с SoftBank вложит в сервис $10 млрд +70 просмотров за суткиОбновление MSCI Russia и дивиденды Сбербанка. Что важно знать инвестору на этой неделе +384 просмотров за суткиКуда вложиться завтра. Пять инвестиционных идей глобального рынка +167 просмотров за суткиЖивительная эмиссия. Сколько инвестбанки заработали на размещении российских бумаг +81 просмотров за суткиВопреки всему. Как российские компании научились привлекать финансирование в условиях кризиса +55 просмотров за суткиМатрица Теплухина. Бывший партнер «Тройки Диалог» создает бизнес по управлению активами +67 просмотров за суткиОсобняк в обмен на паспорт. Как инвестировать в гражданство Кипра +68 просмотров за суткиВсему голова: почему отлаженная система важнее яркого управленца +24 просмотров за суткиВеликолепная пятерка. Чем всплеск интереса инвесторов к интернет-гигантам отличается от бума доткомов +25 просмотров за суткиEn+ Олега Дерипаски оценили в $8 млрд. Стоит ли вкладываться в ее акции? +13 просмотров за суткиЗаветная гринкарта. Как инвестировать в США и не потерять все деньги +25 просмотров за суткиПортфель для киномана. Сколько можно заработать на инвестициях в кино и сериалы +94 просмотров за суткиМаргарита Былинина: «Личный бренд — это искусство делать крутые проекты» +18 просмотров за суткиНил Шэнь, партнер фонда Sequoia Capital: «Нас не заменит компьютерный интеллект» +34 просмотров за суткиЗима близко. В какие активы стоит инвестировать в ноябре

6 причин не инвестировать в стартап

Герман Каплун Forbes Contributor
Фото Diomedia
Сооснователь венчурного фонда TMT Investments Герман Каплун о «химии» между предпринимателем и инвестором

Россия выпала из топ-25 самых привлекательных стран для инвестиций. Для стартапов это означает, что деньги можно будет привлечь, только увеличив трудозатраты, аудиторию, выручку и темпы роста. А инвесторы будут еще более разборчивыми и требовательными к цене и условиям инвестирования, во всяком случае пока. Перед вами — шесть случаев, когда стартап имеет очень мало шансов заслужить расположение инвестора.

Низкая доля менеджмента

Если команде стартапа принадлежит меньше 20% бизнеса, то в случае неприятностей она легко найдет альтернативную работу, понеся небольшие экономические потери. Инвестор потеряет гораздо больше. Идеальная ситуация: стоимость доли менеджмента в 2-3 раза превышает его годовую зарплату.

Несколько лет назад почти одновременно у нас возникли проблемы с двумя стартапами. Оба проекта имели продукт и аудиторию, но не получали доходов, а у основателей заканчивались деньги. Лидер первого, более перспективного проекта, владелец небольшой доли, сразу объявил, что пора банкротить компанию и ушел в другой бизнес. Основатели второго проекта с совокупной долей 60% «поджали» штат, полгода сами работали без зарплаты, но получили пару крупных контрактов и привлекли инвестиции.

Непрофессиональные инвесторы у руля

Проблема №1 для сайтов и мобильных приложений. Всем кажется, что если они видят, каким должен быть результат, следят за конкурентами, то точно знают, как заставить проект работать.

 

Но в  интернете нет примеров, когда люди не из профильной отрасли приходили в действующий проект, приводили «свой» менеджмент и добивались успеха.

MySpace с Рупертом Мердоком лучшее подтверждение тому. Вспомним также историю «Рамблера». Какие только акционеры ни приходили в компанию: «Русские фонды», Юрий Лопатинский, «ПрофМедиа». А «Рамблер» до сих пор существует в основном за счет рывка, который сделали основатели.

Не нравится команда

Любить команду инвестору не нужно, но если «химия» разная, то будет очень тяжело. Доверяйте своим инстинктам. Ощущения не менее важны, чем математика. В противном случае вам станет неприятен сам проект, или вы перестанете доверять его основателям.

Отсутствует динамика

У начинающих проектов это появление первых пользователей, скорость разработки проекта, реакция на жалобы клиентов, стиль общения с инвесторами. Если вам проект «продают» активно и толково, также будет и с другими инвесторами. Если в течение полугода наблюдается какая-либо положительная динамика, вероятность ее продолжения после ваших инвестиций — 95%. Наш проект Depositphotos весной 2011 года имел выручку всего $30 000 в месяц, но она постоянно росла. Сейчас этот показатель превышает $1 млн и также продолжает увеличиваться.

Дешево не значит интересно

Для многих инвесторов цена важнее качества и перспектив проекта. Многие думают, что вероятность роста дешевого проекта хотя бы вдвое уже велика или, по крайней мере, один из десяти таких проектов выстрелит, а его рост перекроет убытки остальных. Гораздо важнее понять, как сильно может вырасти проект и только потом смотреть цену.

 

97% ранних стартапов вообще не выживают, поэтому дешевизна не причина для инвестиций. Инвестируя, вы покупаете не стоимость, а будущий рост.

Если компания растет, обладает перспективным продуктом, а вам предлагают инвестировать при небольшой оценке, стоит тщательно проверить проект. Может быть, менеджмент в него не верит, есть какие-то подводные камни или люди просто хотят получать высокую зарплату.

Один из самых известных примеров обманчивой дешевизны — bebo.com. Этого конкурента Facebook в 2008 году приобрела AOL, исходя из оценки $850 млн, а через два года продала всего за $10 млн. Покупателю казалось, что хотя бы треть былой цены вернуть очень легко. Однако никаких свежих идей новые владельцы предложить не смогли, а аудитория продолжала переходить на более популярные сервисы. В мае 2013-го компания объявила о банкротстве, а через месяц создатели Майкл и Хочи Берч выкупили ее за $1 млн.

Что делать, если другие инвесторы «выходят»?

Как реагировать, когда другие инвесторы продают доли? «Мелкие» инвесторы могут ориентироваться на крупных. Им по карману качественный анализ, они лучше чувствуют тренды. Но оптимально следовать своей стратегии.

 

Если вы вошли в проект только потому, что это сделали другие — выходите. Если изначально действовали самостоятельно, не копируйте других.

Вообще производить «внутреннюю» переоценку своих вложений нужно хотя бы раз в год. Тем не менее, понять причины ухода других стоит: инвесторы не верят в проект, есть лучший объект для вложений или им просто нужны деньги.

У нас в портфеле была компания PeekYou. Два года назад мы вышли из нее практически в ноль, так как видели много объектов с большим потенциалом и вложились в Wrike, которая с тех пор выросла в четыре раза. Другие инвесторы остались и заработали около 50%.

Инвестируя в компанию, вы должны понимать, кто может в перспективе ее купить. Ведь до IPO дойдут очень немногие. Например, производитель 3d-принтеров интересен прямым конкурентам, производителям обычных принтеров и сопутствующему бизнесу, в частности, торговым сетям, то есть потенциально — Apple, CANON, HP, Epson, Amazon и BestBuy. Выясните, покупают ли такие компании вообще кого-либо и сравнимы ли суммы сделок с желаемой. Если нет, то и инвестировать смысла нет, если только не рассчитывать на дивиденды.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться