$59.81
63.77
ММВБ2162.25
BRENT54.22
RTS1136.62
GOLD1205.09

Принудительный отпуск: как основатель Eviterra оказался в розыске

читайте также
«Школа миллиардера»: 15 полуфиналистов Бизнес и банк: как не навредить молодой компании при выборе банка Детский код. Как с пеленок учат понимать логику компьютера Северный поток: как город на Неве стал туристической Меккой Виртуальное касание: как уфимские разработчики пытаются завоевать рынок VR-контроллеров Мясной клуб: как женская любознательность помогает развивать бизнес Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Barter Money Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Подбиралка 10 самых интересных спортивных стартапов 2016 года Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: ВР Квест-Хаус Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Капиталогия Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Виртуальный планетарий Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: «Эмбра-Групп» Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Uniple Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Happy Академия Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Школа танцев YouDance Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Умные книги Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: CookeryOne Заявка на конкурс «Школа миллиардера»: Пекарня Элени Лицом к лицу: российские стартапы по распознаванию лиц выходят на мировой уровень За работой - в чат: как стартап с российскими корнями Job Today трудоустраивает европейцев

Принудительный отпуск: как основатель Eviterra оказался в розыске

Дмитрий Филонов Forbes Contributor
Фото Андрея Ковалева
Forbes поговорил с Николаем Заярным, которого Следственный комитет России обвиняет в мошенничестве в особо крупном размере

Худощавый молодой человек, нервничая, протянул свой паспорт в окошко паспортного контроля. Он столько раз делал это раньше, но сегодня все было совсем иначе – он был не туристом, выезжающим на отдых, а беглецом. В России против него было заведено уголовное дело, пришлось срочно уезжать, взяв лишь самое необходимое.

Николай Заярный, пять лет назад основавший сервис бронирования билетов Eviterra, обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере и объявлен в международный розыск. История Eviterra взорвала эфир федеральных телеканалов в январские праздники 2014 года. Сообщение об аннулировании 6000 авиабилетов стало главной темой скудного в период новогодних каникул информационного потока.

С Forbes Заярный согласился поговорить только через мессенджер Telegram, который пока никому не удавалось взломать. О своих передвижениях Заярный рассказывать отказался, но, судя по его странице в Facebook, в январе он был в Буэнос-Айресе, в марте — в Эквадоре, в мае — в Синт-Мартене. Знакомый Заярного рассказал Forbes, что тот ненадолго появлялся и в Париже.

Ниже нуля

Из-за чего возникла задолженность Eviterra перед контрагентом? Компания продавала билеты своим клиентам ниже себестоимости. Только так, по словам Заярного, стартап мог привлечь новых клиентов. Для дальнейшего развития и расчетов с контрагентами компании пришлось использовать оборотные средства, возник кассовый разрыв. «Сам по себе кассовый разрыв — это всего лишь инструмент, многие компании так делают», — говорит Заярный. Деньги на счету компании — это ее деньги, и дело компании, куда их тратить, уверен бизнесмен.

Изначально на рынке продажи авиабилетов было небольшое количество игроков, у всех почти одинаковые цены и комиссия в районе 4-5%, которую выплачивали авиакомпании. С приходом новых игроков все изменилось, фирмы-посредники начали снижать цены на билеты. Выдерживать конкуренцию становилось все сложнее. При этом основной трафик на подобные сервисы идет с мета-поисковиков: на них пользователи могут сравнивать цены на билеты.

«Если ты не дешевле, то у тебя нет трафика и нет продаж», — объясняет Заярный.

Машина правосудия

Онлайн-агентства по продаже билетов покупают их не напрямую у перевозчиков, а у консолидаторов, занимающихся оптовой продажей и зачастую получающих скидки у авиакомпаний. Таким образом, покупатель оплачивает билет онлайн-агентству, которое затем перечисляет деньги консолидатору. Он и рассчитывается с авиакомпанией.

Для Eviterra таким консолидатором был «Авиа Центр», через него сервис заказывал до 60% билетов. В конце декабря 2013 года у Заярного и гендиректора «Авиа Центра» Сергея Богачева случился неприятный разговор. Богачев требовал с Заярного досрочного погашения задолженности примерно в 200 млн рублей. Еще 26 декабря 2013 года стороны подписали расчетное письмо, по которому задолженность  Eviterra составляла 278 млн рублей. Но к 31 декабря компания погасила около 125 млн рублей долга. Оставшуюся часть Заярный предложил Богачеву вернуть позже, но тот не согласился. За несколько часов до нового года «Авиацентр» начал аннулировать уже заказанные и оплаченные клиентами Eviterra билеты, а также закрыл онлайн-сервису возможность заказа новых билетов.

«О том, что их билеты аннулированы, в аэропортах узнало 40 человек», — рассказывает адвокат Заярного Илья Новиков, известный также как знаток игры «Что? Где? Когда?». 6 января проверку Eviterra начал Следственный комитет, и на следующий день следователи провели в офисе обыск. «Унесли все компьютеры, даже у разработчиков забрали», — вспоминает Заярный.

Буквально через неделю Прокуратура Центрального административного округа Москвы отменила постановление о возбуждении уголовного дела, но СК пообещал обжаловать это решение. Еще буквально через неделю Генеральная прокуратура возобновила дело, но в нем не было существенных подвижек до сентября 2014 года. Новиков связывает подвижки с серий банкротств турфирм летом 2014 года. «Хотя «Эвитерра Тревел» ни разу не турагент, дело попало в ту же папку спецконтроля на столе [председателя СК Александра] Бастрыкина», — сообщал он на странице в Facebook в октябре.

Изначально в деле фигурировал неопределенный круг сотрудников Eviterra. «Сейчас дело уже конкретно против меня», — говорит Заярный. Сначала он был подозреваемым, но в октябре 2014 года суд принял решение о заочном аресте предпринимателя. Следствие считает, что Заярный и неустановленные лица разработали преступный план хищения денег клиентов. По версии следствия, в течение 2013 года они продавали авиабилеты на рейсы различных авиакомпаний от имени «Авиа Центра», но полученные от граждан средства не перечисляли «Авиа Центру», а распоряжались по своему усмотрению.

Всех топ-менеджеров Eviterra уже вызывали на допрос к следователям.

По словам Новикова, следствие считает, что Заярный похитил 71 млн рублей. Заярный воровство опровергает и объясняет случившееся своими бизнес-просчетами.

 

На что рассчитывал предприниматель, продавая билеты ниже себестоимости? «Было некоторое количество инвесторов, желающих вложить деньги в Eviterrа, и нам нужно было показывать рост», — рассказывает Заярный. Он уверяет, что планировал погасить кассовый разрыв за счет привлеченных средств и потенциальные инвесторы знали о долге. По словам Заярного, он хотел договориться с ними быстро, но переговоры затягивались. Скандал с Богачевым спутал все карты — долг превзошел ожидания инвесторов, и они отказались от сделки.

В декабре 2013 года денег от Eviterra требовал не только «Авиа Центр», но и, например, платежная система PayU (около 16 млн рублей). «Это был один из наших просчетов», — говорит Заярный по поводу большого кассового разрыва. По его словам, когда он задумывал Eviterra, расчет был на удобный функционал и сервис должен был зарабатывать, не будучи самым дешевым. «Но нужно было привлечь гораздо больше аудитории, чем мы привлекли», — объясняет предприниматель.

По мнению Новикова, решение об аннулировании билетов Богачев принимал на эмоциях, так как срок очередного платежа за билеты наступал только 9 января. Но в январе после декабрьского пика продаж наступает затишье, и, возможно, Богачев подумал, что Eviterra не сможет расплатиться, считает Новиков. Этой же версии придерживается и Заярный. По его словам, он предлагал Богачеву существенную долю в Eviterra или даже всю компанию за возможность отсрочить платеж.

Как пояснила Forbes руководитель юридического отдела «Авиа Центра» Анна Обручкова, к девятому дню каждой декады, согласно договору, должны быть переведены не менее 90% средств. «Как я поняла со слов Сергея Николаевича (Богачева. — Forbes), Заярный сообщил ему, что Eviterra не сможет погасить задолженность», — рассказывает Обручкова. В арбитражный суд «Авиа Центр» подал заявление 14 января 2014 года, попросив взыскать с Eviterra 167 млн рублей. В дальнейшем сумма была снижена, так как «Авиа Центру» удалось вернуть часть денег от возврата билетов. С Богачевым Forbes связаться не удалось.

Аннулирование билетов, по словам Новикова, было ошибкой «Авиа Центра»: купив билет, пассажир заключал договор с авиакомпанией, и аннулировать билет можно было только по заявлению пассажиров. «С точки зрения права такой шаг — нонсенс. Это самоуправство», — отмечает Новиков. Но «Авиа Центр» в январе начал за свой счет покупать пассажирам новые билеты: было восстановлено 4000 билетов, также компания получила 2500 заявлений о возврате денег.

По словам Обручковой, авиакомпании требуют от агентов не продавать билеты ниже установленной стоимости, это прописано в договоре: «И агент отвечает за своих субагентов перед перевозчиками».

Если Eviterra продавала билеты ниже установленной цены, то это могло быть нарушением договора и поводом не считать продажу действительной. 

Пострадавшим в уголовном деле теперь значатся не пассажиры, а «Авиа Центр». Заярный полагает, что «Авиа Центр»  или аффилированные с ним люди стоят за раскруткой его уголовного дела: «Все очень быстро поняли, кто аннулировал билеты. И чтобы не оказаться жертвой народного гнева, нужно было быстро возбудить дело». Против Eviterra были поданы и другие иски, деньги требуют несколько авиакомпаний. Но долг со стартапа будет получить сложно — компания близка к банкротству. На какие же средства сейчас живет беглый предприниматель?

Дорогой опыт

«Сейчас мы с ним не общаемся. Это вопрос нашей безопасности», — говорит представитель туристического онлайн-сервиса Aviasales Янис Дзенис. Заярный был консультантом Aviasales по части дизайна сайта. «У Eviterra было чему учиться в плане интерфейсов и взаимодействия с пользователем», — объясняет Дзенис. Но после возобновления уголовного дела сотрудничество по обоюдному согласию решено было прекратить. Заярный даже отказался от прямого общения с родственниками.

Дзенис рассказывает, что клиентов у Заярного было достаточно — «практически все туристические сервисы». Клиенты у Заярного есть и сейчас, но он отказывается их называть. Консультации по созданию новых интернет-сервисов он обычно дает по Skype, стоимость одного часа — €1000. Ценник вызвал много критики и обсуждения в соцсетях. Но Заярный считает, что если есть спрос на его услуги, то почему бы этим не заниматься: «Я считаю, что я достиг определенного успеха как создатель сервисов. Но финансовые просчеты я признаю, мне нельзя этим заниматься».