Forbes
$63.8
68.18
ММВБ2128.99
BRENT54.43
RTS1050.21
GOLD1177.57
Антон Титов Антон Титов
директор группы компаний «Обувь России»  
Поделиться
0
0

Как стартапу заработать на импортозамещении

Как стартапу заработать на импортозамещении
Сергей Коньков / ТАСС
Кризис как время новых возможностей для небольших компаний: три совета от одного из самых известных российских предпринимателей

Кризис подталкивает компании замещать импортные комплектующие отечественными. Но быстро перестроиться не получится: например, в обувной промышленности доля импортных компонентов колеблется от 50% до 90% в зависимости от ассортимента, до 90% лекарственных препаратов разработаны в других странах, и даже комплектующие для оборонной промышленности часто не производятся в России.

Пытаясь переориентироваться на отечественное сырье, крупное предприятие будет год думать над бизнес-планом, заказывать импортное оборудование, подпадая под валютные риски, искать финансирование и обязательно упрется в проблему традиционно низкой производительности труда. Небольшая гибкая команда решит задачу быстрее. Вот типичные проблемы, на решении которых может заработать малый бизнес.

Отраслевая кооперация

У предприятий одной отрасли схожие проблемы, но все предпочитают вариться в них в одиночку. Победит тот, кто соберет трудности всего рынка, сформирует пул клиентов и начнет работать под заказ. Возьмем логистику. К примеру, у РЖД тысячи задач, за успешное решение которых она готова платить: модернизация двигателей локомотивов, улучшение качества металла для рельсов, производство устойчивых к коррозии покрытий и т. д. В прошлом году компания «РЖД-Строй» заинтересовалась разработками новосибирской компании «Унискан», которая выпускает системы слежения. Приборы компании «Унискан», которые используются для охраны государственных границ, вполне могут быть применимы и для наблюдения за железнодорожными путями. А компания «Ространс» из казанского технопарка разрабатывает для холдинга систему координации производителей и логистических центров.

Еще один пример: компания «Сибирские технологии защитных покрытий» разрабатывает решения для защиты металла от коррозии и химического воздействия, обеспечения электроизоляции и уменьшения трения. Ее услугами пользуются химические, энергетические, авиастроительные, газо- и нефтедобывающие компании.

Узкие ниши

Крупным компаниям часто не хватает российских комплектующих, но производить их самостоятельно они не берутся — не хватает гибкости, ресурсов, не хочется отвлекаться от основной деятельности. Эти задачи они легко отдают на аутсорс. «Обувь России», например, размещает заказы на производство обуви на российских заводах и постоянно ищет партнеров. Эта ниша открыта для инновационных компаний, которые занимаются разработкой новых материалов и оборудования. Мы сами открыли лабораторию на базе новосибирского технопарка, которая занимается разработкой полимерных материалов — сверхлегких, сверхпрочных, морозостойких. Потребностями и заказами со стороны производства, причем не только нашего, эта лаборатория загружена на несколько лет вперед.

То же касается и производства оборудования. К примеру, новосибирская компания «АкмеТехнология» занимается разработкой вибрационных мельниц, которые позволяют измельчать сыпучие материалы в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности. Для крупных предприятий это слишком узкая ниша, а небольшая мобильная команда вполне может на этом заработать.

Еще один пример — НПФ «Гранч», которая производит «умные» каски для шахтеров, оборудованные датчиками концентрации метана и WiFi, позволяющим отследить местоположение шахтера с точностью до 20 м. Сейчас компания поставляет свои каски в основном соседям из Кемеровской области, но разработкой заинтересовались немецкие производители систем безопасности для горнодобывающих предприятий, а это уже «жирный» по нынешним временам экспортный договор.

Научные идеи для рынка

Множество ценных разработок пылится на полках лабораторий различных НИИ, поскольку мало кто умеет грамотно продвигать инновационную продукцию. Часто разработчикам не хватает грамотного консультанта из бизнеса, который может найти технологию, создать опытный образец, найти заказчика и наладить производство. К сожалению, этот сегмент пока развит только локально: есть компании, помогающие небольшим командам выйти на мировой рынок, как это делает, например, Alawar, продюсируя новые компьютерные игры.

Кризис — время новых возможностей для небольших компаний. Постепенно рынок очистится, уйдут работающие по старинке «динозавры». Бизнес станет более прогрессивным, научится выполнять задачи на аутсорсе и пользоваться сервисными услугами сторонних подрядчиков. Из-за «товарных войн» и падения курса рубля российский рынок еще долго будет отпугивать иностранных игроков — самое время занимать освободившиеся ниши.

Поделиться
0
0
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

2 декабря, пятница
Forbes 12/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.