К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как правильно реагировать на вопросы из зала во время бизнес-презентации

Как правильно реагировать на вопросы из зала во время бизнес-презентации
13 практических советов бизнес-тренера

Вопросы из зала — финальная и иногда не самая приятная часть бизнес-презентации. Но чем больше вопросов, тем больше интереса вызвала тема у аудитории. Никита Непряхин, ведущий бизнес-тренер компании «Ораторика», рассказывает о правилах, которые позволят грамотно ответить на любые вопросы из зала.

Готовьтесь заранее

Перед презентацией составьте список возможных вопросов и продумайте ответы. Поставьте себя на место зрителей, подумайте, где может возникнуть непонимание, что может вызвать сомнения или повышенный интерес, есть ли какие-то горячие темы или события, связанные с вашей презентацией. Почему в 80-90% случаев политики быстро и результативно отвечают даже на самые каверзные и острые вопросы из зала? Потому что спичрайтеры всегда готовят список прогнозируемых вопросов и удачных ответов на них.

Не игнорируйте вопросы

Аудитория всегда жаждет диалога. Даже если вы не собирались давать аудитории возможность высказаться, игнорирование вопросов может испортить впечатление о вас. Помните, что, подняв руку, зритель будет сконцентрирован не на сути вашего выступления, а на мысли «когда же этот человек ответит на мой вопрос».

 

Озвучьте регламент

Целесообразно заранее сказать, когда и каким образом вы готовы ответить на вопросы. Если у вас короткое выступление, то бессмысленно прерывать его вопросами. Предложите аудитории записать вопросы и озвучить их в конце. Если презентация длинная, то с помощью вопросов в конце каждого смыслового блока вы сможете разбавить выступление. Неплохо заранее определить форму задавания вопросов: поднятием руки или с помощью записок.

Следите за глазами

Помните, что вопросы у аудитории могут быть выражены не только с помощью поднятой руки, но и с помощью визуального контакта. Когда пристальный взгляд зрителя наполнен удивлением / несогласием / желанием получить уточнение и разъяснение / непониманием, тактично обратитесь к слушателю: «У вас вопрос?», «Могу я что-то разъяснить?» и так далее.

 

Завершите мысль

Иногда рука из зала поднимается прямо на середине предложения. Неопытные ораторы прерываются на полуслове и предлагают слушателю озвучить вопрос. И вы, и аудитория в этом случае теряете нить рассуждений. Покажите слушателю, что вы увидели поднятую руку. А доведя свою мысль до логического завершения, предложите озвучить вопрос. Только не забудьте обязательно выполнить свое обещание и дать возможность задать вопрос.

Повторите вопрос

Если вопрос задан тихо, то обязательно громко повторите его аудитории. Представьте реакцию аудитории: какая-то пауза, где-то на первых рядах происходит какая-то суета, а потом вы начинаете говорить вообще по другой теме. Нет ничего хуже, чем ответы типа «Я уже об этом говорил в начале выступления» или «Вы прослушали, я упоминал данный факт». Если аудитория требует разъяснения или повторения, сделайте это.

Отвечайте всей аудитории

Часто ораторам кажется, что отвечать на вопрос нужно тому, кто его задал. В результате аудитория остается без внимания, начинает скучать и теряет интерес к происходящему. Поэтому, получив вопрос от одного слушателя, обязательно отвечайте всей аудитории.

 

Проясните суть вопроса

Вы должны на 100% понимать суть заданного вопроса. Нет ничего хуже, чем размытый ответ не в тему. Поэтому, во-первых, дослушивайте вопрос до конца, а во-вторых, если необходимо, обязательно задайте уточняющие вопросы. После того как выяснили всю суть вопроса, громко повторите его в переформулированном виде: «Правильно ли я понимаю, что вы спрашиваете о…» — и уже начинаете свой ответ.

Не бойтесь прерывать слушателей

Если вы чувствуете, что человек с трудом может сформулировать суть вопроса и просто хочет дать свой комментарий, не теряйтесь и уточняйте, что хочет зритель: «Простите, а в чем вопрос?», «Сформулируйте, пожалуйста, вопрос». Очень часто под видом вопроса зрители хотят вступить в полемику с оратором. Если этого не предусматривает регламент и формат выступления, без опасений прерывайте и уточняйте.

Не бойтесь брать тайм-аут

Если вы сразу не можете сориентироваться и оперативно ответить на вопрос, не бойтесь взять тайм-аут: «Вопрос действительно интересный. Спасибо! Но чтобы дать на него развернутый ответ, мне необходимо некоторое время. Позвольте я вернусь к вашему вопросу и отвечу на него в перерыве».

Дайте краткий ответ

Ответ на вопрос должен быть лаконичным. Бывают ситуации, когда выступающий слишком увлекается ответом, теряет суть своего главного выступления, не успевает ответить на другие вопросы или, что еще хуже, не успевает завершить свою речь из-за ограниченности регламента.

Благодарите за вопрос

Всегда благодарите за вопрос. Вопрос из зала — это проявление интереса и внимания аудитории к вам и к теме вашего выступления. Часто целесообразно сделать комплимент вопросу.

 

Избегайте мертвой тишины

Нелепой выглядит ситуация, когда на вопрос оратора: «Какие у вас есть вопросы?» — наступает мертвая тишина в зале. Как избежать этой ситуации? Во-первых, можно выдержать паузу подольше и поддержать аудиторию: «Пожалуйста, не стесняйтесь, я с удовольствием отвечу на любые вопросы». Другой вариант: заранее продумать в выступлении пару аспектов, которые обязательно вызовут вопросы. Третий вариант: во время завершения своей речи скажите: «Спасибо огромное за ваше внимание. Если у вас будут вопросы, я с удовольствием отвечу и пообщаюсь с каждым» —и уходите со сцены. Даже если вопросы не последуют, конфузной ситуации на глазах всей аудитории уже не будет. Четвертый вариант: разогреть аудиторию и подтолкнуть ее на задавание вопросов: «Перед выступлением мне задали вопрос…», «Часто мне задают вопросы о…», «Если у вас вопросов пока нет, то позвольте задать вопрос мне вам…» и так далее.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости