Forbes
$64.13
71.03
DJIA17409.72
NASD4691.75
RTS905.36
ММВБ1857.23
Анастасия Жохова Анастасия Жохова
бывший редактор Forbes 
Поделиться
0
0

Как Иван Таврин получил в управление часть активов Алишера Усманова

Как Иван Таврин получил в управление часть активов Алишера Усманова
Иван Тавринфото Юрия Чичкова для Forbes
Кто стоит за последними будоражащими новостями о перестановках и закрытии изданий в ИД «Коммерсант», готовящейся покупке «Мегафоном» доли в «Евросети», IPO сотового оператора?

Но ни одна другая новость в этом году не будоражила медиарынок так, как эта. В начале июня владелец холдинга «Коммерсантъ» Алишер Усманов (№1 в списке Forbes) уволил гендиректора холдинга Демьяна Кудрявцева, которого сам же назначил на эту должность месяцем ранее. Кудрявцев шесть лет руководил входящим в холдинг издательским домом «Коммерсантъ», но кресло под ним зашаталось после публикации в журнале «Власть» в декабре 2011 года фото избирательного бюллетеня с нецензурной надписью в адрес Владимира Путина. Место Кудрявцева занял Дмитрий Сергеев из принадлежащей Усманову же компании ЮТВ. А руководить всем холдингом «Коммерсантъ» в ранге председателя совета директоров миллиардер поручил Ивану Таврину — совладельцу компании ЮТВ и главе «Мегафона».

Иван Таврин к этому времени прославился как специалист по слияниям, поглощениям и продажам медиаактивов. Дипломат с волчьей хваткой — так характеризуют его знакомые. За 13 лет в медийном бизнесе Таврин из совладельца рядового рекламного агентства превратился в партнера богатейшего бизнесмена России. А состояние самого Ивана Таврина Forbes оценивает в $500 млн (№188 в рейтинге). Как 36-летнему бизнесмену удалось этого добиться?

Купи-продай

Таврин не отказался от общения с Forbes, но официально не стал комментировать ни одного факта своей биографии. Его друзья, партнеры, конкуренты и бывшие подчиненные оказались более словоохотливыми.

Карьеру будущего мультимиллионера предопределили два человека: реальный и вымышленный. Настольными книгами юного Таврина были романы «Финансист», «Титан» и «Стоик» — трилогия Теодора Драйзера. Историю дельца Фрэнка Каупервуда он перечитывал десятки раз. Деньги Иван начал зарабатывать, еще учась в школе, — торговал джинсами и матрешками в районе Арбата. А в 1993 году, поступив на международно-правовой факультет МГИМО, нанялся в рекламное агентство. Заняться рекламой — новым в то время и перспективным делом — Ивану посоветовал отец. Владимир Таврин, прежде руководивший «Совтелеэкспортом», возглавил в начале 1990-х представительство канадского канала Super Chanel в России.

Получив первый опыт, Иван через три месяца ушел в свободное плавание, разыскивая клиентов для рекламных агентств за процент от стоимости контракта. Он все время что-нибудь продавал — не рекламу, так кофе и «сникерсы»: покупал несколько коробок в одном районе Москвы и продавал в другом с накруткой 20%. Наконец, в 1996 году Таврин вместе с приятелем Сергеем Власовым учредил рекламное агентство «Констракт». Когда агентство заполучило первый значительный контракт с южнокорейской корпорацией Lotte, Иван по ночам инспектировал московские троллейбусные парки — проверял, на все ли троллейбусы нанесена реклама заказчика.

И тут Таврину снова помог отец. Работая в Super Channel, Владимир Константинович познакомился с директорами многих региональных телестанций. Пользуясь отцовскими связями, Иван наладил продажу рекламы в регионы, в то время как большинство столичных агентств кормилось преимущественно от московского рекламного рынка. В 1997 году он предложил Власову разделить бизнес — уступил партнеру Москву, оставив за собой регионы. И не прогадал.

К 2000 году выручка «Констракт регион» превысила $10 млн. «Это было одно из самых активных и упорных агентств, — вспоминает Сергей Петров, заместитель генерального директора «СТС Медиа». — Таврин буквально выгрызал место под солнцем,  желая всегда получить максимум». Возможно, Таврин продолжал бы «грызть» дальше и стал одним из крупнейших федеральных медиаселлеров, если бы не знакомство с гендиректором телекомпании ТВ3 Тимом Макдональдом. Однажды во время дружеской беседы тот предложил Таврину неформальную сделку.

Как объяснил Макдональд, российский рынок телевещания будет развиваться по тому же пути, что некогда американский, — скупки региональных станций федеральными телекомпаниями. В начале 2000-х годов в России существовало несколько сотен независимых телестанций, транслирующих программы федеральных и местных каналов. Рынок был совсем не консолидирован, первопроходцами стали СТС и РЕН-ТВ, в 1997 году начавшие собирать региональные станции. Макдональд намекнул Таврину: если сейчас, пока цена вопроса невысока, он займется тем же самым, то потом сможет продать купленные активы с хорошей премией. А пока ТВ3 готова поставлять ему контент для вещания.

Таврин прикинул свои возможности и решил воспользоваться шансом. В 2001 году он зарегистрировал компанию «Региональная медиа группа» (РМГ). В партнеры Иван позвал бывшего однокурсника Дмитрия Сергеева, работавшего на тот момент начальником одного из отделов юридического управления Альфа-банка.

Рейд по провинции

«Региональная медиа группа» заинтересована в покупке вашей станции. Если вы готовы к переговорам, звоните по указанному телефону». Такое стандартное письмо, по словам Дмитрия Сергеева (ныне гендиректора «Коммерсантъ-холдинга»), рассылалось владельцам провинциальных телекомпаний. Таврин выбирал станции, приемлемые по техническому состоянию, но обремененные различными проблемами, в том числе финансовыми. РМГ, как говорят, даже не приходилось занимать деньги — Таврину якобы хватало доходов «Констракт региона». Первую покупку он сделал в Казани, потратив всего несколько сотен тысяч долларов. Телекомпания пребывала в плачевном состоянии — вещание остановлено, директор пустился в бега. На решение проблем с обязательствами и запуск вещания ТВ3 понадобилось около трех месяцев.

Для Таврина была важна скорость консолидации активов. В поиске объектов для покупки он все чаще сталкивался с конкурентами — федеральными вещателями: СТС, ТНТ и РЕН-ТВ. «Мы приезжали с договором, печатью и фактически с деньгами. Так что договор подписать можно было сразу. А у конкурентов — совет директоров в Москве, и очень долго нужно ждать due diligence и одобрения сделки», — рассказывает Дмитрий Сергеев. Бывший заместитель гендиректора РЕН-ТВ Сергей Исаков подтверждает: «В нашем соперничестве за ту или иную станцию чаще всего выигрывала РМГ, и всегда за счет того, что быстро принимались решения. Им не нужно было ни с кем советоваться для снижения или повышения цены. Продавец говорил: у меня завтра переговоры с СТС, они предлагают столько-то. Иван отвечал: пожалуйста, мы согласны, — и протягивал договор».

Страницы123
Поделиться
0
0
Ключевые слова: ,
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Что для вас лично является одной из главных актуальных тем современности?
Проголосовало 8793 человека
Forbes 07/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.