Искатель приключений | Forbes.ru
$59.03
69.61
ММВБ2131.91
BRENT62.74
RTS1132.45
GOLD1292.57

Искатель приключений

читайте также
+2874 просмотров за суткиБольшие надежды: пять принципов выживания ресторанного бизнеса +6012 просмотров за сутки«Аэрофлот» заплатит за перевозку пассажиров разорившихся авиакомпаний +1359 просмотров за суткиСтрижено или брито. Сеть региональных парикмахерских делает оборот 300 млн рублей на стрижках по 300 рублей +329 просмотров за суткиПод каблуком: как штамп в паспорте влияет на выбор модели бизнеса +268 просмотров за суткиВзрывной бой: пять принципов борьбы Там Куи, которые пригодятся в бизнесе +303 просмотров за суткиРуки-ножницы: как создать салон красоты с прибылью на 30% выше, чем у традиционных сетей +75 просмотров за суткиКомплимент от шефа: бизнес-секреты московских рестораторов +7 просмотров за суткиВокруг света: почему миллиардеры инвестируют в онлайн-сервисы для путешественников +14 просмотров за суткиКружок книголюбов: как заставить читать профлитературу поваров и официантов +16 просмотров за суткиЕдинственное и дорогое. Как оценить стоимость доменного имени +57 просмотров за суткиПочти даром: девять секретов «бомж-маркетинга» для тех, у кого нет денег +4 просмотров за суткиКоролевская башня: почему цена ремонта Биг-Бена выросла вдвое +23 просмотров за суткиДо парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов +80 просмотров за суткиПрощание с иллюзиями: какие заблуждения опасны для владельцев бизнеса +4 просмотров за суткиКурортный сбор. Как оздоровительный туризм развивал экономику России +45 просмотров за суткиУроки моря: принципы яхтенного спорта, которые помогают в жизни и бизнесе +6 просмотров за суткиСтремительное падение. Побег владельцев «ВИМ-Авиа», дело о мошенничестве и долги на 1,3 млрд +5 просмотров за суткиФигура низшего пилотажа. Почему «ВИМ-Авиа» не удалось «переобуться» в полете +4 просмотров за суткиЦирк с цикадами или Лазурный Берег — это не только море +3 просмотров за суткиЧто делать за пределами итальянского «сапожка»: гид по островам +3 просмотров за суткиПутешествовать на инвалидной коляске? Легко! Как две петербурженки освоили новую нишу на туристическом рынке

Искатель приключений

Дэн Бигмэн Forbes Contributor
Для Брюса Пуна найти правильных менеджеров оказалось сложнее, чем создать бизнес.

Брюс Пун Тип, мужчина с телосложением легкоатлета, привык полагаться во всем только на свои силы. Он убегал из бирманской тюрьмы, скакал через пустыню в Монголии при 37-градусной жаре на лошади с медным седлом, спасался от быков во время традиционного забега перед корридой в Памплоне. Но превращение небольшой канадской фирмы GAP Adventures в мирового лидера в области экстремального туризма потребовало от него еще большего героизма. «Я с самого начала понимал, что компания сможет расти, только когда я осознаю предел своих возможностей», — говорит Пун Тип.

Многим предпринимателям не удалось справиться с так называемой дилеммой основателя: может ли создатель бизнеса доверить управление другим людям? В исследовании 2006 года, которое охватило 212 предприятий, профессор Гарвардской школы бизнеса Наум Вассерман обнаружил, что половина основателей компаний уже через три года теряли свое место у руля. Четырем из пяти в какой-то момент приходится уйти.

Пун Тип бьется над этой проблемой почти 20 лет. Он основал GAP в 1990 году, вскоре после окончания колледжа. У фирмы тогда не было ничего, кроме долгов по кредитной карте и логотипа, который Пун Тип вместе с сестрой набросали на миллиметровой бумаге. Он задумал создать турфирму для людей, похожих на него самого, которые хотели видеть мир не из окна туристического автобуса.

Именно такой компанией и стала GAP. Теперь у нее 700 сотрудников на семи континентах, флотилия из 16 судов, в том числе 105-метровый антарктический круизный корабль «Экспедишен», и недавно открытый отель на 22 номера в Эквадоре. Клиенты могут выбирать из 1200 возможных путешествий в 100 странах — от осмотра инкских развалин в Перу до горных прогулок на Тибете. Они могут даже побывать в стратосфере на арендованном российском истребителе МиГ-31. В 2009 году GAP отправит в путешествия около 95 000 человек. Выручка компании за финансовый год, истекший в июне, составила $145 млн, что на 53% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. И хотя на старте Пун Тип занял деньги у друзей и родственников, GAP никогда не жила на заемные средства — первую кредитную линию компания получила лишь недавно.

Поначалу Пун Типу хватало сил, чтобы решать все проблемы. Он, сын иммигрантов из Тринидада, сам продавал туры в кампусах университетов, в книжных магазинах и на домашних вечеринках в окрестностях Торонто. Один из магазинов туристического снаряжения позволил ему раз в неделю агитировать покупателей прямо в торговом зале. Поиск клиентов давался ему легко: от студентов, мечтавших посмотреть мир, не было отбоя.

В 1993 году, когда у фирмы было шесть сотрудников, а годовая выручка достигла $383 000, Пун Тип решил открыть торговлю турами через агентства в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Бельгии. За год продажи выросли почти втрое, но скорость операций замедлилась, клиентам приходилось ждать. «Я работал в моем предприятии, а не над моим предприятием», — признает основатель.

Было очевидно, что ему нужна помощь, но не было ясно, откуда ее взять. Сперва Пун Тип обратился к друзьям. Они весь день продавали путевки, а после работы вместе шли в кино. Крепкие личные отношения сослужили хорошую службу. К 11 сентября 2001 года выручка GAP достигла $15 млн при уровне прибыли 5% до уплаты налогов. Даже терроризм не смог остановить Пун Типа. «В тот год мы выросли на 30%, — вспоминает он. — Не представляю почему».

Невзирая на рост GAP, Пун Тип понимал, что его помощники обладали теми же слабостями, что и он сам. У них не было четкого представления о таких фундаментальных показателях, как уровень удовлетворения клиентов, число повторных сделок и шкала комиссионных вознаграждений. Чтобы компания сделала следующий шаг, шутит Пун Тип, «нужно было нанять людей, которых я ненавижу».

Пун Тип не хотел расставаться с давними коллегами, и прошло еще два года, прежде чем он начал чистку кадров. Он предложил альтернативные должности двум из шести директоров и снял с поста еще двух. В течение года двое перешедших на другие должности уволились. «Это было чрезвычайно болезненно», — вспоминает он.

А потом в офисе GAP начался ропот. Пун Тип внедрил систему контроля эффективности каждого работника: от операторов колл-центра в Торонто до помощника капитана на корабле у Галапагосских островов. Работу агентов по продажам оценивали по интенсивности звонков и числу заказанных туров, а гидов — с помощью исследования клиентских впечатлений в интернете. Тех, кто показывал лучшие результаты, повышали в должности, а 10% худших работников переводили на другие позиции в GAP или увольняли. Сотрудникам система подсчета баллов не понравилась. Некоторые молодые работники уволились сами, а другие стали ворчать, что Пун Тип становится «большим боссом» и что он «продался».

[pagebreak]

Ситуация становилась все более тяжелой. В ноябре 2007 года круизный корабль «Эксплорер» затонул у берегов Антарктиды. Никто не пострадал, и страховка покрыла потери, но вместе с кораблем пошли на дно и $15 млн неполученной выручки. Годом позже американский производитель одежды Gap подал в суд на GAP за нарушение товарного знака. Дело до сих пор в суде, но Пун Тип называет его «пустым» (Ford пока не оспаривал привычку GAP называть круизные суда именами своих внедорожников).

Тем временем Пун Тип каждый год преодолевает более 150 000 км в поисках новых маршрутов для путешествий. За три года он сменил четырех финансовых директоров и трех начальников маркетингового отдела. Большинство из них были, как он говорит, «технически успешными», но им не хватало смелых идей, напористости или того и другого одновременно. Например, одного из топ-менеджеров Пун Тип застукал в офисе спящим.

Отладка бизнеса происходит постоянно. При оценке менеджеров теперь учитывается, как они умеют находить и развивать таланты в компании. Каждый менеджер ведет условный «пожарный список», куда включает людей, которых надо первыми спасти из огня, чтобы сохранить бизнес. Ежемесячно в офисе собирают 11 сотрудников, которые служат на неменеджерских должностях, — их задача дать руководству возможность увидеть, что творится «в полях».

Как увеличить рост продаж туров при неблагоприятной экономической конъюнктуре? В январе Пун Тип начнет снимать для одного из телеканалов шоу, посвященное путешествиям за пределы цивилизации (организованным его фирмой). В год он читает 50 публичных лекций по всему миру. Он основал некоммерческую организацию Planeterra, которая инвестирует в развитие регионов, где GAP ведет бизнес. У компании есть соглашение с Discovery Networks о создании службы путешествий Discovery Adventures, потенциальными клиентами которой станут 2,5 млн зрителей телеканалов Discovery, Travel Network и Animal Planet.

Задача Пун Типа — за два или три года удвоить продажи в США, которые сегодня составляют лишь 20–25% его валовой выручки, это меньше, чем он зарабатывает в континентальной Европе, Великобритании и Канаде. И конечно, GAP ищет сотрудников.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться