Банкиры нарисовали портрет предпринимателя

Павел Миледин Forbes Contributor
Самые успешные московские компании — семейные фирмы, созданные иногородними

По удобству ведения бизнеса Россия находится на 120-м месте, между Бангладеш и Коста-Рикой. Малый бизнес приносит лишь 12% ВВП. Предприниматели стонут от давления со стороны правоохранительных и налоговых органов. А тут еще и кризис. Удивительно, но в этих условиях малый и средний бизнес, судя по исследованию Citibank и Российского микрофинансового центра (РМЦ), с оптимизмом смотрит в будущее и неплохо переживает финансовые проблемы.

Исследование владельцев малого и среднего бизнеса в России Citi и РМЦ провели впервые. Его целью, как сообщают партнеры, было понимание «личности владельца малого бизнеса». Базой для исследования стали клиенты-предприниматели, обслуживающиеся в российском Citibank в Москве. В исследовании приняло участие несколько сотен предпринимателей, точное число не раскрывается.

Как выглядит средний предприниматель? Это мужчина с высшим техническим образованием в возрасте от 33 до 46 лет. Он единолично управляет своим бизнесом. Даже если собственников в бизнесе несколько, в половине случаев у бизнеса есть основной владелец с долей выше 50%. Основные его цели при организации собственного дела — финансовая независимость (58% опрошенных) и возможность получения более высокого дохода (48%).

Любопытнее всего выглядит оценка успешности бизнеса. Около половины (46% респондентов) считают свой бизнес успешным и до, и после кризиса. Еще 24% оценили успешность своего бизнеса на среднем уровне и сегодня, и до кризиса. Выходит, кризис оказал незначительное влияние на 70% малых предприятий. В том, что стало хуже, призналось лишь 28% опрошенных.

Эти результаты в принципе соответствуют результатам мониторинга «Малый и средний бизнес в условиях кризиса», проведенным «Опорой России» в ноябре этого года. По данным этой общественной организации, падение спроса на продукцию и услуги стало проблемой для трети малых предприятий. С сентября ситуация стала улучшаться. Долг со стороны покупателей сокращается: только 17% компаний по-прежнему указывает на увеличение объема задолженности (в январе таких было 27%). Количество респондентов, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, также сократилось (46% в ноябре против 75% в январе).

Как повысить успешность бизнеса? Предприниматели, опрошенные Citibank и РМЦ, считают, что семейный бизнес в два раза успешнее того, организаторы которого не являются друг другу родственниками (62% против 36%). Компании, возглавляемые собственниками из регионов, успешнее предприятий жителей Москвы и С.-Петербурга. Очень важно экономическое образование: 63% компаний под управлением экономистов успешны, и лишь каждый третий «технарь» смог сказать то же самое про свой бизнес. Ключевые качества успешных предпринимателей — профессионализм, умение выявлять и решать проблемы, ставить подчиненным адекватные задачи. А способность заводить нужные связи успешные бизнесмены не считают определяющей.

Владельцы бизнеса с большим оптимизмом смотрят в будущее. Более 70% опрошенных собираются наращивать производство. Другие планы — повышать качество, увеличивать номенклатуру продукции и расширять географию бизнеса. Откуда такие настроения?

«Меня это не удивляет. Люди просто верят, что будет лучше, что кризис только поможет развитию, создав новые ниши для бизнеса», — говорит президент РМЦ Михаил Мамута. Он считает, что именно этими позитивными ожиданиями и определялись ответы респондентов, несмотря на текущие проблемы, административные барьеры в развитии бизнеса и давление со стороны государственных органов. Приблизительно о том же говорит Сергей Коротков, вице-президент и директор по развитию Citibank: люди всегда надеются на лучшее.

Новости партнеров