Игорь Попов, могильщик бумаги | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$58.96
69.35
ММВБ1930.71
BRENT52.89
RTS1027.85
GOLD1284.25

Игорь Попов, могильщик бумаги

читайте также
+299 просмотров за суткиИлон Маск Вельского уезда: что сделал бывший торговец нелегальной водкой из маленького города +13 просмотров за суткиНастырные инстинкты: как наши собственные уловки мешают нам исполнять свои желания +4 просмотров за суткиРепутация в интернете: какие уроки необходимо выучить бизнесу +5 просмотров за сутки«Северная Корея» Олега Кирьянова и другие книги августа. Выбор Forbes +10 просмотров за суткиИгры разума: 11 ментальных ловушек, отравляющих повседневную жизнь +11 просмотров за суткиСамые высокооплачиваемые писатели — 2017. Рейтинг Forbes +23 просмотров за сутки«Коломенская пастила»: как две жительницы Подмосковья реанимировали бренд, а потом делили бизнес с участием полиции +38 просмотров за суткиМать лайф-коучинга Барбара Шер: «Если только вас не тошнит от вашей работы, не стоит резко ее бросать» +37 просмотров за суткиЖизнь после: как не делать из развода сериал и стать главным призом для нового избранника +1 просмотров за суткиНе только читать: 20 самых интересных книг для летнего досуга с детьми +16 просмотров за суткиНервные времена: как тревожность превратилась в диагноз, и что под ней понимают психологи Закон успешных инноваций: как убедить клиента «нанять» ваш продукт +6 просмотров за суткиСтирка, уборка, приготовление еды. Что еще могут сделать мужчины для развития женского лидерства Чтобы ньюйоркцы могли читать в метро, инвестор заплатил $350 млн +4 просмотров за суткиСплетни, игнор, чрезмерное любопытство и другие вредные советы для лучших коммуникаций +3 просмотров за сутки«Как управлять наркокартелем» и другие книги июля. Выбор Forbes +4 просмотров за суткиРожденные для страданий? Радикальные советы психолога, как научиться радоваться жизни +1 просмотров за суткиВот это жизнь: лучшие автобиографии, написанные нашими современницами +89 просмотров за суткиСемейный Agile: как построить командную работу в семье по методу компаний Кремниевой долины +6 просмотров за суткиСамые богатые писательницы мира: рейтинг Forbes Woman +45 просмотров за суткиОснователь «Рольфа»: «Весь Советский Союз стоял на лжи. Мне не хотелось, чтобы мою компанию постигла его участь»

Игорь Попов, могильщик бумаги

Николай Кононов Forbes Contributor
фото Олега Королева для Forbes
Как PocketBook украинского предпринимателя вошел в десятку крупнейших производителей ридеров мира

Когда потомственный печатник Игорь Попов носился с идеей электронных книг, окружающие в шутку называли его «могильщиком бумаги». Попов парировал: «Задача полиграфии — тиражировать информацию на разных носителях, а ридер — очередной шаг ее развития. Носителем была береста, затем бумага, а сейчас устройства с электронными чернилами».

На электронных чернилах украинская PocketBook, основным акционером которой является Попов, заработала около $80 млн (судя по данным компании). В 2011 году она продала 460 000 устройств — в два раза больше, чем в 2010-м. Такими темпами растет и мировой рынок — люди все меньше читают на бумаге и все больше с экрана.

Продавая большую часть своих устройств в СНГ, PocketBook входит в десятку крупнейших производителей ридеров мира. Для сравнения: только в декабре 2011 года лидер рынка Amazon сбыл 4 млн своих моделей Kindle. Зато киевляне успели подмять под себя российский рынок, пока он представлял собой голое поле.

Электронные книги — в массы

В разгар перестройки 29-летний инженер Попов возглавлял экспериментальное производство во ВНИИ полиграфии. Вместе с товарищем они открыли кооператив, где проектировали и изготавливали полиграфические машины на заказ. После краха СССР Попов развивал этот бизнес, пока в 2008 году не увидел в магазине мобильной техники первую произведенную в СНГ книгу на электронных чернилах — Lbook. Тогда, в 2008 году, рынок пустовал — продавалась полулегально ввезенная продукция Sony и Amazon.

Гаджетоман Попов приобрел устройство, за два часа конвертировал и закачал 25 книг, после чего улетел в отпуск. Убедившись, что за портативной библиотекой будущее, засел на сайте The-Ebook.org и исследовал предпочтения таких же гиков, как он. Попов понял, что главная проблема — разные книги читают разные форматы файлов — еще не решена. К тому же на рынке не было книг с удобным переключением шрифтов и их размера, навигацией по тексту.

Попов с компаньоном Олегом Науменко и сыном Андреем нашел китайский завод Netronix и заказал первую партию ридеров. «Мне говорили: это электроника, там монстры, куда ты лезешь?! — вспоминает Попов, инвестировавший в проект $1,5 млн. — Но я видел нишу, которая не занята. У меня было время поиграть, это было как хобби».

Нанятые им разработчики (ключевого сманил из Lbook через форум The-Ebook.org) писали софт, позволяющий читать почти все форматы. После первых успехов PocketBook набрал дизайнеров и выстрелил еще несколькими моделями — включая бестселлер, 360-ю, которая была размером с ладонь и умещалась в кармане.

PocketBook зазывал покупателей с промостоек в крупнейших гипермаркетах и обклеивал вагоны метро стикерами. Громко прокричав о себе, компании было легче торговаться с дистрибьюторами и розничными сетями. При этом представители Попова, продавая ридеры интернет-магазинам, следили, чтобы те не демпинговали и не отбирали покупателя у офлайн-продавцов.

В 2009 и 2010 годах российский рынок вырос в несколько раз, и PocketBook занимал на нем под 50%. За месяц компания-новичок зарабатывала миллионы долларов. Попов начал поставлять ридеры в Германию, Израиль и другие страны, где имеются русскоговорящие диаспоры. Затем PocketBook создал совместное предприятие с Netronix, а позже открыл линию на заводе Foxconn.

«Железная» конкуренция

Однако гегемония продолжалась недолго. Пока гиганты вроде Amazon, Barnes & Noble и Sony не рассматривали Россию как серьезный рынок, местные дистрибьюторы сообразили, что могут сами заказывать ридеры и продавать под своими марками. И вот уже к концу 2010 года в «Ашане», «Пятерочке» и других магазинах на кассе висели «читалки» Wexler — от дочерней компании холдинга Avirsa, торгующего в том числе компьютерами и мобильными устройствами. «Наш рынок формирует потребитель, а не производитель или торговец, поэтому мы и выпустили дешевые устройства, — объясняет генеральный директор Wexler Михаил Петренко. — Вход в сети нам не стоил почти ничего. Для X5 книги — способ генерации человеческого трафика».

Примеру Avirsa последовали «Мерлион» (бренд Digma), Alcotel (Texet) и другие. Вместо электронных чернил в экранах их моделей используются жидкие кристаллы. Глаза пользователя устают быстрее, но цена ниже вдвое. Игроки и наблюдатели рынка считают, что из-за демпинга конкурентов в 2011 году доля PocketBook в России снизилась как минимум до трети (хотя, по данным агентства SmartMarketing, которому доверяет компания, она равна 42%).

Но главное соревнование только начинается. Глобальные производители ридеров, которые обгоняют PocketBook и его преследователей, создали свои книжные магазины и все больше зарабатывают на контенте, снижая цены на «железо». Тот же Amazon торгует «читалками» себе в убыток, компенсируя «минус» продажей книг, которая приносит в среднем $60 в год с пользователя. Российский аналог этого магазина, Ozon.ru, пока дает шанс конкурентам повторить успех основателя Amazon Джеффа Безоса — интернет-магазин выпустил устройство Ozon Galaxy, но продажи идут вяло.

Будущее

Украинцы держат руку на пульсе — в первой половине 2012 года PocketBook с помощью беспроводного соединения привяжет устройства к магазину Obreey (обрiй — по-украински «горизонт»), который сейчас активно набивают контентом. Но и враги не дремлют — например, Wexler намеревается предоставить юзерам аналогичную возможность.

Попов понимает, что его преимущество не в устройствах — «китайцы все, что хочешь, изготовят в два раза дешевле». Он уверен, что PocketBook умеет разрабатывать информационные оболочки для чтения как никто другой (конкуренты с ним согласны). Пока все толкались локтями вокруг продажи контента, украинцы занялись электронными учебниками.

Повод к тому был: в России развернуты масштабные эксперименты, школьники тестируют устройства с закачанными пособиями по всем предметам. По словам инвестиционного менеджера «Роснано» Сергея Приходько, исследования проходят в два этапа. Сначала Минобразования предоставило контент (учебники), а Plastic Logic, PocketBook и «Азбука» — устройства, которыми пользуются десятки тысяч учеников. Второй этап — анализ впечатлений педагогов, а также разработка софта и, возможно, принципиально новых «читалок». «Уже сейчас ясно, что надо не просто оцифровывать учебники. Необходима информационная система, которая связывала бы устройства друг с другом и планшетом учителя, а также с электронной доской и хранилищем контента», — говорит Приходько.

Такая система подразумевает, что вместо ридера школьники получат «мультимедийное мобильное многофункциональное устройство», которое играет роль жесткого диска с контентом и взаимодействует с носителями, отображающими этот контент (видеопроектор, ПК, телевизор). PocketBook уже начал его разрабатывать. «Не исключаю, что вместо корпуса будет некая панель, полимерная основа, несущая в себе электронику и экран, — расписывает Попов, как это может выглядеть. — Скручивать в трубочку — вряд ли, но уронить — пожалуйста».

Стоит ли эта затея времени и миллионных инвестиций, когда выбор поставщика книг зависит от чиновников? В России 13 млн школьников, и при цене $100 за ридер можно заработать $1,3 млрд. Даже если Plastic Logic и «Роснано» не допустят чужестранцев к «железу», PocketBook имеет смысл биться за разработку информационной оболочки. Иначе Попов рискует завязнуть на нынешней ступени «полиграфической» эволюции в окружении множащихся производителей ридеров.