Краудфандинг по-русски: как собрать деньги на запись альбома или съемку фильма - Карьера и свой бизнес
$57.78
61.13
ММВБ2106.3
BRENT56.54
RTS1146.01
GOLD1250.20

Краудфандинг по-русски: как собрать деньги на запись альбома или съемку фильма

читайте также
Александр Иванов (Waves Platform): «Технически ничто не мешает организовать государственное голосование на блокчейне» +1 просмотров за сутки«ВКонтакте» через суд потребовала запретить продажу банкам данных о своих пользователях +3 просмотров за суткиБеспилотники в полях: что ждет индустрию коммерческих дронов? Инструмент дизайнера. Создатели компании LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной Виртуальное касание: как уфимские разработчики пытаются завоевать рынок VR-контроллеров 10 самых интересных спортивных стартапов 2016 года Падение Pebble: история гаджета со слишком узкой аудиторией "Народное инвестирование": итоги трех лет в США и в России Это личное: privacy is dead, или как перестать беспокоиться по этому поводу и начать жить Новая волна: стартап Waves поможет провести IPO на блокчейне Глаз да глаз: как российский стартап Oco пробивается в нишу охранных камер Вишенка на топе: кондитер по случаю Заочное знакомство: сколько можно заработать на видеоинтервью с соискателями вакансий Ловкость рук: как компания «Иллюминарт» первой в России наладила выпуск светопроводящего бетона 3D-сканер как виртуальная замена телепортации Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности Как продать одноразовые бритвы за миллиард Новости в зеркале: бизнес на отражении Ким Кардашьян Уэст: как заработать $45 млн на одной игре "Интуиция, красивая история, большая амбиция": каким был в бизнесе Сергей Выходцев Комплексный подход: как сделать новый бизнес из трех известных

Краудфандинг по-русски: как собрать деньги на запись альбома или съемку фильма

Алина Баширова Forbes Contributor
Фото ИТАР-ТАСС
Созданный музыкантами группы «Би-2» сайт Planeta.ru помог собрать почти 10 млн рублей на разные творческие проекты

Данила Багров крадется по темному коридору с пистолетом в руке. За кадром звучит «Полковнику никто не пишет …» в исполнении группы «Би-2». Две минуты в фильме Алексея Балабанова «Брат-2» принесли группе настоящую известность. За прошедшие с этого момента 12 лет коллектив пережил много изменений и даже создал собственный интернет-бизнес.

В 2010 году музыканты в поисках источника средств для записи нового альбома решили попробовать новый формат — открыть собственную интернет-площадку для сбора денег. «Мы с коллегами по группе долго думали, как изменить ситуацию с распространением интеллектуальной собственности, и поняли, что нужно строить новую систему. Решили попробовать собирать деньги с потенциальных слушателей», — говорит инициатор проекта, бас-гитарист «Би-2» Максим Андрющенко.

В мире тогда уже действовало несколько подобных порталов. Идея пришла в Россию из США и называется краудфандинг (crowd — толпа, funding — финансирование). По сути, краудфандинг — способ сотрудничества создателей проектов и потребителей.

Каждый желающий может вложить произвольную сумму в тот или иной культурный, социальный или научный проект. Взамен жертвователь получает бонус — упоминание в титрах фильма, билет на предпремьерный показ или подарочный музыкальный альбом.

Рlaneta.ru — ресурс, созданный музыкантами «Би-2». За два года группа собрала 1,25 млн рублей, денег хватило на новый альбом. На следующий альбом из необходимых 950 000 рублей собрали половину. Как это принято в краудфандинге, дарителям обещан презент: тем, кто вложил более 5000 рублей, музыканты обещают устроить специальную вечеринку, где впервые исполнят песни вживую. Остальные вкладчики получат подарочное издание.

Уже через несколько месяцев после запуска проекта музыканты поняли, что площадку можно использовать не только для себя. Так Planeta.ru за два года стала одной из крупнейших в России краудфандинговых площадок.

Всего здесь собрано около 10 млн рублей, на эту сумму были реализованы два десятка проектов, около 50 ждут своего часа. Владельцы ресурса получают 5% от собранной суммы на каждый реализованный проект, еще 5% уходит платежной системе. Площадка нацелена на творческие и развлекательные проекты — музыку, кино и компьютерные игры. 

Tvigle

 

Сейчас в России действует уже несколько подобных платформ. Причем каждая сумела нащупать собственную нишу. Например, ресурс «С-миру-по-нитке» специализируется на технических и социальных проектах и предлагает вложиться в реставрацию памятников, ремонт в квартире ветерана или помощь приюту для птиц. География обширная — от Владивостока до Нальчика. Сервис «Русини» помогает искать «инвесторов» для социальных инициатив, творческих проектов и стартапов.

Одна из важных отличительных особенностей Planeta.ru — проект получает собранные на площадке деньги, если удалось набрать хотя бы половину заявленной первоначально суммы. Можно также продлить срок краудфандинговой кампании, предварительно оповестив об этом своих «акционеров». Так действуют далеко не все. Например другая крупная российская краудфандинговая платформа Boombaster работает по принципу «пан или пропал» — если  проект не собрал заявленной суммы, деньги возвращаются жертвователям, а проект признается нереализованным. Кроме того, Planeta, в отличие от многих коллег по рынку, бесплатно предоставляет возможность для сбора денег благотворительным проектам. Еще одно отличие - наличие дополнительных услуг для тех, кто собирает деньги - онлайн-продажа билетов, панорамные трансляции мероприятий, интернет-магазин, где будет продаваться все, что сделано с помощью краудфандинга. 

На сайте есть система предварительной обработки заявок. Это помогает упорядочить поток желающих собрать деньги, определить степень серьезности автора проекта. Каждый желающий собрать деньги на Planeta.ru заполняет специальную анкету, где рассказывает о сути и целях проекта. Затем менеджеры сайта обсуждают с ним финансовые и юридические стороны сотрудничества и заключают договор. Автором может стать как физическое, так и юридическое лицо, в том числе некоммерческая организация. С момента запуска краудфандингового проекта менеджеры Planeta.ru фактически становятся консультантами авторов - помогают составить бизнес-план, обсуждают и уточняют бюджеты, анализируют потенциальную аудиторию, а некоторых даже учат тому,  как правильно снять видеообращение. Для желающих устраиваются мастер-классы с анализом ярких положительных и отрицательных примеров из практики краудфандинга. Дополнительную плату за эти услуги площадка не берет.

Среди тех, кто собирает деньги на Planeta.ru, — Евгений Гришковец. Он предлагает вложиться в создание телеверсии его спектакля «+1» и собрал уже более 700 000 рублей. Тем, кто заплатит, — диск с автографом и благодарность в титрах. Еще один клиент Planeta.ru — режиссер Роман Либеров. Из запланированных 500 000 рублей он собрал на свой новый фильм пока пятую часть. Жертвователю, внесшему 50 000 рублей режиссер обещает особую благодарность в титрах фильма. «Как правило, деньги дают зрители, видевшие предыдущие работы. Они верят, что мы эти деньги не прогуляем в каком-нибудь баре», — говорит режиссер. Доверять режиссеру следует еще и потому, что большую часть денег на проект он уже собрал: всего потребуется около 2 млн рублей, из которых три четверти — деньги от проката предыдущих фильмов и помощь знакомых предпринимателей.

Средний размер запрашиваемой суммы на Planeta.ru — 500 000 рублей, срок сбора — около трех месяцев. Но есть рекордсмены: группы «Тараканы» и «Animal ДжаZ» за три недели собрали 440 000 и 570 000 рублей соответственно. 

Основная трудность Planeta.ru, как и других краудфандинговых площадок, — коммерческий успех обеспечен только тому проекту, который продвигает человек с именем. «Люди идут за именем, а не за идеей», — сетует представитель Planeta.ru Катерина Чечулина. 

 

Tvigle

Как и любая краудфандинговая площадка, Planeta.ru зависит от качества проектов, которые собирают с ее помощью деньги. Например, Алексею Синельникову пришлось закрыть свой сайт «Спонсор здесь» спустя год после запуска. Причина — неправильная работа с авторами и низкое качество проектов. «У многих авторов основная цель — заработать, а не развить свой продукт, они не готовы делиться деталями проекта с потенциальными спонсорами», — жалуется Синельников.