Как приложение Wheely пытается конкурировать с такси | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru
$57.51
68.77
ММВБ2051.63
BRENT56.88
RTS1123.24
GOLD1297.31

Как приложение Wheely пытается конкурировать с такси

читайте также
+477 просмотров за суткиЧерез два года такси в Европе полетят: в стартап Lilium Jet вложены еще $90 млн +29 просмотров за суткиЦена шпионажа. Alphabet решил вложить в главного конкурента Uber $1 млрд +13 просмотров за суткиTarget Global вложит €100 млн в финтех-стартапы из Германии и Израиля +12 просмотров за суткиСтать бизнесменом: несколько неочевидных способов +8 просмотров за суткиНа здоровье: как проекты зарабатывают на особенностях женского организма +4 просмотров за суткиПолмиллиона за помощь: стартап по оказанию услуг автомобилистам привлек инвесторов Хай-тек по-русски: особенности технологического бизнеса в российских консервативных отраслях В ожидании Dropbox: перспективы IPO в ИТ-сфере +3 просмотров за суткиДорогое образование: «Севергрупп» инвестировала в «Нетологию» +3 просмотров за суткиМиллиард на биткоины: биржа Coinbase стала первым криптовалютным стартапом-«единорогом» +2 просмотров за суткиЦена акций и справедливость: какую опасность для сотрудников таят переоцененные стартапы +1 просмотров за суткиБлокчейн, телемедицина и русские: выбор акселератора 500 Startups из Кремниевой долины От фитнес-трекера до сердечного клапана: какие медицинские стартапы выбирают инвесторы +2 просмотров за суткиУчиться в YCombinator, работать в России: тест первой онлайн-программы инкубатора +4 просмотров за суткиАзиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые +3 просмотров за суткиОбещания как валюта: как создать продукт, если нет ни времени, ни денег +4 просмотров за суткиНе дом и не улица. На чем будут зарабатывать создатели новой адресной системы Naviaddress Почему хорошая компания — не всегда хорошая инвестиция. И наоборот +8 просмотров за суткиПомочь молодым: Елена Масолова вложила $300 000 в платформу для краудфандинга перспективных спортсменов +2 просмотров за суткиЖенщина у руля: Uber может возглавить глава Hewlett-Packard Enterprise Мег Уитмен +2 просмотров за суткиПроблема на триллион: о борьбе с болезнью Альцгеймера

Как приложение Wheely пытается конкурировать с такси

Созданный сыном бывшего губернатора Пермского края Антоном Чиркуновым сервис позволяет одним прикосновением к экрану смартфона вызвать черный Mercedes с водителем. Сможет ли он конкуривать с «Яндекс.Такси» и GetTaxi?

Антон Чиркунов

«Я умею водить, но не хочу, у меня и прав нет», — рассказывает Антон Чиркунов, сын бывшего губернатора Пермского края, о том, что именно его подтолкнуло придумать сервис Wheely. Учась в Швейцарии, студент Университета Санкт-Галлена обдумывал, как лучше организовать себе машину с водителем, когда вернется домой: общественный транспорт не попадал в сферу его интересов.

В результате в 2011 году родилась идея, основанная на модели набирающих популярность мобильных приложений для вызова такси. В России такие сервисы появились два года назад; самые известные из них — «Яндекс.Такси» и GetTaxi. Разработчик приложения сотрудничает сразу с десятками таксопарков и сотнями частных таксистов. Это сервис для тех, кому надоело выслушивать сообщение диспетчера: «Машины нет, будете еще ждать?» Теперь достаточно нажать кнопку на смартфоне, и машина приезжает, как правило, через 10–20 минут: ведь к клиенту направляется ближайший свободный автомобиль, при этом учитываются пробки.

Только «Яндекс.Такси» обслуживают в Москве 40 000 вызовов в неделю. Рынок есть, решил Чиркунов-младший и задумал построить аналогичную систему, но на основе не таксопарков (чтобы не конкурировать с уже действующими на рынке системами), а компаний, предоставляющих автомобили бизнес- и представительского класса в краткосрочную аренду корпоративным заказчикам. Как правило, это Mercedes серий E и S, на которых топ-менеджеры ездят на работу и домой. Остальное время, особенно в выходные, когда обычные такси не справляются с валом заказов, эти машины простаивают.

Инвестиции — они пошли на разработку программного обеспечения, системы автоматизации управления автопарками и закупку коммуникаторов — составили $2,5 млн, как говорит Антон, «взятых в долг у родственников и друзей» (его отец Олег Чиркунов еще до начала политической карьеры был предпринимателем, сейчас ему принадлежит доля в крупной пермской сети супермаркетов). Денег хватило на запуск сервиса в Москве и Лондоне.

Что еще отличает Wheely от конкурентов кроме использования прокатных фирм вместо таксопарков? Принципиально другая схема оплаты, которая обычно применяется при аренде машины: система, «запомнив» при регистрации кредитку клиента, автоматически считывает деньги за услугу и присылает счета на электронную почту. «Думать, сколько заплатить, не надо ни водителю, ни пассажиру», — говорит Антон. Все остальные мобильные сервисы пока используют наличную оплату или оплату картой после каждой поездки. К тому же машины, заказываемые через Wheely, — это Mercedes без опознавательных знаков такси (через «Яндекс.Такси» можно заказать машину бизнес-класса, но она, скорее всего, будет с «шашечками»).

Выгодной ли оказалась затея? По результатам первых трех месяцев работы в Москве средний чек Wheely составил 1500 рублей против 600–700 рублей у GetTaxi и «Яндекс.Такси». Эти сервисы зарабатывают от 5% до 15% комиссии, Wheely забирает с каждого заказа 20%. Партнеров Чиркунова это устраивает: раньше снижением простоев дорогого транспорта никто не занимался.

«У нас не просто сократились простои. Мы сейчас удваиваем парк автомобилей», — говорит гендиректор компании «ПерсонАвто» (прокат Mercedes с водителем) Владимир Константинов. По словам Константина Урютова, директора прокатной компании «Роял Груп», простои его парка в результате сотрудничества сократились на 60%, а выручка выросла на 25%. До появления Wheely эти компании не были ориентированы на заказы на ближайшее время и работали только с предварительными вызовами, поступившими минимум за 1,5–2 часа.

Пока приложение Wheely в столице скачало около 3000 человек (приложение «Яндекс.Такси» скачали уже 600 000 раз), и сервис, как признается Чиркунов, еще не вышел на операционную рентабельность. Он рассчитывает задействовать 150 автомобилей (сейчас используется около 60 из трех прокатных компаний) и к ноябрю 2013 года выйти на выручку $300 000 ежемесячно. За первые три месяца выручка составляет около $50 000. 

Сбудутся ли планы Чиркунова? Да, ведь у Wheely средний чек за поездку вдвое выше, чем у «Яндекс.Такси», и выше комиссия, настаивает молодой предприниматель. Однако и конкуренция со стороны приложений немалая. Таксопарк «Командир.Такси», эксплуатирующий Mercedes E-класса, активно сотрудничает с «Яндекс.Такси», сообщила Forbes представитель «Командира» Юлия Булкаева, правда, эти машины оформлены как такси, а не как «персоналки». Представитель «Яндекс.Такси» Екатерина Карнаухова добавила, что их приложение предоставляет клиенту возможность выбирать категорию стоимости и класс машины. Директор по маркетингу GetTaxi Екатерина Васильева отметила, что компания готовит автоматическую опцию выбора класса машины для корпоративных заказчиков (остальные машины работают по общим тарифам Gettaxi, к клиенту может приехать машина любой марки). За год с небольшим у GetTaxi в Москве было более 100 000 скачиваний, задействовано около 2000 машин.

Впрочем, ставку на обеспеченных потребителей Чиркунов сделал лишь в Москве. В Лондоне Wheely, наоборот, ориентируется на экономных горожан (выручка пока около £6000 в месяц). Корпоративные парки, выступающие партнером Wheely, могут позволить себе снижать цену, в отличие от такси, тарифы которых зафиксированы городскими властями. В результате для клиента заказ услуги через Wheely дает примерно 30%-ную экономию. В ближайших планах — открытие третьей «диспетчерской», в Стамбуле.