Почему «Цифровой автограф» не нашел понимания у звезд

фото Diomedia
Владимир Смирнов организовал площадку для продажи электронных автографов знаменитостей и защиты авторских прав на цифровой контент. Звезды сервис пока не оценили. Нужен ли он компаниям?

«Как-то раз в интернете мне попался на глаза ролик про автограф-сессию Андрея Аршавина. К нему тянулась огромная очередь поклонников, и «деревянной» рукой звездный футболист подписывал фотографии и сувениры и выглядел так, будто только что отыграл два тайма», — вспоминает Владимир Смирнов. В тот момент у него и возникла идея создать услугу по изготовлению автографов знаменитых людей на основе электронной цифровой подписи.

Сам Смирнов уже 20 лет занимается разработкой средств криптографической защиты информации. Его фирма «Сигнал-КОМ» оказывает услуги по изготовлению и внедрению электронной подписи. Сейчас эта технология уже не новость: около 80% российских предприятий (то есть более 3 млн юридических лиц) используют электронную подпись для сдачи налоговой отчетности и проведения банковских операций в интернете. Но что, если дать этот инструмент для защиты и подтверждения авторства своего контента в сети рядовому пользователю? Эта идея привела Смирнова к созданию новой социальной сети «Цифровой автограф».

Задумка команды проста: автор, например писатель или фотограф, создает из своих произведений мультимедийные книги на флэше и заверяет их своей электронной подписью. Открыв получившуюся «электронную книгу», пользователь может видеть одновременно текст, фото-, видеоконтент и даже имеет возможность прослушать звуковое произведение, но скопировать продукт с помощью copy+paste не может. Создавать такие книги можно при помощи редактора mbook editor — разработки все того же «Цифрового автографа».

Все созданные авторами произведения хранятся в «облаке» социальной сети. Посмотреть их можно через обычные браузеры. Ссылки на контент, размещенный в сети «Цифровой автограф», можно опубликовать на любых сайтах с помощью виджетов.

Для получения сертификата электронной подписи автор должен прийти в удостоверяющий центр «Цифрового автографа» и предъявить документы, удостоверяющие личность, или выслать нотариально заверенные копии. После этого он получит индивидуальный электронный ключ, с помощью которого сможет «подписывать» свои произведения. Стоимость аренды ключа — 500 рублей в год.

Смирнов приступил к реализации своей идеи в сентябре 2011 года. Сначала разработчики создали базовую архитектуру социальной сети, в основу которой легли страницы авторов и их коллекции. Некоторое время ушло на то, чтобы желающим приобрести произведение с ЭП и проверить ее подлинность, не нужно было устанавливать на свой компьютер специальные криптографические программы. Год ушел на совершенствование мультимедийного «контейнера» для хранения информации. Затем к сети подключили платежную систему.

За полтора года с момента начала работ «Сигнал-КОМ», по словам Смирнова, вложил в проект $1 млн. На поддержку работы сети потребуется еще около 100 000 рублей в месяц.

Tvigle

Какова схема возврата инвестиций? Комиссия «Цифрового автографа» с каждой сделки — 30% от стоимости виртуальной покупки. На данный момент в социальной сети зарегистрированы 200 пользователей и авторов.

Центр исследований платежных систем и расчетов, занимающийся информационно-методической поддержкой банковского бизнеса, продает через «Цифровой автограф» свою методическую литературу. Хотя центр одновременно распространяет книги и через свой сайт, его директор Антон Пухов уверен, что делать это через «Цифровой автограф» удобнее. «Нас подкупила привлекательная подача контента и возможность раскрутки произведений самими авторами книг в сети с помощью виджетов», — говорит он. Единственный минус, по мнению Пухова, состоит в том, что каждый автор должен получить электронный ключ в удостоверяющем центре.

Услугами «Цифрового автографа» заинтересовался и Национальный центр сертификации управляющих. Пользуясь сетью, центр выдает управляющим и обучающим организациям электронные сертификаты соответствия. Таким образом, центр и его клиенты могут работать с документами, обладающими юридической силой, в режиме онлайн. Пока это можно делать только при помощи обычного компьютера, но в ближайшее время партнеры надеются работать в сети «Цифровой автограф» с планшета и смартфона.

К концу 2013 года владельцы рассчитывают привлечь около сотни авторов и выйти на операционную прибыль. Наиболее ожидаемые клиенты — авторы книг и статей, которые смогут пользоваться «Цифровым автографом» как электронным издательством. Смирнов рассчитывает, что сетью также захотят воспользоваться звезды и другие известные люди, заинтересованные в общении с поклонниками. Они смогут продавать желающим свои произведения с автографами или самостоятельные автографы. Также услуги сети могут быть интересны издателям периодической прессы — здесь можно реализовать цифровой тираж, не боясь несанкционированного копирования. «Я считаю, что интересная и нужная инициатива, однако прогнозировать спрос авторов на такую услугу пока очень сложно», — считает член коллегии «Князев и партнеры» Игорь Симонов.

И действительно, творческие люди пока воспринимают инициативу Смирнова со скепсисом. Актриса Нонна Гришаева и писательница Дина Рубина сходятся во мнении, что автограф в принципе не может быть объектом купли-продажи. Свои автографы они раздают поклонникам на специальных встречах совершенно бесплатно. «Автограф — настоящий тогда, когда передается от артиста непосредственно публике, вживую», — считает Гришаева.

Фотограф Сергей Максимишин уверен, что из-за бурного роста объемов электронной продукции, и цифровой фотографии в частности, ее ценность стремительно падает. «Не вижу для себя смысла торговать такими изображениями. Именно поэтому многие мои фотографии в небольшом разрешении каждый желающий может скачать бесплатно на моей страницы в Facebook», — говорит он. По его мнению, такой сервис может быть востребован теми, кто хочет продавать много относительно дешевых снимков. Максимишин же продает снимки для широкоформатной печати в небольшом количестве. Фотограф Валерий Левитин солидарен с коллегой и объясняет свою позицию так: «Людям хочется чего-то живого. Ведь неслучайно в мире опять начала расти популярность фотоаппаратов с моментальной печатью снимков».

Прямых конкурентов у «Цифрового автографа» пока нет. Компании, работающие в области электронной подписи, оказывают услуги преимущественно юридическим лицам. Так расчетный центр «Практик» предоставляет фирмам услуги по организации электронного документооборота с применением электронной подписи. Одним из козырей «Цифрового автографа» директор по продажам «Практика» Александр Алексеев считает возможность гарантировать неизменность созданного автором произведения. Минус — невозможно пользоваться купленным контентом за пределами сети, поскольку фотографию нельзя распечатать, а музыку не закачаешь в плеер. «Я с трудом верю, что за электронной подписью звезды может выстроиться очередь, но вместе с тем уверен, что использование электронной подписи даст жизнь еще не одному стартапу», — считает Алексеев.

Есть упрощенный аналог «Цифрового автографа» — сервис Issuu.com, который создали в Дании. Сайт дает возможность с помощью флэш-«листалки» оформить свои печатные публикации, но не позволяет защитить авторство и продать получившийся продукт. Одним из первых российских пользователей Issuu.com стала «Новая газета». Аудитория флэш-версии на сайте постоянно растет. Сейчас каждый номер газеты бесплатно читают в среднем 35 000 человек. Введение платы за доступ к газете, по мнению руководителя интернет-проектов «Новой газеты» Константина Полескова, разрушит систему. «Если и брать деньги за пользование контентом, то только по принципу like & pay, причем на нашем сайте», — говорит Полесков.

Одних из основных проблем «Цифрового автографа» — невозможность пользоваться сервисом с мобильных устройств и вне доступа к интернету. Для решения этих задач команда разрабатывает специальные приложения. «Нам приходится учитывать и интегрировать в свой проект все удобные технологии, которые сегодня доступны пользователям — все привыкли к хорошему. Это один из главных вызовов в нашей работе», — говорит Смирнов.

В ближайших планах стартапа — запуск рекламной кампании в интернете летом и улучшение пользовательского сервиса. Смирнов добавляет, что в будущем он планирует выйти на международный рынок — в проект изначально заложена возможность работы на разных языках.

Новости партнеров