$59.23
63.29
ММВБ2177.35
BRENT56.56
RTS1158.24
GOLD1216.63

Школа молодого миллиардера: как перейти на самофинансирование

читайте также
Противостояние века: зачем сотрудничают стартапы и корпорации Лучшие города для инвестиций: где покупать недвижимость в 2017 году Ниши на взлете: пять перспективных трендов для инвестиций в IT на 2017 год Венчурное похмелье. Уроки 2016 года для стартапов и их инвесторов Подушка безопасности: зачем стартапу инвестор Инвестиции и внутренний спрос: когда спящий проснется Лучшие страны для ведения бизнеса в 2016 году. Рейтинг Forbes Новая азбука: как потребности поколения Z меняют онлайн-образование Позаботься о финансах. Что нужно успеть до конца года? Приручить «единорога»: как искать успешные инвестиционные проекты в США Крах социализма. К чему приведет падение режима Мадуро 10 самых интересных спортивных стартапов 2016 года Сокращение во благо. Какие секторы экономики выиграют от снижения добычи нефти? Английский пациент. Какие вложения станут привлекательными после завершения Brexit Инвестиционная отвага. Как вкладывать в американские акции и компании Brain drain 2.0: почему России грозит утечка искусственного интеллекта? Вместо депозита: какие выбрать облигации, чтобы получить надежный доход Школа миллиардера: день открытых дверей для стартапов Заявка на конкурс "Школа миллиардера": Миними Петс «Школа миллиардера»: день открытых дверей Итальянское кино: спасет ли референдум экономику и банки

Школа молодого миллиардера: как перейти на самофинансирование

Ольга Зиновьева Forbes Contributor
Фото Diomedia
Основатель стартапа Elementaree Ольга Зиновьева о том, как отказ инвесторов проверяет команду на прочность

Подробнее о конструкторе правильного питания Elementaree читайте здесь.

Когда в декабре 2014 года обрушился рубль и отменился запланированный раунд инвестиций, мне казалось, что Elementaree придется перевозить в другую страну. Несколько российских инвесторов, переговоры с которыми подошли к финалу, заявили мне: «Оля, ты же понимаешь, сейчас всем надо переждать. Понятно, что масштаб бедствия велик. Нам надо разобраться в своих делах и понять, что делать дальше». Перспектива продолжения венчурной истории, которая для меня так гладко началась в США, стремительно сужалась. Мы постарались еще снизить затраты, но все равно пришлось поднять цены на основной продукт — программу питания для похудения и поддержания веса — на 20%. В итоге во второй половине декабря новых клиентов почти не было.

Я была опустошена. Сидела в любимом коворкинге, смотрела в окно и чувствовала, как рушатся все планы. Что делать? Искать другие рынки, благо есть готовая модель и команда? Мы приобрели более 600 клиентов, экономика нашего проекта оказалась лучше традиционной в электронной коммерции (затраты на привлечение клиента окупаются при первой покупке, а средний чек превышает 12 000 рублей), вышли на операционную прибыльность. Сойти с дистанции? Обмануть ожидания тех, кто уже пользуется сервисом? И вдруг я решила — буду работать только на своих силах и деньгах, без иллюзий инвесторской истории.

Я вложила все свои деньги в зарплату сотрудников и необходимые платежи.

Теперь мы балансируем на краю пропасти без права на ошибку, зато команда еще четче понимает цели и ответственность. Поставщиков и партнеров мы попросили об отсрочке платежей, и многие согласились. Договориться можно с каждым партнером, надо только придумать, что предложить ему в ответ, какие ресурсы задействовать.

Мы закрыли кухню на новогодние праздники, а сейчас восстановили ее работу на предкризисном уровне без потери качества и сотрудников. В прошлом году более 40% новых клиентов Elementaree пришли по рекомендации друзей, и это одна из «веревочек», что вытащила меня из опустошения. В знак благодарности лояльным клиентам мы начали дарить по дневному комплекту еды в подарок каждому получившему рекомендацию и рекомендателю, а к апрелю разработаем целую реферальную программу [система привлечения клиентов с помощью существующих покупателей - Forbes].

После декабрьского провала наши продажи снова пошли в рост. Сегодня число новых заказов соответствует уровню ноября. Любопытно, что у нас появились клиенты, которые раньше считали наши программы неоправданно дешевыми или не были готовы потратить 15 минут в день на приготовление блюд из конструктора. В свежем еженедельном отчете я увидела, что среди нескольких десятков отзывов новых клиентов всего один отрицательный. Сама пообщаюсь с клиентом, чтобы понять, как исправить проблему.

В условиях самофинансирования нам нужно оперативно расти. Кризис – лучшее время свежим взглядом взглянуть на продуктовую линейку. У нас уже есть программа для похудения и поддержания веса и конструктор блюд для романтической встречи или дружеской посиделки. В феврале запустим новый продукт, специально для условий кризиса. Появилась отличная возможность проверить коллектив — насколько всем нам действительно по пути. Я обещала рассказать о командной работе. Этому посвящу следующий пост.