Школа молодого миллиардера: как перейти на самофинансирование - Карьера и свой бизнес
$56.71
60.94
ММВБ2023.71
BRENT52.32
RTS1124.91
GOLD1249.11

Школа молодого миллиардера: как перейти на самофинансирование

читайте также
+659 просмотров за суткиОтменили НДФЛ. Семь облигаций, которые теперь стоит купить +33 просмотров за суткиРиск непонимания. Соглашаться ли на страховку вместо депозита? +5 просмотров за суткиЦиферблат 2.0: смогут ли самарские разработчики перенести «умные часы» с запястья на стену? +7 просмотров за суткиОт электросамолета до трекера для коров: выбор ведущих инвесторов Кремниевой долины +3 просмотров за суткиВенчурный фонд АФК «Система» вложился в компанию NFWare +7 просмотров за суткиПочему «взлетает» только 1% стартапов — и это нормально +5 просмотров за суткиЭкспорт «софта»: фикция или реальность? +16 просмотров за суткиРыболовлев оказался акционером «швейцарской Tesla» с непростой судьбой +1 просмотров за суткиКорпоративный акселератор: как не стать отделом по борьбе с инновациями +21 просмотров за суткиКурсы для инвесторов: когда учеба во вред +1 просмотров за суткиРоботы на бирже: когда машины-консультанты действительно придут в управление активами +28 просмотров за суткиАнатолий Чубайс о роли приватизации «Башнефти» для роста ВВП +27 просмотров за сутки От Facebook до Walmart: от акций каких компаний избавляются миллиардеры +4 просмотров за суткиКак коллективный интеллект людей и роботов может предсказывать будущее? +4 просмотров за суткиIPO возвращаются: пять секретов успешного размещения +10 просмотров за суткиПовышение ставки ФРС: как защититься инвесторам от неприятных сюрпризов? +4 просмотров за суткиТетради цифровой эпохи: куда инвестировать на рынке онлайн-образования +4 просмотров за суткиVC по «экзитам» считают: почему на российском рынке стартапов по-прежнему мало «выходов»? +6 просмотров за суткиИнтегрируй это: как российские ритейлеры на практике становятся омниканальными +10 просмотров за суткиСемь лучших городов мира для частных инвестиций в 2017 году +5 просмотров за суткиПять трендов для инноваций в ритейле

Школа молодого миллиардера: как перейти на самофинансирование

Ольга Зиновьева Forbes Contributor
Фото Diomedia
Основатель стартапа Elementaree Ольга Зиновьева о том, как отказ инвесторов проверяет команду на прочность

Подробнее о конструкторе правильного питания Elementaree читайте здесь.

Когда в декабре 2014 года обрушился рубль и отменился запланированный раунд инвестиций, мне казалось, что Elementaree придется перевозить в другую страну. Несколько российских инвесторов, переговоры с которыми подошли к финалу, заявили мне: «Оля, ты же понимаешь, сейчас всем надо переждать. Понятно, что масштаб бедствия велик. Нам надо разобраться в своих делах и понять, что делать дальше». Перспектива продолжения венчурной истории, которая для меня так гладко началась в США, стремительно сужалась. Мы постарались еще снизить затраты, но все равно пришлось поднять цены на основной продукт — программу питания для похудения и поддержания веса — на 20%. В итоге во второй половине декабря новых клиентов почти не было.

Я была опустошена. Сидела в любимом коворкинге, смотрела в окно и чувствовала, как рушатся все планы. Что делать? Искать другие рынки, благо есть готовая модель и команда? Мы приобрели более 600 клиентов, экономика нашего проекта оказалась лучше традиционной в электронной коммерции (затраты на привлечение клиента окупаются при первой покупке, а средний чек превышает 12 000 рублей), вышли на операционную прибыльность. Сойти с дистанции? Обмануть ожидания тех, кто уже пользуется сервисом? И вдруг я решила — буду работать только на своих силах и деньгах, без иллюзий инвесторской истории.

Я вложила все свои деньги в зарплату сотрудников и необходимые платежи.

Теперь мы балансируем на краю пропасти без права на ошибку, зато команда еще четче понимает цели и ответственность. Поставщиков и партнеров мы попросили об отсрочке платежей, и многие согласились. Договориться можно с каждым партнером, надо только придумать, что предложить ему в ответ, какие ресурсы задействовать.

Мы закрыли кухню на новогодние праздники, а сейчас восстановили ее работу на предкризисном уровне без потери качества и сотрудников. В прошлом году более 40% новых клиентов Elementaree пришли по рекомендации друзей, и это одна из «веревочек», что вытащила меня из опустошения. В знак благодарности лояльным клиентам мы начали дарить по дневному комплекту еды в подарок каждому получившему рекомендацию и рекомендателю, а к апрелю разработаем целую реферальную программу [система привлечения клиентов с помощью существующих покупателей - Forbes].

После декабрьского провала наши продажи снова пошли в рост. Сегодня число новых заказов соответствует уровню ноября. Любопытно, что у нас появились клиенты, которые раньше считали наши программы неоправданно дешевыми или не были готовы потратить 15 минут в день на приготовление блюд из конструктора. В свежем еженедельном отчете я увидела, что среди нескольких десятков отзывов новых клиентов всего один отрицательный. Сама пообщаюсь с клиентом, чтобы понять, как исправить проблему.

В условиях самофинансирования нам нужно оперативно расти. Кризис – лучшее время свежим взглядом взглянуть на продуктовую линейку. У нас уже есть программа для похудения и поддержания веса и конструктор блюд для романтической встречи или дружеской посиделки. В феврале запустим новый продукт, специально для условий кризиса. Появилась отличная возможность проверить коллектив — насколько всем нам действительно по пути. Я обещала рассказать о командной работе. Этому посвящу следующий пост.