Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год | Forbes.ru
сюжеты
$56.71
69.37
ММВБ2286.33
BRENT68.70
RTS1270.92
GOLD1334.80

Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год

читайте также
+580 просмотров за суткиОснователь Verge Genomics рассказала, как ускорить разработку новых лекарств +3135 просмотров за суткиСтартап для чайника: как создать компанию и не потерять все деньги +437 просмотров за суткиЭмигрантка из Ирана планирует заработать $1 млрд на лекарствах от рака +312 просмотров за суткиСемь способов уменьшить риск инвестиций в стартапы и малый бизнес +192 просмотров за суткиКалифорнийская компания придумала технологию создания рекламы, которая не раздражает +24 просмотров за суткиС песней по жизни. Появился стартап, подбирающий музыку для бега, катания на лыжах и секса +51 просмотров за суткиНейросети, мобилизация и совместное потребление. Самые интересные IT-стартапы 2017 года +371 просмотров за суткиПопасть в нишу. Как начинающему предпринимателю выбрать, чем заняться  Продать, но не продаться: как стартапу заполучить в клиенты Apple +40 просмотров за суткиДрузья Оушена. Как собрать в стартапе команду мечты +36 просмотров за суткиВ поиске прорыва. Как выбирать венчурные проекты для инвестиций +22 просмотров за суткиСтартап в клеточку. Зачем нанимать на работу бывших заключенных +52 просмотров за суткиЦифровая доставка. Почему «Uber для грузовиков» никак не поедет в России +6 просмотров за суткиДеньги в космос: японский стартап привлек рекордные $90 млн для полета на Луну +55 просмотров за суткиБизнес для чайников: о чем не должен забывать начинающий предприниматель +99 просмотров за суткиБои без правил. Почему российские стартапы прогорают +2 просмотров за суткиМиллиардеры объединяются для инвестиций за пределами Кремниевой долины +7 просмотров за суткиМаленький стартап открыл все данные 31 млн пользователей бесплатного Android-приложения +12 просмотров за суткиУсы, лапы, хвост: как построить бизнес на отелях для животных +3 просмотров за суткиПочему я отказался от ICO и привлек $500 000 для стартапа от инвесторов +4 просмотров за суткиВ кедах, джинсах и на частном самолете. Как изменилась аудитория бизнес-джетов в России

Школа молодого миллиардера: как открыть полторы сотни кофеен за год

Аяз Шабутдинов Forbes Contributor
Лидер стартапа Coffee Like Аяз Шабутдинов о том, как открыть «быструю» кофейню в кратчайшие сроки

Детство я провел в поселке, о котором вы вряд ли слышали — Куеда. С ударением на последний слог. Деревянный дом, колка замерзшего угля для печи, музыкальная школа и секция дзюдо. В 14 лет я организовал отдел подарков-розыгрышей, заняв у родителей небольшую сумму и вернул её в первый месяц. В десятом классе самостоятельно переехал в Ижевск. После школы подрабатывал ведущим мероприятий, писал стихи на заказ, даже валил лес. Вернулся в поселок и устроился работать к отцу-предпринимателю в лимонадный цех, налаживал сбыт. Бизнес был на грани закрытия. Крупнейший клиент полгода не оплачивал счета, рабочие собирались увольняться. Тогда я поехал перенимать опыт в Екатеринбург к Александру Долгову, директору компании «Норинга», крупному местному производителю минеральных вод.

В целях экономии я остановился в хостеле.

 

Тогда-то в моей голове и вспыхнула лампочка, как в старых американских мультиках.

Я решил тоже заняться открытием мини-отелей для экономных путешественников. С этого момента и началась история компании Like: меньше чем за два года мы сумели построить по модели франчайзинга сеть из 43 хостелов в 42 городах. Один собственный хостел, паушальные взносы и роялти принесли в 2014 году 8,6 млн рублей выручки.

Откуда кофе

История сети кофеен тоже связана с Долговым. Занявшись кофейным бизнесом, он посоветовал сделать это и мне. В Ижевске тогда было всего три кофейни, и я поехал по городам изучать рынок.

 

Как говорил Макиавелли, с конкурентами нужно или дружить, или воевать до последней капли крови.

Я выбираю партнерство. Осенью 2013 года я познакомился с Зуфаром Гариповым, который тоже собирался открывать кофейни в Ижевске. Мы много спорили, но в итоге в декабре 2013 года вместе зарегистрировали ООО «Кофе Лайк».

Мы решили выйти на рынок СНГ при помощи франчайзинга. Первыми партнерами стали подписчики блога «ВКонтакте», который я завел в январе 2013 года, чтобы рассказывать о бизнесе. К моменту запуска сети у меня было около 15 000 участников, сейчас их более 100 000 человек.

Мы расписали пошаговые инструкции — как выбрать помещение, зарегистрировать юрлицо, как пользоваться нашей CRM. Включили туда даже рекомендации по использованию кофемолки. Самое главное — подобрать проходимое место, неважно стрит-ритейл, торговый или бизнес-центр. Монтаж оборудования занимает один день, при этом средний срок запуска одной кофейни — 2 месяца.

В июне 2014 года мы открыли торговый дом для снабжения франчайзи сырьем, снэками, посудой и кофе-машинами в рассрочку. Поставщики делают нам скидки, поэтому даже с учетом нашей наценки (10-15%). для франчайзи цена все равно останется ниже рыночной.

В марте 2014 года, через два месяца после запуска, выручка нашего кофейного бизнеса составила 2,5 млн рублей. К январю 2015 эта цифра выросла до 5,6 млн рублей. Из них четверть — торговый оборот собственных точек, остальное – паушальные взносы (250 000 рублей) и роялти от франчайзи.

Волшебная таблетка

Но не думайте, что мы избежали проблем. Многие потенциальные партнеры надеялись на «волшебную таблетку» — вложил последние деньги и сразу получил доход, и  экономили на критически важных вещах. Это сильно сказывалось на репутации сети — когда кто-то в одном городе мог халатно отнестись к технологии варки кофе или обслуживанию, негативные отзывы в интернете стали влиять на нашу репутацию.

 

Наша сеть растет очень быстро. Сейчас у нас 167 кофеен в 93 городах в 4 странах. При таких темпах роста невозможно контролировать качество услуг и стандарт продукта.

В декабре 2013 мы продали 32 франшизы по начальной цене 80 000 рублей. В феврале 2014 подняли цену до 150 000 рублей и количество договоров упало вдвое. Сейчас мы одобряем 5-6 заявок в месяц, а паушальный взнос увеличили в три с лишним раза.

Еще одна проблема: франчайзи хочет увеличить прибыль и, не согласовывая с головным офисом, покупает более дешевые расходные материалы вне торгового дома, в результате качество продукта падает.

Недавно во время встречи наш куратор Андрей Романенко, сооснователь, член совета директоров группы QIWI, дал нам несколько советов, а в конце сказал, что если у нас получится все планируемое на 2015-й (например, выйти на чистую прибыль холдинга в 1 млрд рублей), он лично приедет в Ижевск и купит акции нашей компании. Мы сделаем все, чтобы это стало реальностью.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться