$59.61
63.75
ММВБ2159.96
BRENT55.51
RTS1138.99
GOLD1210.48

Школа молодого миллиардера: запуск без инвестора

читайте также
Валютный долг: чем евробонды лучше депозита Лучшие города для инвестиций: где покупать недвижимость в 2017 году Ниши на взлете: пять перспективных трендов для инвестиций в IT на 2017 год Инвестиции и внутренний спрос: когда спящий проснется Позаботься о финансах. Что нужно успеть до конца года? Приручить «единорога»: как искать успешные инвестиционные проекты в США Крах социализма. К чему приведет падение режима Мадуро 10 самых интересных спортивных стартапов 2016 года Сокращение во благо. Какие секторы экономики выиграют от снижения добычи нефти? Английский пациент. Какие вложения станут привлекательными после завершения Brexit Инвестиционная отвага. Как вкладывать в американские акции и компании Вместо депозита: какие выбрать облигации, чтобы получить надежный доход Заявка на конкурс "Школа миллиардера": Миними Петс «Школа миллиардера»: день открытых дверей Итальянское кино: спасет ли референдум экономику и банки Рекорд ММВБ: почему инвесторы выбирают российские акции "Народное инвестирование": итоги трех лет в США и в России Решение нефтяного картеля: есть ли возможность заработать? Неэффективность рынка: как заработать на рублевых облигациях Заявка на конкурс "Школа миллиардера":EvaBonBons Bakery Плохие парни: почему в истории Сергея Магнитского нет положительных героев

Школа молодого миллиардера: запуск без инвестора

Илья Квацашвили Forbes Contributor
Фото Diomedia
Стартапу не нужны кожаные кресла и логотип от Артемия Лебедева

Полтора года назад мы с двоюродным братом стояли на остановке. В пакетиках-маечках у нас было 1,5 млн рублей. Мы их взяли не у дяди инвестора. Это были свои, кредитные, заёмные деньги, которые мы собирались вложить в выстраивание производства игрушек из дерева. На старте мы подсчитали, что этих денег должно хватить с избытком. Однако я понимал, что первый бизнес-план всегда ошибочен. Поэтому решил использовать деньги максимально эффективно. В результате мы убедились, что  отсутствие инвестора на старте заставляет качественнее прорабатывать каждый шаг, искать и находить, подчас, не самые очевидные решения.

Логотип за копейки

Некоторые стартаперы мечтают заказать логотип у Артемия Лебедева. Имея на старте инвесторские деньги, люди легко идут на подобные траты. Нам требовалось хорошо и дешево. Помог новосибирский дизайнер Женя Федоров, позволивший покопаться в отходах своего производства. Когда дизайнеру заказывают логотип, обычно делается как минимум 2-3 варианта, а потом компания выбирает только один. Остальные «пылятся» в архиве. Какой заказчик станет покупать сделанный не под него вариант? Гордость в бизнесе неуместна, посчитали мы и откопали вариант, который нас полностью устроил. Сторговались на небольшую доводку за 3500 рублей.

Станок: китайцы против европейцев и американцев

Станки – сердце производства. Тут все очевидно. Не очевидно другое – какой станок брать. Технология предполагала, что мы должны выжигать игрушки при помощи лазера. У прибора есть свои особенности, например, он не должен перегреваться. Американские и европейские станки работают долго и стабильно, но неподъемны по цене. Китайские - в 3-5 раз дешевле. Мы решили рискнуть. Изучили форумы, допросили специалистов и остановились на китайском станке. Он обошелся нам в $10 000.

«Бесплатные» эскизы

Первые эскизы замка я попросил нарисовать своего товарища, который согласился выполнить работу всего за 20 000 рублей. Когда потребовалась следующая порция эскизов, мы пригласили художника Алексея Мохова, который увлекся идеей проекта и согласился на отсроченное вознаграждение. В течение полугода он снабжал нас набросками, из которых я выбирал подходящие. Так родился наш второй продукт – «Сибирский острог».

Место под производство

Несколько лет назад, еще в прошлом бизнесе к нам решил присоединиться инвестор. Он совершил небольшую инвестицию и посчитал, что должен решать куда пойдет часть денег. В итоге половина вложенных им средств была потрачена на аренду офиса в центре Новосибирска и покупку очень дорогой мебели - каждый сотрудник получил прекрасное кожаное кресло.  Но вскоре бизнес переехал в Москву (там оказалось больше клиентов), инвестор переезжать не захотел, и с ним пришлось расстаться. Дорогая мебель была распродана за копейки.

С тех пор я скептически отношусь к дорогим офисам. Мы выбирали место для себя по принципу «много и дешево», в итоге нашли помещение в аренду за 185 рублей с квадратного метра в месяц - самое дешевое предложение на рынке в то время.

Деньги должны работать

Я понимал, что 1,5 млн рублей сразу в производство вкладывать не надо, и отправил ненужную в первые три месяца часть денег в работу. Совершил несколько коротких и пару длинных инвестиций в принадлежащую мне вместе с партнерами компанию Myrmic. На коротких я заработал немного – 125 тысяч рублей c вложенных 300 000 рублей за три месяца. Длинные постепенно возвращаются, создавая небольшой, но стабильный поток. Кроме того, с января 2014 года я начал переводить имевшиеся средства в $ и €, отыграв немного на скачке курсов валют.

Делать всё самим?

На старте мы все отрабатывали сами: стояли у станка, чертили первые прототипы, вырезали, собирали, практически вручную разработали сайт и скомпоновали фотографии. Начали налаживать продажи и, получив входящий поток заказов, поняли, что для масштабирования бизнеса нам нужны дополнительные знания и пришло время искать сильных и опытных партнеров. Интерес к нашему проекту проявил бывший директор по развитию бизнеса Yota Devices Алексей Лапиров (мы знакомы по проекту Myrmic). Сейчас мы ведем с ним переговоры о совместном создании дистрибутора нашей продукции.

Почему сейчас мы говорим с инвесторами

Имея внешние инвестиции на старте, мы рисковали бы попасть в ловушку. Получить очередной транш можно только достигнув определенных результатов. И в какой-то момент в заявленные сроки мы не показали бы нужный результат. Тогда пришлось бы закрыть проект и списать убытки. Но самое главное - сложно бы было сосредоточиться на поэтапном создании компании.

Работая самостоятельно, мы много раз оказывались в ситуации, когда ресурсы заканчивались и все логические выводы говорили, что пора закругляться. Решение зависело только от нас, и каждый раз мы находили выход. Сейчас у нас налажено производство. Мы создали две линейки продукции – «Замки и крепости» и  «Остроги». У нас есть потребители - розничные клиенты интернет-магазина, и партнёры – магазины и развивающие центры, в которых продаются или используются наши наборы.

Не так давно мы начали общаться с инвесторами, поскольку на первый план вышли вопросы качества продукции и скорости роста компании. Сначала искали через знакомых, сейчас пишем в LinkedIn. Мы провели около десяти встреч и поняли, что готовы продать 20% бизнеса приблизительно за $100 000. Теперь инвестирование - вопрос времени и переговоров. Но самое главное, что мы от них не зависим: компания растет и развивается самостоятельно.