Чебурашка 2.0: стартап Cinemood возрождает традицию просмотра диафильмов - Карьера и свой бизнес
$60.14
69.99
ММВБ1929.17
BRENT48.56
RTS1010.67
GOLD1256.28

Чебурашка 2.0: стартап Cinemood возрождает традицию просмотра диафильмов

читайте также
+863 просмотров за суткиКультурный сдвиг: арт-стартап Дарьи Жуковой привлек $50 млн финансирования +156 просмотров за суткиОстаться в Лондоне: кто убедил миллиардера Питера Тиля инвестировать в искусственный интеллект +35 просмотров за суткиРазум вещей не гарантирует безопасность данных +22 просмотров за суткиСтанок как сервис: от системы мониторинга к цифровой фабрике +31 просмотров за суткиICO как инструмент для развития стартап-инфраструктуры +8 просмотров за суткиДиктуй условия: как трое украинцев рассчитывают потеснить Siri и Alexa +4 просмотров за суткиAlibaba представит аналог домашнего голосового помощника Amazon Echo +9 просмотров за суткиПочему для корпоративной мобильности требуется «новая» безопасность +35 просмотров за суткиКриптовалютный бум: стоит ли ожидать пузыря на рынке ICO? +20 просмотров за сутки Инвестиции или покупка: почему интернет-гиганты выбирают поглощения? +3 просмотров за суткиТаинство ассамбляжа: чем похожи виноделие и венчурный бизнес в России? +5 просмотров за суткиСооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин инвестировал в игровой смартфон Wonder +5 просмотров за сутки Консерваторы рискуют: как пенсионные и университетские фонды идут на венчурный рынок? +10 просмотров за суткиСоздать нельзя откладывать: включатся ли госкорпорации в инновационное развитие? +13 просмотров за суткиПод присмотром «плохих парней»: сервисы видеонаблюдения и кибербезопасность +2 просмотров за суткиКак IT-технологии меняют правила игры на рынке авторемонта +10 просмотров за суткиICO vs краудфандинг: как «хайпы» превращаются в «антихайпы» +4 просмотров за суткиКиберпреступления: что противопоставить изобретательным мошенникам? +1 просмотров за суткиГибкость и стиснутые зубы: шесть факторов для успешного бизнеса +1 просмотров за суткиПочему для России краудлендинговые площадки все еще непривычны? +2 просмотров за суткиКлубничные берега: умные агротехнологии становятся «домашними»

Чебурашка 2.0: стартап Cinemood возрождает традицию просмотра диафильмов

Елена Краузова Forbes Contributor
Михаил Буховцев Фото DR
Буховцев торгует пикопроекторами, за год с небольшим заработал свыше $400 000. Ничего принципиально нового он не изобретал — просто переделал существовавший проектор для бизнес-презентаций

Михаил Буховцев достает из кармана белый пластиковый кубик с закругленными углами и стеклянным «глазком». Нажимает кнопку, и на стене кафе — метрах в четырех от столика — появляется сцена из советского мультфильма «Кот в сапогах»: людоед за утренней зарядкой. «Раньше в семьях все усаживались с ногами на кровать, включали диапроектор и смотрели сказки, — объясняет предприниматель. — Я подумал: почему бы не совместить этот ритуал с новыми технологиями?» Буховцев торгует пикопроекторами (весом 250 грамм), за год с небольшим заработал свыше $400 000, а в мае 2016-го выпустил новую версию, уже собравшую на Indiegogo $110 000 от 400 заказчиков. Ничего принципиально нового он не изобретал — просто переделал существовавший проектор для бизнес-презентаций.

Работая директором по продажам в одном из департаментов китайской корпорации Huawei, он узнал, что в России продается 10 000 минипроекторов ежегодно — совсем немного. Если снизить цену гаджета с $1000 до $50-200 и приспособить его для просмотра фотографий, видео, мульфильмов, то можно открыть новый рынок. Поначалу он попытался уговорить российских дистрибьюторов бытовой электроники.

«Я обходил их с кучей моделей, сложенных в хозяйственную сумку на колесах, — вспоминает основатель Cinemood. — Но ритейлеры и дистрибьюторы не хотели тратить силы на развитие нового продукта».

Тогда он решил рискнуть и в ноябре 2014 года зарегистрировал ООО «Мультикубик». 

На разработку первой версии проектора на основе выбранной в Китае модели ушло около $300 000. Чтобы привлечь покупателей загруженным контентом, Буховцев приобрел у «Союзмультфильма» права на показ 50 мультфильмов (сегодня в коллекции Cinemood больше 500 мультфильмов почти от 30 студий). Отчисления «Союзмультфильму» выше, чем, например, у онлайн-кинотеатров: стартап не просто показывает контент, а встраивает его в серийно производимые устройства. «Проекция мультфильма на стене — это как диафильмы в детстве, с атмосферой волшебства и семейного уюта, только в усовершенствованном виде, — комментирует Анастасия Рыбакова, эксперт коммерческого отдела «Союзмультфильма». — И эта ниша была совершенно свободна». 

В процессе сбора основатели проекта выяснили, что большинство потенциальных пользователей готовы отдать за гаджет от $50 до $200 (то есть максимум 14 000 рублей). Но разработать очень дешевый проектор не получилось. Розничную цену на своем сайте пришлось назначить в размере 11 500 рублей из-за роста курса доллара. Только 30% оставивших заявки на сайте «Мультикубика» сделали покупку. К концу года цена для покупателей на сайте выросла до 17 990 рублей.

Крупные сети электроники, с которыми переговорил Буховцев, соглашались включить детский проектор в ассортимент, только если цена упадет до 4500 рублей. Зато в 2015 году «Мультикубик» появился на полках в Bosco, ЦУМе, магазинах «Республика», «Деликатесы Стерео», на Ozon и PocketBook, где стоят до 21 000 рублей. «О «Мультикубике» мы узнали через Facebook, — рассказывает Ксения Яковлева, старший категорийный менеджер «Республики». – Поначалу покупателям цена казалась высокой, ведь за те же деньги можно купить ребенку планшет. Потом они быстро поняли, что просмотр фильмов с помощью проектора не портит зрения. И еще сработала ностальгия — многие в детстве смотрели диафильмы. Продажи нас устраивают: 15-30 штук в месяц».

«Мультикубик» заинтересовал сочетанием функций и наполнением, которые раньше не были объединены в одном устройстве», — отмечает Павел Зяблицын, директор направления медиапродукции «Азбуки вкуса» (развивает салоны «Деликатесы Стерео»).

В мае 2016 года Буховцев представил новую версию «Мультикубика». Она появилась благодаря тому, что компанию подвел китайский поставщик. Половина первой партии в 1200 проекторов, полученных в декабре 2014 года, оказалась бракованной — с неисправными оптическими модулями. «Производителю нужно было сбыть залежавшиеся комплектующие, — объясняет предприниматель. — Мы лишились партнера, который уверял нас, что справится с большими объемами поставок».

Команде Буховцева пришлось пересобирать полученные и заново разработать схему проектора. Эту версию назвали Cinemood — на нее ушло около $500 000 инвестиций. Оптический модуль разработали совместно с  американской Texas Instruments: его снабдили безопасной линзой для детского зрения, моторизированным фокусом и системой пассивного охлаждения. Для сборки нашли нового партнера в Китае. В устройство встроили Wi-Fi, чтобы загружать новый контент с компьютера без шнура, смотреть фото и видео из социальных сетей, отправлять детям видеосообщения или записанную сказку. Cinemood снабдили коллекцией диафильмов, чехлами с NFC-метками, с помощью которых можно обновлять библиотеку мультфильмов, видео и аудио, и режимом «театра теней». Диафильмы команде стартапа пришлось оцифровывать, ретушировать и переводить на разные языки. На чехлы с NFC стартап регистрирует патент.

С Cinemood команда проекта, разросшаяся до 20 человек, решила выйти на международный рынок. К Михаилу Буховцеву присоединился Владимир Преображенский, бывший главный финансовый директор «Вимм-Билль-Данна» и СУЭК, а сегодня член Академического совета бизнес-школы Сколково. Буховцев познакомился с ним на сессии для стартапов в Сколково: «Владимир стал одним из первых пользователей «Мультикубика», купив его для внуков, а потом консультировал меня около года».

На краудфандинговой площадке Indiegogo создатели Cinemood стали собирать предзаказы на гаджет — на старте за $199, сейчас за $299. Сбор средств продлится до середины июня. По словам Дарьи Мингалиевой, директора по маркетингу «Мультикубика», собрать нужно 300 предзаказов на сумму $75 000. Компания одновременно договаривается и с зарубежными дистрибьюторами. Именно для контактов с ними проект участвовал в международной выставке потребительской электроники CES, в выставке TechCrunch. От ритейлеров удалось получить около 15 000 предзаказов.

«Если сравнивать Cinemood с пикопроекторами крупных производителей, то, конечно, он проигрывает в цене, — говорит Александр Морозов, основатель промышленного акселератора «Территория». — Но  на самом деле проект продает не гаджет, а сервис, который избавляет родителей от головной боли подборки мультиков, видео, сказок для детей. Так что реальный конкурент «Мультикубика» — домашние кинотеатры. В сравнении с ними проект выигрывает: он не заменяет родительское внимание, а экономит взрослым время».

«Сам по себе портативный проектор — не новинка, на рынке уже есть похожие продукты от Philips, Lenovo, Сasio, Dell и несколько других, — соглашается Андрей Кузнецов, инвестиционный аналитик венчурного фонда Maxfield Capital. — Cinemood потенциально выигрывает у них за счет приложения, возможности «стримить» выбранный контент из облака. Такой гаджет может быть востребован — портативность, хороший дизайн. Но все же такие проекторы, скорее всего, не смогут вытеснять традиционные форматы смотрения».

Михаил Буховцев, впрочем, ничего вытеснять не собирается — он просто пользуется возможностями новой ниши на рынке развлечений.

В мае проект получил $200 000 от частных инвесторов на площадке для синдицирования сделок Startack. Еще 3,3 млн рублей стартап выиграл в конкурсе StartupVillage. Буховцев собирает раунд инвестиций на $1 млн, чтобы обслуживать предзаказы ритейлеров без кассовых разрывов, развивать продажи на американском рынке и создать третью версию продукта. Он надеется научить проектор распознавать жесты и при этом снизить розничную цену до $200.

«Все «железные» проекты делать сложно как раз потому, что нужен оборотный капитал, — рассуждает предприниматель. —Нужны деньги на новые разработки, на маркетинг. Где их взять? У стартапа нет кредитной истории, чтобы убедить, например, банк дать деньги. А чтобы поставить хардверный бизнес на ноги, нужно до $5 млн. Но я не жалею, что мы пошли трудным путем. Это вначале мы слышали: какие диафильмы, что вы вообще делаете? Сегодня мы точно знаем: мы делаем счастливое детство».