Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности - Карьера и свой бизнес
$56.98
61.96
ММВБ2011.67
BRENT51.66
RTS1106.92
GOLD1264.29

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

читайте также
+57 просмотров за суткиVR как неторопливая инновация. Достоинства и недостатки решений виртуальной реальности +36 просмотров за суткиF8 глазами российских разработчиков: мало «сверхъестественного» и стартапы «на прицеле» +52 просмотров за суткиСервис доставки продуктовых наборов «Партия еды» привлек 60 млн рублей +13 просмотров за суткиМода на переработку: грибы, бактерии и еще 5 находок в fashion-индустрии +87 просмотров за сутки«Я не инвестирую в основателей с MBA». Пять правил от бизнес-ангела +16 просмотров за суткиКазахстан открыл в Сан-Франциско лабораторию для изучения технологий будущего +13 просмотров за суткиГде искать новых «цукербергов» и почему в стартапы на миллиард не приходят в акселераторы +32 просмотров за суткиПять признаков, что компания больше не стартап. Признания основательницы «Даблби» +16 просмотров за сутки«С экосистемой все в норме»: у мятежного биотех-стартапа были все возможности договориться со Сколково +21 просмотров за суткиВиртуальный диван: как российские инженеры учат риелторов в США использовать 3D-туры для продаж +21 просмотров за сутки«Блокбастер» для Oculus Rift: каким будет рынок контента для VR? +6 просмотров за суткиИз Ижевска в виртуальную реальность: как стартап BoxGlass развивает VR вместе с Google +6 просмотров за суткиПерсональный кибертренер. Как тренировать геймеров с помощью машинного обучения +15 просмотров за суткиСоперничество на пользу: как зарабатывать на онлайн-образовании +16 просмотров за суткиС миру по крошке: как научить американцев гастрономическому туризму онлайн +14 просмотров за суткиКто придет вслед за покемонами? Дополненная реальность увеличивает продажи Циферблат 2.0: смогут ли самарские разработчики перенести «умные часы» с запястья на стену? +4 просмотров за суткиОт электросамолета до трекера для коров: выбор ведущих инвесторов Кремниевой долины +3 просмотров за суткиПочему «взлетает» только 1% стартапов — и это нормально +3 просмотров за суткиЛувр 2.0: как интернет, роботы и виртуальная реальность трансформируют музеи +6 просмотров за суткиЭкспорт «софта»: фикция или реальность?

Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности

Виталий Аверьянов, Анна Белова, Андрей Комиссаров Фото Павла Крюкова для Forbes
Как система видеонаблюдения для АЭС вывела «Лабораторию 24» на книжный рынок

«Лаборатория 24» к науке или медицине никакого отношения не имеет. Она издает детские книги с эффектом дополненной реальности. Если перенести персонажа из бумажной версии на экран смартфона, то с помощью специального приложения его можно и раскрасить, и оживить. Дракончик, например, будет бегать, рычать и даже реагировать на движения рук. «Лаборатория 24» вышла на рынок детской литературы под брендом Devar Kids в начале 2015 года, и все ее новые издания исчезают с прилавков за несколько месяцев. Месячная выручка Devar Kids — свыше 15 млн рублей. Как стартапу из Тулы удалось быстро закрепиться на конкурентном книжном рынке?

Компания создавалась как веб-студия. Ее соучредитель Андрей Комиссаров до 2011 года зарабатывал на ремонте зданий, но решил переключиться на создание сайтов. К нему присоединились друзья — Виталий Аверьянов, специалист по поисковой оптимизации, и Анна Белова, выпускница Тульского педагогического университета. Доходы были невелики, пока студии не досталась разработка сайта для Государственного Кремлевского Дворца. «Мы продумали дизайн, подготовили все документы и поставили цену в один рубль, поскольку понимали, что такой проект поднимет наш имидж, — рассказывает Аверьянов. — И выиграли тендер». После этого у компании появились крупные клиенты, пошли заказы на системы электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по нескольку десятков миллионов рублей выручки.

Неожиданный запрос перевел бизнес на новые рельсы. В 2014 году команду Комиссарова попросили подключиться к разработке системы видеонаблюдения для мониторинга атомных реакторов. Требовалось так совместить трансляцию видео с камеры робота, передвигавшегося внутри реактора, с подачей информации на экран оператора, чтобы эти сведения шли поверх картинки. 

Задача была решена. А владельцы студии задумались, как наработанный опыт конвертировать в массовый продукт.

Ответ нашелся в лондонском Хитроу, где Андрей и Виталий скучали в ожидании рейса. Стеклянная стена аэропорта, стальной парапет и плоскость телетрапа отразили солнце так, что появились два огненных шара. Партнеры решили создать мобильное приложение, позволяющее совмещать изображения реальных объектов с виртуальными образами. В «Лаборатории 24» начали экспериментировать с технологиями дополненной реальности (AR, аugmented reality). Затронули и книжную тему: сделали анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны, а для музея в Ясной Поляне — приложение с возможностью полистать рукопись «Войны и мира». Так предприниматели выбрали рынок детских книг. «Детский контент проще сделать зрелищным, да и для детей оживающие герои становятся волшебством», — поясняет  Комиссаров.

В январе 2015 года зарегистрировали бренд Devar Kids. Продажи стартовали в мае. Читателям предлагалось купить отпечатанный вариант сказки или раскраски, скачать с сайта Devar Kids мобильное приложение, ввести уникальный код и перенестись из бумажного в виртуальный мир. За полгода удалось продать в России и странах СНГ более 500 000 книжек. Некоторые дилеры закупали партии минимум на 350 000 рублей и продвигали новинки в своем регионе. На YouTube появились мастер-классы с инструкциями к раскраскам. «Если бы мы сразу пошли в сети, наши книги просто поставили бы на полки, — рассуждает Анна Белова. — А с теми, кто первым оценил нашу технологию, мы запустили цепную реакцию».

Сейчас Devar Kids работает примерно с 150 ритейлерами — книжными сетями, магазинами настольных игр и товаров для хобби, гипермаркетами. В каталоге — 11 сказок и 26 раскрасок, в основном по 300 рублей, а также AR-энциклопедия, азбуки на нескольких языках и «живые тетради». Маржа — до 400% от себестоимости. «Впервые книги с AR появились за рубежом несколько лет назад, Devar вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России», — замечает Борис Кузнецов, глава издательства «Росмэн». «Интерактивные книжки — будущее индустрии, как обучающие, так и художественные, — считает Андрей Баев, управляющий директор Bookmate. — Devar в числе пионеров рынка, но по качеству виртуальных моделей и работы приложения есть куда развиваться. AR-приложения, например от Disney,  выглядят привлекательнее».

Книжки Devar Kids продаются в 24 странах СНГ и Европы, компания нацеливается на Северную Америку и Азию. Скопировать идею AR-раскрасок и книг можно, признает Аверьянов. 

Спустя год после визита команды Devar Kids в Пекин на книжную выставку компания увидела китайские аналоги своей продукции. Выход — развитие продуктовой линейки.

 До конца 2016 года компания планирует расширить ее до 200 наименований и выйти на месячную выручку 40 млн рублей. «Лаборатория 24» договорилась с Hasbro и «Умной Машей» и уже собирает предзаказы на книжки с «Трансформерами», My Little Pony и «Смешариками».

А пока, во избежание кассовых разрывов, команда Devar не отказывается от проектной работы. Например, для Danon сделано приложение для игр с динозавром Дино — талисманом «Растишки», для галереи современного искусства Inner Voice — приложение с эффектом присутствия на выставке. Но такие проекты приносят менее трети совокупной выручки.

Виталий Аверьянов выходит в коридор офиса, где слышен топот детских ног. Сюда часто приглашают на фокус-группы мальчиков и девочек с соседней детской площадки. Персонажи или сказочный лес, которые кажутся их создателям завораживающими, не обязательно понравятся детям. Чем больше тестировщиков, тем лучше, шутит Андрей Комиссаров. На проверку идей зовут и детей 150 сотрудников «Лаборатории 24», которым часто приходится засиживаться на работе до полуночи. «Дополненная реальность — только зарождающийся рынок, к 2020 году он вырастет до $120 млрд, — говорит Комиссаров. — Нужно успеть занять на нем место с массовыми продуктами, а не с проектами от случая к случаю. Сейчас мы пишем приложения для книг, завтра будем писать для «умных» очков, появятся новые устройства — мы научимся дополнять реальность и для них».