Почему частные космические корабли дешевле государственных | Forbes.ru
69.7

Почему частные космические корабли дешевле государственных

Через тернии к звездам: в России скоро появится частная космонавтика +8102 просмотров за суткиУченые обнаружили гены, влияющие на гомосексуальность мужчин +635 просмотров за суткиНа «Драйве». «Яндекс» запустит сервис каршеринга в 2018 году +2282 просмотров за суткиНовый рекорд. Цена биткоина превысила $18 000 +667 просмотров за суткиGoogle под ударом. Размер коллективного иска в Великобритании может превысить $1 млрд +203 просмотров за суткиВзрывной рост. Цена биткоина превысила $15 000 +472 просмотров за суткиГлоток свободы. LinkedIn и Rutracker были временно доступны в России +126 просмотров за суткиУдивительная цена. Новый руководитель Novartis рассказал о лечении рака стоимостью $475 000 +137 просмотров за суткиМаленький стартап открыл все данные 31 млн пользователей бесплатного Android-приложения +90 просмотров за суткиВыход из тени. Цена биткоина превысила $12 000 +882 просмотров за суткиШколы будущего. Какие технологии изменят систему образования +149 просмотров за суткиОтвет Грефу. Почему электронное правосудие невозможно +187 просмотров за суткиПочему я отказался от ICO и привлек $500 000 для стартапа от инвесторов +22 просмотров за суткиДетский контент. Facebook представил Messenger для пользователей до 13 лет +28 просмотров за суткиКрасная машина для красной планеты: сможет ли Илон Маск отправить Tesla на Марс +167 просмотров за суткиОт блокировок к изоляции. Зачем в России создают «независимый интернет» +31 просмотров за суткиМагия технологий. Как вдвое снизить расходы на хранение данных +18 просмотров за суткиСвязь с клиентом. В каких случаях мобильные приложения не нужны бизнесу +140 просмотров за суткиГалактика в безопасности. Почему первый межзвездный астероид не врезался в Солнце +10 просмотров за суткиВодоросли против рака. Как научить микророботов лечить болезнь +29 просмотров за суткиКосмическая выгода. Как сделать добычу сырья на астероидах прибыльной

Почему частные космические корабли дешевле государственных

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Элон Маск фото Fotobank / Getty Images
Освоение космического пространства шло бы куда быстрее, если бы там действовали законы рынка

В 2002 году американский предприниматель южноафриканского происхождения Элон Маск на деньги от продажи платежной системы PayPal создал собственную аэрокосмическую компанию SpaceX. Десять лет спустя построенный им космический корабль долетел до Международной космической станции и пристыковался к ней. Ему понадобилось меньше $1 млрд частных инвестиций, чтобы выполнить задачу, от которой НАСА отказалось по причине нехватки средств.

В недавнем интервью Маск рассказал, как начинал свою космическую одиссею. В частности, пытался прикинуть, во сколько обойдется постройка собственной ракеты-носителя и сколько стоят расходные материалы. Исследование принесло поразительные результаты: только 2% в стоимости существующих ракет приходится на металл и углеволокно. В электрических автомобилях, которые делает другая компания Маска, на сырье приходится больше 20% себестоимости готового продукта.

Такова, получается, оценочная мера эффективности НАСА — один к десяти. Имея сверхстимул к полетам, Америка смогла создать космические корабли в десять раз дороже, чем они, как мы теперь знаем, обходятся частному бизнесу. Сверхстимул ушел, а счета остались. Сколько переплачивает за летательные аппараты российская космическая промышленность, остается только гадать, но, учитывая, что они имеют тенденцию вообще не летать, гипотеза о десятикратной переплате не выглядит большим преувеличением.

Причина этого не только в том, что государство по определению не следит за расходами, не умеет создавать добавленную стоимость и вообще неэффективно. Причина в том, что государство не может обеспечить отбор.

Трудно создать идеальный объект голым усилием воли. Чтобы произвести что-то стоящее, нужен какой-то элемент везения и случайности — изменчивость, из которой отбор вытащит лучшую комбинацию. Отбор в отсутствие разума способен создать инженерные чудеса вроде гепарда или комара, но возможности разума в отсутствие отбора очень ограничены.

Потребительские устройства проходят полномасштабный отбор среди сотен миллионов покупателей. Корпоративные продукты сталкиваются с куда более скромным отбором среди директоров по закупкам и начальников IT-департаментов. (Сравните скорость прогресса современных смартфонов и приложений для них, скажем, с развитием устройств BlackBerry или ОС Windows). Государственные же проекты и вовсе проходят только самую поверхностную селекцию.

Свойственный правительствам оранжерейный подход к инновациям может порождать удивительные вещи. Их можно сравнить, например, с собакой породы болонка. Но выпустите болонку в лиственничную тайгу, и вы увидите, как хрупок парниковый дизайн по сравнению с безжалостным отбором — в природе или на рынке. Собаке придется шить скафандр.

Создать масштабный потребительский рынок в космосе и так непросто, а государство не должно этого делать по определению. В то же время, если избиратели будут готовы выделять деньги на освоение безвоздушного пространства, их в любом случае придется как-то тратить. Значит, нужно будет пытаться симулировать отбор. Существует два способа это сделать.

Первый способ — отдать подряд на всю космическую деятельность Элону Маску и его коллегам: им придется осваивать бюджеты НАСА в рыночных условиях, а значит, хоть как-то доказывать в процессе свою жизнеспособность. Второй способ использует полная амбиций, но лишенная космического опыта компания Google. Он заключается в том, чтобы явно сформулировать свою цель и обещать все деньги тому, кто первым с ней справится, на свой страх и риск. Спрятать в тропическом лесу мешок золота, и пусть частные инвесторы думают о том, кто скорее до него доберется.

Элон Маск мечтает посадить на Марсе земные растения. Неизвестно, удастся ли ему это или растения посадит кто-то еще, но одно можно сказать наверняка: оранжерею в космосе не построит тот, кто даже на земле боится высунуть из нее нос.