Skype и Facebook могут объединить усилия. Что дальше?

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Сможет ли Skype решить свою главную проблему за счет пользователей Facebook

На днях принадлежащий Dow Jones блог All Things Digital сообщил, что в ближайшее время Facebook и Skype объявят о разностороннем партнерстве. Интеграция платформ затронет, в частности, службы SMS, голосовых и видеозвонков Skype и сервис Facebook Connect, при помощи которого пользователи социальной сети авторизуются на сторонних сайтах. Иными словами, пользователи Facebook получат возможность общаться вслух и писать SMS, а пользователи Skype — удобный доступ к профайлам своих собеседников в социальной сети. Представители компаний пока что отказываются комментировать эту информацию.

На первый взгляд интеграция двух популярных сервисов — первый шаг на пути к мировому господству. Количество зарегистрированных пользователей каждого из них уже превышает полмиллиарда. Вместе получать пользовательскую базу, рядом с которой померкнут и Google, и Yahoo, и онлайн-сообщество Microsoft. Facebook разживется голосовой связью и таким образом сможет предоставлять пользователям все мыслимые социальные услуги «под ключ», а Skype — в преддверии скорого IPO — еще больше увеличит пользовательскую базу и оставит далеко позади конкурентов вроде Google Voice.

Если партнерство, о котором написали десятки СМИ, станет реальностью и компании выпустят совместный пресс-релиз, то он будет читаться как бизнес-план «Барбаросса». Что-нибудь вроде:

«Facebook, самая популярная социальная сеть в мире, и Skype, лидирующая компания на рынке интернет-коммуникаций, объявили сегодня о партнерстве, которое даст пользователям Facebook возможность общаться при помощи голосовой связи. Объединив ХХХ млн активных пользователей Facebook и ХХХ млн зарегистрированных пользователей Skype™, это партнерство превратит две популярнейших социальных платформы в единое, крупнейшее в мире онлайн-сообщество».

Если мой гипотетический пресс-релиз выглядит правдоподобно, то это не моя заслуга: я не умею сочинять пресс-релизов. Это вполне реальный текст, выпущенный в 2007 году PR-департаментом Skype, в котором при переводе было заменено только одно слово. В оригинале должно было быть «MySpace, самая популярная социальная сеть в мире, и Skype…»

Три года назад очевидная идея объединить телефонный сервис Skype с возможностями самой популярной в мире социальной сети уже была реализована. Тогда у Skype было 220 млн зарегистрированных пользователей (сейчас — 560 млн), а у MySpace — 110 млн активных (у Facebook сейчас — 500 млн). Участники партнерства — и тогда, и сейчас — лидировали на своих рынках, не торговались на бирже и были не слишком прибыльны. И хотя, скорее всего, нынешняя попытка будет заметно отличаться от предыдущей, какие-то выводы из нее точно можно сделать. По меньшей мере для Skype.

В результате сотрудничества с MySpace Skype приобрел 20 млн новых пользователей — примерно 9% к пользовательской базе, имеющейся на момент подписания соглашения. Неплохо — если бы это было все, что нам известно. Из 20 млн новых пользователей только 1 млн стали «активными пользователями», то есть логинились в Skype хотя бы раз в месяц. Это меньше 1% от 124 млн активных пользователей, которыми Skype располагает сейчас (цифры взяты из заявки на IPO, поданной в Комиссию по ценным бумагам в августе).

Учитывая бешеную популярность Facebook, на этот раз Skype может рассчитывать на больший приток пользователей — положим оптимистично, что в 10 раз больший. В таком случае у сервиса появится 200 млн новых подписчиков, 20 млн из них — «активных пользователей».

Много ли денег принесут 20 млн «активных пользователей»? В случае Skype — вряд ли. Если верить документам к IPO, из 124 млн «активных пользователей» Skype только около 8 млн подписаны на платные услуги. 20 млн новых пользователей принесут таким образом еще 1,5 млн платных пользователей. Что еще хуже, 86% выручки Skype приносит услуга SkypeOut — звонки из сети на стационарные и мобильные телефоны. Практически наверняка среди пользователей, пришедших из Facebook, доля людей, желающих позвонить в офлайн, будет ниже, а не выше.

Совсем недавно Skype объявил о партнерстве с компанией Avaya — поставщиком решений голосовой связи для корпоративных клиентов. Avaya будет предустанавливать Skype на планшет собственного производства, предназначенный для корпоративных переговоров. Этот (заметим, уже точно совершенный) шаг действительно логичен: Skype испытывает недостаток не в пользователях, а в платежеспособных клиентах. Партнерство с Facebook может только усугубить проблему, с которой Skype борется уже много лет: как превратить популярный сервис в сервис прибыльный.

Новости партнеров