Что может купить Apple и зачем

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Чтобы завоевать мир, iPhone не хватает только одного: стать средством платежа

На счетах крупнейших технологических компаний скопились огромные деньги, настолько большие, что их непросто потратить. Компания Cisco ($40 млрд свободных средств) впервые в своей истории собирается выплатить дивиденды, уже потратила $6,2 млрд на сделки M&A и даже обещала инвестировать $1 млрд в инноград Сколково. Microsoft ($44 млрд) за один год вернула акционерам $16 млрд в виде дивидендов и выкупа собственных акций. Google приобрела за 9 месяцев 41 компанию общей стоимостью $2,3 млрд. Только один технологический гигант не спешит расставаться с деньгами — Apple.

По итогам 2010 финансового года компания Apple показала $51 млрд накопленных ликвидных средств. На приобретения за то же время было потрачено менее $1 млрд. Комментируя эти цифры, гендиректор компании Стив Джобс (при нем Apple ни разу не платила дивидендов) заявил, что предпочитает «держать порох сухим» в расчете на возможные стратегические приобретения.

Вопрос на $50 млрд: какое стратегическое приобретение может стоить таких денег? Даже если Apple не захочет влезать в долги (под смешные проценты), в технологических отраслях есть считаное число компаний, которые хотя бы теоретически могут быть интересны Apple и при этом стоят сравнимые суммы.

Ликвидных активов Apple хватит, чтобы послезавтра купить Facebook (около $30 млрд). Приобрести — с любой премией к рынку — главного поставщика DVD и онлайн-видео в США компанию Netflix ($9 млрд). Купить на сдачу Twitter или Groupon (обе — менее $2 млрд). Иметь собственного сотового оператора (см. таблицу) с десятками миллионов абонентов. Но одно потенциальное приобретение Apple способно навсегда изменить даже не рынок — мир. Стиву Джобсу хватает средств, чтобы купить на выбор компанию MasterCard (100%) или Visa Inc. (92%).

На быстро растущем рынке платежей с использованием сотовых телефонов есть две проблемы. Первая — недостаток доверия к системам обработки и защиты данных со стороны маленьких компаний. Вторая — необходимость договариваться с торговыми точками и устанавливать новые терминалы. Если Apple купит одну из систем обслуживания карт, обе проблемы решатся сами собой. По всему миру — от Белоруссии до Чили — уже сейчас стоят миллионы терминалов обслуживания платежных карт, и через них проходят транзакции на $5 трлн ежегодно. Дело за малым: научить их общаться с iPhone. Никто не сможет конкурировать с iPhone, который принимают к оплате в супермаркете.

Новости партнеров