Спрос на Demand Media

Андрей Бабицкий Forbes Contributor
Инвесторы забыли о кризисе доткомов

На прошлой неделе агентство Bloomberg провело квартальный опрос своих клиентов. В частности, трейдеры и аналитики (пользователи терминалов) должны были ответить, стоит ли Facebook тех $50 млрд, в которые социальная сеть была оценена Goldman Sachs в ходе последнего раунда привлечения инвестиций. 69% респондентов сочли, что компания переоценена, 10% считают оценку адекватной, и только 4% сказали, что она может стоить и больше. Клиенты Bloomberg не обязаны, конечно, разбираться в экономике интернета, — они могли просто посмотреть на отношение P/E — больше ста — и схватиться за голову. В то время, когда были опубликованы результаты опроса, на вторичном рынке акции Facebook торговались уже исходя из оценки в $70 млрд с лишним. Интересно, что сказали бы клиенты Bloomberg, увидев эти цифры.

Можно говорить о том, что вторичный рынок отличается от рынка публичного, или о том, что никто не понимает, сколько стоит Facebook, потому что это уникальное явление. Но ажиотажный спрос затрагивает акции множества других компаний. На площадке SecondMarket, позволяющей торговать акциями непубличных компаний, торгуются еще множество фирм с оценкой от $1 млрд, в том числе Zynga, Twitter и LinkedIn. (Акции самого SecondMarket пользуются таким спросом, что компании пришлось наложить ограничения на их оборот). 40% сделок приходится на венчурные фонды, для которых вторичный рынок — единственный способ вскочить в уходящие поезда.

Большинство частных компаний не раскрывают своих показателей, но иногда удается сравнить их оценочную стоимость с финансовыми успехами. В пятницу LinkedIn (социальная сеть, ориентированная на деловые связи) подала заявку на IPO и опубликовала свою отчетность. Оказалось, что LinkedIn (основанный в 2003 году) был убыточен в 2009-2010 годах и собирается быть убыточным в 2011-м. Количество пользователей и продажи растут почти в два раза за год, но операционная прибыль за девять месяцев 2010 года составила $12 млн. На вторичном рынке LinkedIn оценивается уже примерно в $3 млрд — чуть меньше 200 операционных прибылей.

На прошлой неделе прошло — с громким успехом — первичное размещение акций компании Demand Media. IPO стало самым большим среди американских интернет-компаний со времен выхода на биржу Google. Demand Media сейчас стоит $1,66 млрд.

Медийная часть Demand Media (компании принадлежит еще и крупный доменный регистратор) — это «контентная ферма». Ферма продает низкокачественные материалы, написанные или снятые на видео 13 тысячами фрилансеров на контракте, очень точно подогнанные под поисковый механизм Google. Собственно, главным активом Demand Media, помимо армии контрактных авторов, являются алгоритмы, которые сначала предсказывают популярные поисковые запросы, а затем оценивают уровень конкуренции по каждому из них. Низкое качество материалов контентных ферм волнует не только пользователей, но и поисковики — Google, в частности, уже не раз намекал, что намерен понизить рейтинг таких сайтов в поисковой выдаче. Для Demand Media это могло бы быть большой проблемой: 28% рекламной выручки компании поступает от Google. Могло бы, но не стало: инвесторы оценивают компанию, со всеми ее рисками, в семь годовых выручек, лучше, чем Google или Amazon. Стоит ли говорить, что Demand Media не была прибыльной ни одного квартала, хотя гендиректор Ричард Розенблатт (продавший когда-то MySpace Руперту Мердоку), заявлял еще в прошлом году, что компания прибыльна.

Нельзя, конечно, ставить знак равенства между Facebook, LinkedIn и Demand Media — компании различаются и источником доходов, и аудиторией, и менеджментом. Но одно их объединяет — с нынешними прибылями они не смогут окупить свою капитализацию и за сто лет.

В течение 2011 года могут пройти размещения Groupon и Skype, а Facebook обещает с 2012-го публиковать свою отчетность. Может быть, прибыли вырастут и правыми окажутся оптимисты. Но уже понятно, что пессимистов, помнящих о предыдущем кризисе в Америке, осталось немного.

Новости партнеров