К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Куда не доедет BlackBerry

Куда не доедет BlackBerry
Мобильные сервисы для небогатых — не только хороший рынок, но и способ изменить мир

Обитателю Нью-Йорка или Кремниевой долины непросто вспомнить, в каких условиях живет большая часть населения Земли. И главное, как все эти люди пользуются мобильной связью.

Недавно я разговаривал с Марком Роденом, генеральным директором компании Ezetop. Эта ирландская компания позволяет жителям одной страны покупать предоплаченные минуты мобильной связи в другой стране. Их рынок — рабочие-мигранты и гастарбайтеры, которые тратят часть своих заработков на связь для оставшихся дома родственников и друзей.

Компания заключила договоры со 150 мобильными операторами и теперь в ее распоряжении 1 млрд потенциальных клиентов. На четвертый год существования бизнес обеспечивает 12 000 транзакций в день номинальной стоимостью $1 млн в неделю. Примерно 10% этих денег получает компания в качестве комиссий за операции и перевод валют. В прошлом году, говорит Роден, Ezetop росла на 15% в месяц.

 

Глядя на карту транзакций Ezetop, можно легко представить себе, какие возможности сулит рынок услуг для бедных. Вот $5 переезжают из Нью-Йорка на Гаити, вот 9 саудовских риалов отправляются в Пакистан, вот £10 уходят на Ямайку. Иногда такие платежи проводят банки, чтобы добиться лояльности новых клиентов, но в большинстве случаев оплату принимают в небольших торговых точках.

Сервис позволяет осуществлять и тарифный арбитраж. Клиенты Ezetop пользуются тем, что звонки, скажем, из Индии в Абу-Даби обходятся дешевле, чем в обратном направлении. Кроме того, это удобный способ перевода денег, возможность создавать новые валюты (минуты вместо счетов), а также средство для облегчения учебы и работы.

 

Хотя деньги поступают в основном из Северного полушария, Роден считает, что его бизнес направлен в первую очередь на жителей развивающихся стран — получателей минут. «У местных жителей может не быть работы, кредитной карточки или счета в банке, — говорит Роден, — но у них есть мобильные телефоны. Те, у кого есть минуты, становятся богаче. Их можно обучать и развлекать». Роден ищет партнерства с контент-провайдерами, способными работать с его клиентами. Вроде компании, предлагающей трехминутные уроки английского по мобильному телефону. Он видит в этом отличную рыночную возможность.

Потом я разговаривал с Пурнимом Кочикаром, вице-президентом сообщества разработчиков Nokia. В прессе чаще пишут про конкуренцию дорогих смартфонов Apple и Google, но большая часть населения Земли по-прежнему пользуется простыми телефонами Nokia. Кроме того, в мире есть 4,5 млн разработчиков Nokia, многие из них готовы обслуживать небогатую аудиторию.

Вот только два примера успешных приложений. Одно из них, сделанное в Китае, играет роль своего рода доски объявлений, рассылая рабочим SMS с вакансиями в их районе. Другое — из Ганы — сообщает, является ли лекарство в аптеке подделкой или нет.

 

Это отличные рыночные возможности, но не только они. В некотором смысле такой низовой бизнес принимает на себя функции крупных банков, финансовых властей или системы передачи денег хавала, популярной в мусульманских странах. Приложение с вакансиями — это большой прогресс по сравнению с любыми мерами, которые готово принять китайское правительство, а приложение с лекарствами берет на себя регулирующие функции, с которыми не справляются власти Ганы.

При такой эффективности и впечатляющих результатах мобильные сервисы вполне могли бы разгрузить менее эффективные институты.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+