Подписка и электронные СМИ | Forbes.ru
$59.37
69.91
ММВБ2127.39
BRENT62.32
RTS1129.05
GOLD1290.71

Подписка и электронные СМИ

читайте также
+250 просмотров за суткиНесимметричный ответ. Зачем приравнивать СМИ к иностранным агентам +296 просмотров за суткиДетектор лжи: как критически интерпретировать публикуемую статистику +152 просмотров за суткиМы едем к вам. Как курьерская доставка стала драйвером интернет-продаж +113 просмотров за суткиБудущее от Apple: компания создает гаджеты для дополненной реальности +18 просмотров за суткиЗаявка на рекорд. Apple ждет роста выручки в полтора раза за квартал благодаря iPhone X +61 просмотров за суткиЛицом к Apple. Forbes протестировал новый iPhone X +21 просмотров за суткиНа низком старте: как Россия готовится встретить iPhone X +13 просмотров за суткиВойна с клонами: как Apple борется со спам-приложениями, а компании защищаются +11 просмотров за суткиПатентная война в разгаре: Apple решила отказаться от чипов Qualcomm +69 просмотров за суткиВосемь смартфонов с лучшей камерой на данный момент +15 просмотров за суткиЭволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам +7 просмотров за суткиЧитатели из прошлого. О чем писали в редакцию Forbes Томас Эдисон и Ричард Никсон +6 просмотров за суткиОбмануть США: как российские госкомпании купили софт Microsoft вопреки санкциям +6 просмотров за сутки«Google покупает Apple за $9 млрд»: как рынок переварил странную новость Dow Jones +1 просмотров за суткиПеревод голоса налету и трогательный смартфон: Google показал новые гаджеты +1 просмотров за суткиПеремены для разработчиков: iOS 11 заставит по-новому подойти к популяризации приложений +2 просмотров за суткиВзыскать любой ценой: Еврокомиссия судится с Ирландией за €13 млрд налогов Apple +4 просмотров за суткиСтоп, музыка: как соцсети вводят платные подписки для пользователей +5 просмотров за суткиПадающее яблоко: Apple потеряла $65 млрд перед выходом iPhone X +13 просмотров за суткиОнлайн-еда: сервисы доставки набирают популярность и капитализацию +8 просмотров за суткиOrator.Club: Шпион, который меня обучил (16+)

Подписка и электронные СМИ

Антон Меркуров Forbes Contributor
Сохранятся ли бренды электронных СМИ в эпоху тотального, бесплатного и бесконтрольного распространения контента

В современных условиях, когда контент, будучи оцифрованным, потерял какие-либо товарные и материальные признаки, брать за него деньги становится все более проблематично. Это привело к кризису разнообразных бизнес-моделей, но, к счастью, появились новые. Если в случае программного обеспечения модель «as a Service» подразумевает, что программы не покупаются, а используются на стороне поставщика, который при этом самостоятельно обслуживает софт и поддерживает ресурсы, то в случае медиа в сервис превращается все, кроме контента, который, как сказано выше, продать проблематично.

Традиционная подписка, по сути, означала сервис по доставке издания до почтового ящика получателя. Этим мы и наслаждались в советское время, раз в год посетив почту и потом регулярно получая у себя газеты и журналы. Услуга подписки позволяла не задумываться о покупке любимой прессы, поэтому вполне себя оправдывала. Благо система дистрибуции — советская почта — работала более или менее пристойно.

С цифровой дистрибуцией все сложнее. Дистрибуция даже на устройства — не очень трудоемкое занятие: RSS позволяет продвинутым пользователям получать обновления, если они открыты, сразу после появления их на сайте. Продать подписку на электронное издание на порядок сложнее. Во-первых, потому что бонусы этих зачастую немаленьких трат для потребителя пока не очевидны. Во-вторых, техническая возможность подписки ожидается лишь в будущих версиях iOS — операционной системы для продукции компании Apple.

Андрей Мирошниченко в своей колонке, которая продолжает нашу долгую полемику на тему новых медиа, не очень позитивно рассматривает показатели продаж электронных изданий в этом году: повторных покупок стало меньше (первые все-таки были ради интереса), число покупателей падает и вообще все смотрится грустно. Однако хотелось бы заметить, что устройство под называнием iPad мы держим в руках всего девять месяцев и крупные издания существуют там чуть больше полугода. Поэтому первые статистические данные даже на фоне традиционных доходов выглядят вполне пристойно. Посчитайте сами: затраты на производство ПО и верстку журнала, который изначально делается на компьютере и для iPad требует лишь дополнительной оптимизации, не сравнимы с двумя десятками тысяч покупок, сделанных в течение полугода на пустом рынке, с нуля созданном компанией Apple.

«Свобода серфинга убивает лояльность», — пишет Мирошниченко. Это чистая правда. Удержать пользователя на одной странице становится все сложнее и сложнее, и это, естественно, бьет по брендам. Но означает ли это их конец? Значит ли это, что читатель никогда не будет постоянным? Отнюдь нет. Просто война за удержание и лояльность читателей будет принимать другие формы.

Несмотря на то что потребление медиа-контента стало рваным в том числе из-за участия социальных сетей, которые доставляют избранные куски из тысяч источников, приверженность брендам никуда не делась. Даже не брендам, а традиционным информационным институтам. Потому что в отличие от социальных медиа традиционные создают готовый продукт в законченной форме, удобный для потребления основной частью населения, которая по-другому контент просто не воспринимает. Совокупность контента, рубрикация, стабильность и регулярность выхода, качество и характер продукта, срез мнений, стиль и в конце концов бренд — все это делает СМИ уникальным, понятным и приспособленным для привыкания. Как привыкаешь к девушке на третьей полосе The Sun, так не можешь привыкнуть к тому, что в ленте Facebook сегодня может быть девушка, а завтра нет.

И тут подписка может сыграть положительную роль в развитии электронных СМИ даже в эпоху тотального, бесплатного и бесконтрольного распространения контента.

Чем отличется разовый посетитель или покупатель от подписчика, рассказывать не надо. Тут уместно сравнение с сотовыми операторами: привлечение абонента на предоплатный тарифный план стоит в среднем около $30, привлечение абонента на контракт — около $300. Подписчик заведомо лоялен. Однако в случае газеты или журнала привлечение постоянного читателя, да еще и за деньги, будет более сложным процессом. Но возможным.

Во-первых, никакие платформы для создания электронных изданий пока не привели к тому, что газеты начал выпускать каждый желающий. Впрочем, и до появления iPad, новостные сайты не делал каждый второй, а pdf-издание выпускал отнюдь не каждый третий. Все-таки издание — выпуск уникального продукта. В случае журналов особенно. Поэтому формально процесс покупки оправдать перед собой можно: это недорого и интересно. Даже и в десятый раз не скучно нажимать на фотографию, которая превращается в видео, — газета из Гарри Поттера в чистом виде.

Во-вторых, подписка избавляет от забот по регулярной доставке, а единовременный платеж часто с большой скидкой избавляет от дальнейших мучений по расставанию с кровными $5. Один раз заплатил и весь год получаешь любимое издание.

В-третьих, война за подписчика, которая вот-вот начнется. Предположим, годовая подписка на абстрактное издание стоит $49,99 — сумма не сказать, что большая, но и не маленькая. Вроде и издание любишь, и покупаешь иногда, однако в электронном виде все нематериально, и «жаба» начинает душить на порядок активнее. И тут должны будут включится традиционные маркетинговые инструменты: например, причастность к клубу с какими-то привилегиями, подарки, конкурсы... Велосипед никто не изобретает, все маркетинговые ходы известны. И то, что сейчас их не так активно используют, не значит, что они забыты.

И главное: продажа контента — это в первую очередь продажа удобства, сервиса и разнообразных «товаров». Если соотношение цены, получаемого продукта и удобства покупки оптимальное — значит, читатели платить будут. И то, что они не делают это сейчас, абсолютно не означает, что данная модель нежизнеспособна в ближайшем будущем. Всему свое время.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться