Когда появится китайский истребитель пятого поколения

Василий Кашин Forbes Contributor
Пекин готовит конкурента американскому F-22 Raptor и российскому Т-50. Хватит ли умения?

Судя по большому количеству опубликованных в китайском интернете «любительских» фотографий, китайский истребитель пятого поколения, известный как J-20, сегодня совершил свой первый полет.

Со ссылкой на анонимных очевидцев, опубликовавших свои впечатления в сети, китайские СМИ сообщают, что полет, проходивший на заводском аэродроме Chengdu Aircraft Industry Corporation (город Чэнду, провинция Сычуань), начался в 12:50, продлился около 18 минут, проходил в сопровождении учебно-боевого самолета J-10S. После посадки летчика и самолет ожидала на аэродроме торжественная встреча с овацией и взрыванием петард.

Следует отметить, что на данный момент вся информация о новом китайском самолете является неофициальной и исходящей из сомнительных источников. В работе с ней мы можем полагаться только на оценки авторитетных технических экспертов. Первые фото китайского самолета появились на китайских форумах, в социальных сетях и прочих официальных источниках в конце 2010 года. К настоящему времени известны фото двух прототипов, отличающихся видом двигателей.

Источник: портал news.163.com

Несмотря на обилие сообщений о новом самолете в государственных китайских СМИ, официально существование этого самолета не признается. СМИ, включая телевидение, в своих материалах о новом самолете неизменно отталкиваются от сообщений иностранных (американских и европейских) источников.

Западные СМИ начали активно писать про J-20 только в начале января, после того как заручились экспертными оценками подлинности фотографий этого самолета. Скептицизм и осторожность были связаны с тем, что ранее на китайских военных форумах и в социальных сетях регулярно появлялось огромное количество фотоподделок разного качества, изображавших как будущий истребитель пятого поколения, так и другие перспективные образцы военной техники.

Тем не менее на данный момент существование и испытания самолета подтвердил самый авторитетный экспертный орган, открыто публикующий свои оценки китайской военной мощи, а именно Пентагон. Министр обороны США Роберт Гейтс подтвердил журналистам испытания китайцами самолета пятого поколения и признал недооценку США китайских возможностей в данной сфере.

Появившееся сегодня сообщение Reuters со ссылкой на членов американской делегации о том, что председатель КНР Ху Цзиньтао признал летные испытания самолета, было в дальнейшем опровергнуто в AFP со ссылкой на другой источник в американской делегации. Вероятно, мы имеем дело с очередным случайным раскрытием американцами доверительной дипломатической информации с последующими неуклюжими попытками замять инцидент. По крайней мере на данный момент никаких официальных признаний и комментариев с китайской стороны по поводу проекта нет.

От первого полета российского истребителя пятого поколения Т-50 (29 января 2010 года) дебют китайского истребителя отделяет менее года. По большинству западных экспертных оценок, Китай с конца 1990-х годов реализовывал две программы создания истребителей пятого поколения. За первую программу отвечала Shenyang Aircraft Industry Corporation (производитель истребителей J-11, J-8II и их модификаций, разработчик палубного истребителя J-15), за вторую — Чэнду (производитель истребителей J-10, FC-1). Первым китайским официальным лицом, признавшим существование программы создания истребителей пятого поколения, был заместитель командующего ВВС НОАК Хэ Вэйжун. В ноябре 2009 года он заявил о возможности поступления таких самолетов в войска в 2017-2019 годах.

Тем не менее тогда же один из ведущих конструкторов CAC Чжан Цзигао в своем интервью признавал, что программа находится еще на относительно ранней стадии: самолет в целом создается по образу и подобию американского F-22 Raptor, но представление о некоторых элементах конструкции американского прототипа остается «поверхностным».

Наиболее известной проблемой на пути к самостоятельному производству подобных самолетов является недостаточный потенциал китайского двигателестроения. Об этих проблемах, в частности, говорят продолжающиеся закупки китайцами двигателей АЛ-31ФН и РД-93 для истребителей J-10 и FC-1. Китайские аналоги этих двигателей пока не достигли уровня надежности российских прототипов, при этом речь идет о серийно производимых изделиях для массовых машин четвертого поколения. В ходе визита в КНР российского министра обороны Анатолия Сердюкова в ноябре 2010 года китайцами был проявлен интерес к более новым российским двигателям 117С, которые, возможно, и предполагается использовать для будущего китайского самолета пятого поколения. Способности КНР самостоятельно создать для самолета пятого поколения новые образцы авиационного вооружения и БРЛС также сомнительны.

Все три серийно производимых сейчас КНР истребителя четвертого поколения (J-11B, J-10, FC-1) созданы при ключевой роли иностранной (российской и израильской) технической помощи и на основе иностранных проектов, на освоение которых потребовались многолетние усилия. Ни один из них в настоящее время не может успешно эксплуатироваться в значительных количествах без использования российских двигателей. Значительная часть их вооружения (например, ракеты «воздух-воздух» PL-12 и PL-8) создана с иностранной технической помощью, роль которой была определяющей. Таким образом, высказанная после публикации первых фото оценка Пентагона о том, что поступление нового китайского самолета в войска возможно, скорее всего, не ранее конца десятилетия, выглядит правдоподобно.

Новости партнеров