Война миров Apple, Google, Microsoft: кто победит?

Юрий Болотов Forbes Contributor
Компании, когда-то работавшие в разных сферах, становятся прямыми конкурентами. Каждая стремится создать для пользователя целый мир, от «железа» до разветвленной системы облачных сервисов. Сможет ли один из этих миров победить остальные?

Готовящаяся на этой неделе презентация Windows 8 — эпизод в нарастающей борьбе конкурентной борьбе, но не за господство той или иной операционной системы, а за новые миры, которые создают для пользователей когда-то работавшие в разных областях и не конкурировавшие друг с другом Apple, Google, Microsoft, Amazon. В течение пары ближайших лет обычные компьютеры перестанут быть главными устройствами, встав в один ряд со смартфонами, планшетами или консолями. Рынок планшетов может превзойти рынок ПК уже к концу 2013 года. Такое равенство совершенно разных устройств было бы абсолютно невозможно без надстройки, которая их объединяет и «уравнивает в правах». Место этой надстройки заняли облачные сервисы. И это явление гораздо более важное, чем принято думать.

Бум планшетов, будто бы специально созданных для чтения книг или просмотра фильмов, заложил два мифа, связанных с «посткомпьютерными» устройствами. Первый: все они нужны главным образом для потребления контента. Второй: облачные сервисы являются хранилищем этого самого контента, аналогом вашего домашнего диска с документами, фильмами и музыкой, только диск этот находится где-то в дата-центре на другом конце света, и зайти в него можно со смартфона или любого другого устройства.

И первое, и второе не вся правда. Конечно, на iPad можно смотреть сериалы из iTunes Store, для смартфона на Android можно установить игру из Google Play, а Kindle Fire в основном покупают, чтобы читать книжки из магазина Amazon. Но главная цель любой надстройки — как можно сильнее привязать покупателя к себе, дать ему возможность удобного совместного использования всех устройств и сервисов производителя. Пользователю не просто продают устройство и предоставляют удаленное хранилище для информации — для него создают целую «экосистему». И соревнуются сегодня между собой не читалки, смартфоны или программы навигации, а создаваемые каждым из производителей миры — системы предоставляемых услуг. Если у конкурента есть свой уникальный магазин, поиск, карты или что-то еще, то их необходимо иметь и тебе. (Последнюю тенденцию хорошо описывает отказ Apple от карт Google: в условиях, когда главный конкурент тормозит развитие навигации на iOS, рано или поздно приходится разрабатывать собственный аналог.) Каждая «экосистема» стремится быть как можно более полной и изолированной от других. И каждая старается, кроме того, предоставить что-то свое, необычное. Как они создавались и к чему пришли?

Новости партнеров