К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Секрет успеха Twitter: как Джек Дорси запускает новые интернет-проекты?

фото Timothy Archibald для Forbes
фото Timothy Archibald для Forbes
Благодаря придуманному Джеком Дорси Twitter случилась «арабская весна», а сейчас он осуществляет переворот в розничной торговле. Кажется, следующим его шагом будет попытка изменить мир

Общение с Джеком Дорси — занятие непростое и очень насыщенное. Всего за первые 15 минут моего пребывания в сан-францисской штаб-квартире его компании Square (она разрабатывает устройство, превращающее смартфон в терминал для банковских карт) мы обсудили, как он организует свое время, как построена работа в компании, он рассказал о недавнем поглощении компании в Нью-Йорке, своих правилах проведения совещаний, корпоративной прозрачности и о том, что он ест на завтрак каждое утро (два яйца вкрутую с соевым соусом).

Square занимает часть здания San Francisco Chronicle, сохранившего «газетную» планировку, что очень нравится Дорси. Он заглядывает через плечо сотруднику, который сидит в open space, уставленном рядами столов, и работает за большим монитором, затем присоединяется к дискуссии дизайнеров-графиков с маркетологами. В офисе 21 зал, все огорожены стеклянными перегородками и названы именами известных площадей, такими как Тахрир и площадь Святого Петра (Ватикан). В затемненной комнате группа инженеров трудится над интеграцией Square с кассовой системой Starbucks — ее кофейни в США скоро перейдут на технологию Square для обработки всех платежей по картам.

«Мы призываем людей работать в open space, потому что мы верим в интуицию и в то, что люди, находясь в одном помещении, могут учить друг друга чему-то новому», — говорит Дорси, размахивая рукой. В свои 35 этот философствующий предприниматель слегка напоминает другого волшебника высоких технологий, склонного к мистике, — Стива Джобса. В отличие от Джобса Дорси прежде всего программист, а не администратор и умеет контролировать свое эго. Зато, как и Джобс, он ниспровергатель и нарушитель всевозможных правил. В 2006 году он стал одним из основателей Twitter, так что он — один из тех, кто превратил полмиллиарда по всему миру в участников сети распространения информации, которая, как показали события прошлого года, способна ни много ни мало вызывать революции. В этому году Twitter должен, как прогнозируется, заработать $290 млн. К Square подключилось уже 2 млн предприятий; эта компания планирует достичь в этом году выручки $220 млн. Две компании сделали Дорси миллиардером: его 3% в Twitter стоят $240 млн, а доля в Square (по оценке Forbes, 26,4%) — $845 млн.

 

И это притом что до прихода в бизнес высоких технологий Дорси не проявлял выдающихся талантов. Его дважды отчисляли из университета, он работал массажистом, пытался стать дизайнером одежды, а в перерывах между этими занятиями писал программное обеспечение для диспетчерских служб скорой помощи и полиции. Порой мать Дорси теряла надежду, что он когда-нибудь найдет свое место в жизни. «Лучше всего думается, когда ты просто куда-то идешь» — так оправдывает свои метания Дорси (он и сейчас управляет своей компанией, непрерывно перемещаясь по офису).

В детстве Дорси увлекался картами городов. Подростком заинтересовался работой диспетчерских служб такси и других транспортных систем. В 16 лет Дорси пытался построить собственную службу велокурьеров, отчасти в качестве предлога для разработки бизнес-приложений, — пока он не убедился, что в Сент-Луисе, где он родился, нет спроса на велокурьеров.

 

Программист-самоучка, Дорси в 1995-м поступил в Университет Миссури, но не задержался там надолго. По-прежнему увлекаясь диспетчерскими системами, он обнаружил «дыру» на сайте нью-йоркской муниципальной компании Dispatch Management Services. Выкопав в недрах компьютерной системы компании адрес электронной почты ее управляющего Грега Кидда, Дорси послал ему предупреждение об уязвимости. Кидд немедленно предложил ему работу, и Дорси перебрался из Миссури в Нью-Йорк, где совершил вторую попытку получить высшее образование: поступил в Нью-Йоркский университет. Сегодня Дорси аккуратно пострижен и носит костюмы Prada, но в те дни он носил кольцо в носу и дреды и проводил свободное время на концертах панк-групп. Кидд и Дорси основали компанию DNet, которая занималась доставкой покупок из интернет-магазинов в день заказа. DNet получила финансовую поддержку фонда Band of Angels, специализирующегося на поддержке стартапов на ранней стадии, но так и не вышла на запланированные обороты. Идея была хорошей, но опередила свое время на 10 лет: сейчас тем же самым занимаются Amazon и Wal-Mart.

После неудачи с DNet Джек вернулся в Сент-Луис, освоил профессию массажиста-физиотерапевта, но вскоре Кидд, перебравшийся в Калифорнию, позвал его за собой. Он поселился в сарайчике во дворе дома Кидда в Окленде (всего 6 кв. м, но там было электричество, широкополосный интернет и джакузи в доме Кидда). Дорси помогал ухаживать за дочкой Кидда и подрабатывал, создавая программное обеспечение для составления расписания и продажи билетов в местной компании — операторе паромных перевозок. Затем он устроился в Odeo, стартап выходца из Google Эвана Уильямса, занимавшегося в этот момент подкастами.

9 проектов Джека Дорси: во что инвестировал создатель Twitter?

 

Odeo в итоге провалился, но он оказался семечком, из которого вырос проект планетарного масштаба. Как-то в процессе работы, рассказывает Дорси, у него возникла идея сервиса для обмена текстовыми сообщениями, который архивировал бы все отправленные сообщения, хранил их и делал доступными в Сети. Ему дали на этот проект две недели, и Дорси, сагитировав поработать с ним одного из сооснователей Odeo и программиста компании Флориана Уэббера, справился с созданием прототипа придуманного им сервиса. «Постепенно к нам переходило все больше сотрудников Odeo, и наконец мы выделили проект в отдельную компанию», — вспоминает Джек.

Основатели Twitter представили его публике весной 2007 года, и он быстро начал набирать популярность, причем в основном благодаря «вирусному» продвижению, а не за счет специальных маркетинговых усилий. К сегодняшнему дню компания привлекла более $1,1 млрд венчурных инвестиций от таких инвесторов, как Kleiner Perkins, DST Global, Union Square Ventures и Benchmark Capital. В 2008 году Дорси ушел с поста генерального директора Twitter; он сохранил за собой пост председателя совета директоров, но отошел от оперативного управления компанией.

Вместо того чтобы сделать перерыв, он сразу занялся другой компанией. Дорси открыл Square, работая в своей двухкомнатной квартире с видом на старый монетный двор в Сан-Франциско вместе с Джимом Маккелви, который, когда Дорси было 15 лет, нанял его программистом-стажером. Идея новой компании родилась из практической задачи. Маккелви увлекся ремеслом стеклодува и овладел им настолько профессионально, что одну из его работ были готовы купить за $2500 — но он не смог принять платеж по кредитной карте.

Twitter получил мировое признание благодаря своей роли в свержении арабских диктаторов. План Square состоит в том, чтобы подорвать многотриллионный бизнес платежных систем. Задача компании — значительно облегчить для мелких продавцов прием платежей с помощью приспособления для смартфонов, которое позволяет принимать банковские карты с комиссией 2,75% (большую ее часть Square отдает эмитентам карт). Square предлагает продавцам платить $275 в месяц за обработку неограниченного количества транзакций в пределах $250 000 в год.

«Дорси искал способ сделать деньги гораздо более функциональными, — говорит венчурный капиталист Винод Хосла, который вложился в Square в первом раунде привлечения инвестиций несколько лет назад. — Это совсем иная проблема, чем та, которую ставит PayPal. Это более фундаментальный вопрос: что можно предложить тем, кто использует деньги?»

 

Square занимается не только транзакциями. Дорси хочет помочь розничным торговцам вести бизнес более эффективно, дает им более подробные данные для анализа и позволяет ближе подобраться к своим клиентам. Сервис Square Register не только превращает смартфон или планшет в кассовый терминал, но и обеспечивает управление складскими остатками, анализ поведения клиентов и бизнес-показателей. Следующая новинка, Square Wallet, позволяет покупать вещи, не прокатывая карточку; в некоторых заведениях (включая Starbucks, инвестора и партнера) можно платить бесконтактно, используя технологию, которая определяет, в каком магазине вы находитесь. Square Wallet также позволяет розничным продавцам создавать бонусные программы.

У Square большой рыночный потенциал и сильные конкуренты, включая PayPal и компании по обслуживанию банковских карт. И это вызов для Дорси, у которого еще сохраняются обязательства перед Twitter. Чтобы воплотить свои мечты, Дорси создал в Square необычную корпоративную организацию и установил очень формализованный график. «Компании нужен недельный ритм», — объясняет он.

Вот это расписание.

Понедельник, как он говорит, отведен под решение проблем, связанных с управлением.

 

Во вторник он занимается вопросами разработки продуктов и доведения их до готовности.

В среду Дорси сосредотачивается на маркетинге и коммуникациях, а также на задачах роста компании.

В четверг он проводит встречи с внешними партнерами и разработчиками.

Пятница посвящена «компании и корпоративной культуре», а также найму персонала.

 

В субботу выходной; Дорси проводит время на природе.

В воскресенье он разрабатывает стратегию и проводит собеседования с претендентами на рабочие места.

Как при такой военной дисциплине остается место для спонтанных решений и изобретений? «Я часто работаю за стойкой, к которой любой может подойти, — говорит Дорси. — И я слежу за всем, что говорится в компании. 90% своего рабочего времени я общаюсь с сотрудниками, которые не являются моими непосредственными подчиненными, это дает простор для интуиции, потому что я все время брожу по офису. Озарения нельзя запланировать, они просто случаются!»

Моделью хорошо построенной компании для Дорси служит новостная служба газеты. Когда-то он работал в школьной газете, а сейчас рассматривает себя как главного редактора Square: принимает предложения сотрудников и дает им идеи для работы. «Мне действительно нравится эта модель и в Twitter, и в Square, потому что она позволяет самым знающим и информированным людям донести что-то до руководства, — говорит он. — Это также позволяет лидерам нашей компании следить за тенденциями, искать точки соприкосновения и формировать команды в этих точках».

 

Залогом успеха при такой организации служат прозрачность и доверие. Дорси настаивает на том, чтобы все сотрудники компании знали цели компании и понимали, почему они поставлены. Он также ввел в Square поразительное правило: на каждом совещании с участием более двух сотрудников кто-то должен вести протокол и разослать его всем сотрудникам. Неважно, чему посвящено совещание: исправлению ошибок в программе, новым соглашениям о партнерстве, текущим контрактам, выпуску новых продуктов, важным показателям работы компании. Все должны быть в курсе. Дорси говорит, что получает от 30 до 40 протоколов заседаний каждый день и читает их на айфоне, приезжая вечером домой.

Поразительно, что при таких объемах конфиденциальной информации, циркулирующей среди более чем 400 сотрудников Square, еще ничто не утекло в интернет. В этом году, когда генеральный директор Starbucks Говард Шульц обратился к Дорси с предложением об использовании Square для проведения платежей по банковским картам в 7000 заведений, Дорси через несколько часов объявил об этих предварительных переговорах на общем собрании. Никто не поделился новостью в своем твиттере. «У нас не было ни одной утечки, — говорит Дорси, стуча по столу, — ни одной, с момента основания компании».

Думает ли Дорси еще о чем-то, кроме Twitter и Square? «Я верю в Троицу, поэтому мысленно я стремлюсь иметь третью компанию», — несколько неожиданно говорит он. Например? Он всегда интересовался образованием и здравоохранением. Но, может, это будет другая отрасль. «Мне кажется, в последнее время наше правительство существенно не менялось и наше представление о том, как работают правительства, тоже, — говорит он. — Интересно, какая технология может изменить положение в этой сфере?»

Городская голова

Сначала Twitter, потом Square. Теперь Джек Дорси задумал стать мэром Нью-Йорка.

 

В детстве Дорси был увлечен большими городами, тем, как ловко они устроены. Он также интересовался муравьями, рассказывает его бывший работодатель и давний друг Грег Кидд, его поражало то, как нашедшие пищу особи начинают выделять феромоны и по этому следу за ними следуют остальные. (Twitter, считает Кидд, использует тот же механизм: люди идут за тем, кто поставляет хороший контент.) Он до сих пор верит, что технологии могут решить проблемы крупных городов Америки.

Ролевая модель для Дорси — мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, с которым у него есть общие черты. «В его багаже работа с технологиями, работа в компании, работа в стартапе», — говорит Дорси, добавляя, что мэр «делает фантастическую работу». Блумберг отвечает ему взаимностью. «Мало кто столь же успешен в разработке и применении технологий, как Джек Дорси», — полагает он.

Дорси считает, что муниципалитет может быть инкубатором инноваций. «Думаю, что Нью-Йорк во многих вопросах более влиятелен, чем Вашингтон, — говорит он. — А технологии придадут ему еще больший динамизм».

9 проектов Джека Дорси: во что инвестировал создатель Twitter?

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+