Где ходит ваш клиент

Брэди Форрест Forbes Contributor
Компания Foursquare превратила сбор данных о потребителях в веселую игру

Рестораны, клубы, магазины всегда хотят побольше узнать о своих посетителях. Не только о завсегдатаях, но и о людях, заходящих в заведение время от времени. Кто они? Какое предложение будет иметь у них успех? И как сделать, чтобы они появлялись почаще? Компания Foursquare готова помочь им познакомиться с собственными клиентами поближе.

Мобильное приложение Foursquare сделано для того, чтобы люди делились с окружающими своим местоположением. Причем в отличие от предыдущих поколений интерфейс Foursquare изначально рассчитан на сотовые телефоны с GPS. Приложение было запущено год назад — сначала для iPhone, а затем и для всех остальных популярных мобильных операционных систем (Android, WebOS, Windows Mobile и BlackBerry).

Статистика впечатляет. За прошедший с запуска год на сайте зарегистрировались 725 000 пользователей, которые успели 22 млн раз обозначить свое присутствие в 2 млн мест. (Почти полторы тысячи заведений и сервисов предлагают пользователям Foursquare специальные услуги вроде бесплатного кофе).

При помощи приложения можно отметиться в любом месте, будь то ресторан, квартира друга или магазин в любом городе мира. Процесс почти не занимает времени. Foursquare сам определяет координаты мобильного телефона и предлагает наиболее вероятные места в округе. Если место уже нанесено на карту, свое присутствие можно обозначить одним нажатием кнопки, если нет — быстро его добавить. При каждом обновлении местоположения друзья пользователя получают уведомления.

Кроме того, за посещение мест можно получать виртуальные значки. А человек, посещающий какое-либо место чаще остальных, объявляется его мэром.

Виртуальные значки, баллы и титулы могут звучать глупо, но они-то и стали ключом к успеху Forsquare, превратив регистрацию посещенных мест из скучной рутины в веселое занятие. Компания вручила своим пользователям уже 1,5 млн виртуальных призов. Добавив в свое приложение элемент игры, Foursquare пробуждает в своих пользователях соревновательный дух. Друзья конкурируют между собой за пост мэра в любимом баре или ресторанчике. (Что уж там, даже я участвую в борьбе за власть в районном гимнастическом зале). Желающие могут посмотреть, кто отметился в большем количестве мест, на городской «доске почета».

Помимо статуса мэра, пользователей привлекают виртуальные значки. Например, чтобы получить значок «качка», нужно 10 раз за месяц отметиться в фитнес-центре. Чтобы стать «завсегдатаем» какого-нибудь заведения — отметиться в нем 3 раза за одну неделю. Если где-то регистрируются 50 человек одновременно, каждый из них получает значок «рой», на котором изображена пчела. Информацию о своем местоположении можно опубликовать и через другие социальные сети — Twitter или Facebook.

Компанию Foursquare основали Денис Кроули и Навин Сельвадурай. Кроули хорошо известен среди интернет-предпринимателей как основатель одной из первых социальных сетей для сотовых телефонов Dodgeball, которую он затем продал Google. Сейчас Foursquare собрал уже больше $1 млн инвестиций от венчурных фондов Union Square и O'Reilly AlphaTech Ventures, а также нескольких бизнес-ангелов.

Компания рассчитывает получать прибыль за счет рекламы и аналитики. Недавно Foursquare начал заключать «мэрские», как их здесь называют, договора: размещать рекламу заведений, предлагающих скидки активным пользователям сервиса. Кроме того, компания помещает спонсорскую рекламу на своей «доске почета» и разрабатывает специальные значки для рекламодателей (этой услугой уже воспользовались кабельная сеть Bravo и производитель полупроводников Intel). Превращая рекламные компании в игру, компании надеются увеличить степень вовлеченности потребителей.

По мере того как люди оставляют на сайте все больше данных, предприниматели получают лучшее представление о привычках своих посетителей. Недавно Foursquare запустил сервис для малого бизнеса, предоставляющий информацию о посетителях и методах их привлечения. В частности, приложение сообщает хозяевам, по каким дням и во сколько люди приходят в их заведение.

Обмен местоположениями — горячая тема, и Foursquare не единственный сервис, пытающийся ее капитализировать. Конкуренты — Google's Buzz, Gowalla, MyTown —пытаются сделать то же самое. Недавно возможность отмечаться в тех или иных местах добавил в свое приложение популярный сервис Yelp (своего рода «желтые страницы» с пользовательскими рецензиями), а Facebook намекает, что готов быть следующим. Пока что Foursquare впереди, но непонятно, надолго ли. В чем можно быть уверенным, так это в том, что на местоположении людей можно неплохо заработать.

Новости партнеров