Коровы в Кремниевой долине: как программист из Хорватии заработал на стартапе Farmeron

Томио Герон Forbes Contributor
Матия Копич хочет сделать профессиональные приложения для фермеров такими же простыми, как программы учета личных финансов фото Mario Topic/Redux для Forbes
Стартапы с миллионными инвестициями — удел чистеньких хипстеров из калифорнийских кафе? Выросший на ферме хорват Матия Копич доказывает, что это не так

Большинство основателей стартапов по продаже программного обеспечения часами сидят за компьютером и пишут или тестируют программный код. Матия Копич большую часть времени проводит в коровниках.

Копич — двадцатипятилетний предприниматель, который вырос на ферме в хорватской деревне Вилево, окруженной полями кукурузы, пшеницы и сои и стадами коз. В юности Копич думал посвятить жизнь сыроделию, но желание учиться на факультете информатики в Университете Загреба оказалось сильнее. Теперь он возвращается в деревню со своим стартапом Farmeron.

Farmeron — это веб-сервис по хранению и обработке данных, с помощью которого фермеры могут собирать в одном месте информацию о своих животных: сведения об их рационе, здоровье, размножении, надоях молока, дозировках лекарств. У фермеров всегда много информации, но им не хватает квалификации и средств для ее анализа. «Сельскохозяйственные машины и автоматизированные кормораздатчики распечатывают им отчеты о работе. Они получают данные о состоянии здоровья, репродуктивном статусе, надоях и разнообразные сведения от ветеринаров, а потом садятся за стол и пытаются в этом разобраться», — говорит Копич.

Поначалу он хотел напрямую загружать данные из сельскохозяйственной техники в интернет. С некоторыми машинами работать было легко, но зачастую Копичу приходилось разрабатывать нестандартные способы получения данных или полностью отказываться от использования той или иной информации. Управляющие ферм, которые участвовали в ранних испытаниях Farmeron, не хотели работать с системой, потому что не видели смысла в обработке неполного набора информации. Поэтому Копич решил заняться разработкой более простых средств, чтобы фермеры могли перевести свою бумажную работу в «облако». «Я понял, что фермеры привыкли работать с электронными таблицами, — говорит Копич. — И мы решили не пытаться с этим бороться».

Копич стремился сделать средства анализа и управления данными такими же быстрыми и привлекательными, как на сайтах для учета личных финансов (например, Mint.com). Если раньше управляющему молочного хозяйства приходилось просиживать дни, чтобы ввести в компьютер и проанализировать данные о рационе и здоровье животных за несколько месяцев, теперь результаты можно получить мгновенно.

Ведран Богданович, ветеринар и управляющий молочной фермы почти на 400 коров в Капельне (Хорватия), говорит, что сервис Farmeron помогает ему соблюдать требования законодательства в области содержания и продажи скота, а также предоставлять необходимые сведения о смерти животных в страховые компании. Кроме того, с помощью Farmeron Богданович определяет ежедневный рацион животных и объем закупок кормов и постоянно вносит мелкие коррективы; это очень важно, ведь на корм приходится до 70% расходов на ферме. «Мы стараемся сэкономить при любой возможности, — говорит Богданович. — Много раз сервис позволял мне увидеть, что какой-то элемент питания не соответствует общему плану, и быстро внести изменения».

Сейчас Farmeron работает только в области мясо-молочного животноводства. За пользование сервисом компания ежемесячно берет с фермеров, имеющих не более 75 коров, около 25 центов за голову, а с имеющих не более 600 коров — около 45 центов. Более крупные хозяйства платят по индивидуальному тарифному плану. К концу года Копич планирует предложить свои услуги земледельцам, а дальше в его планах — анализ данных для птицеводческих и свиноводческих хозяйств. Ему даже приходилось разрабатывать на заказ программное обеспечение для фермы по выращиванию лягушек.

Поскольку Farmeron собирает данные с множества ферм, аналитики компании могут делать общие выводы о том, что хорошо и что плохо для хозяйства, и давать рекомендации по повышению производительности. Копич считает, что Farmeron будет особенно полезен в развивающихся странах, где не хватает информации об оптимальных способах хозяйствования. «Это главное преимущество такого рода программ», — говорит он.

Когда Копич начал изучать информатику в Загребе, он сразу понял, что технологии могут помочь фермерам вроде его отца. Через две недели после получения магистерского диплома в сентябре 2010 года он основал компанию в Осиеке вместе с однокашником Марко Дукменичем. Летом 2011 года Копич попал в Seedcamp, престижный лондонский инкубатор высокотехнологичных компаний. За шесть месяцев в Великобритании Копич познакомился с организацией работы на английских фермах, узнал, как они обрабатывают данные и каким программным обеспечением пользуются. К тому, что его iPad периодически приходится выкапывать из навоза, Копич относится философски. «Это, конечно, неприятно, — говорит он, — но дорогого стоит возможность иметь все необходимые данные перед глазами, а не бегать к рабочему столу, чтобы навести справки по бумагам или электронным таблицам!»

После Seedcamp Farmeron вошел в программу 500 Startups, созданную предпринимателем Дэйвом Макклюром из Кремниевой долины — его интересуют стартапы в области продовольствия. Это помогло Farmeron приобрести крупных клиентов. Сейчас среди пользователей продукта более 600 сельскохозяйственных корпораций, 45% из них — в Северной Америке, а крупнейшая имеет 4000 животных. В мае Farmeron подписал соглашение с Neelsen Agrar, крупным немецким производителем сельскохозяйственной техники, который работает более чем в 30 странах: Neelsen перепродает услуги Farmeron своим клиентам.

Farmeron уже получил $1,4 млн от венчурных фондов NextView Ventures, SoftTech VC, Seedcamp, 500 Startups, Accelerator Group и Naval Ravikant и теперь открывает головной офис в США, чтобы осваивать американский рынок. При этом штат компании до сих пор составляют десять разработчиков в Хорватии и двое специалистов по продажам в США.

Среди конкурентов компании Копича — и небольшие фирмы, такие как интернет-стартап анализа земледельческих данных Farmlogs и производитель программного обеспечения Farm Works, и крупный производитель сельскохозяйственной техники John Deere, у которого есть ПО и веб-сервис для управления земледельческим производством и сельскохозяйственной техникой. «Работа с данными очень важна для высокопроизводительного сельского хозяйства, будь то животноводство или земледелие», — говорит пресс-секретарь Deere Кен Голден. Предстоит гонка за быстрый захват доли рынка. Молодой хорватский программист уверен, что у стартапа Farmeron в этой гонке неплохие позиции. Его секрет: больше времени проводить там, где используется его сервис. То есть в коровниках.

рейтинги forbes
Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться