Головная боль Google | Forbes.ru
сюжеты
$56.44
69.31
ММВБ2298.95
BRENT70.16
RTS1283.75
GOLD1337.17

Головная боль Google

читайте также
+66 просмотров за суткиЧестный трафик. Как стать первым в Google News +25 просмотров за суткиСплошная дискриминация: с Google судятся и женщины, и мужчины +44 просмотров за суткиAmazon опередила Google в битве за «умный дом» +39 просмотров за суткиВалерий Бардин. История человека, присоединившего СССР к Сети +4 просмотров за суткиВиртуальное безделье. Работодатели расплачиваются за интернет-серфинг сотрудников Google обогнал Facebook по объемам интернет-трафика для СМИ +41 просмотров за суткиКак самый популярный блогер YouTube зарабатывает на расистских видео Google под ударом. Размер коллективного иска в Великобритании может превысить $1 млрд +2 просмотров за суткиГлоток свободы. LinkedIn и Rutracker были временно доступны в России От блокировок к изоляции. Зачем в России создают «независимый интернет» Google обещает не понижать в выдаче российские сайты +5 просмотров за суткиПример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости Украина обогнала Россию по ценовой доступности Интернета +15 просмотров за суткиGoogle призналась в постоянной слежке за смартфонами на системе Android Ответные меры. Могут ли в России запретить рекламу в Google +10 просмотров за суткиДеньги из космоса: Planet ежедневно фотографирует Землю с 200 спутников +9 просмотров за суткиСоздатель Всемирной паутины Бернерс-Ли рассказал о главной угрозе для интернета Найти $1 млрд. Mozilla меняет поисковик Yahoo на Google Google и Facebook раскрыли масштаб «вмешательства России» в выборы США Okay, Google. Сергей Брин и Ларри Пейдж разбогатели на $3,5 млрд за день Эволюция браузера. Как Apple обидела рекламную индустрию и усложнила жизнь партнерам

Головная боль Google

Квентин Харди Forbes Contributor
Брюстер Кале в одиночку борется с монопольными перспективами Google Books

У Брюстера Кале складываются отношения с интернетом. Сначала он заработал в сети миллионы, а теперь вкладывает их в расширение, каталогизацию и обеспечение доступа к цифровым ресурсам, в первую очередь книгам. «Информация должна быть доступна, — говорит Кале, — как в библиотеке. Но только не под управлением одной корпорации».

«Корпорация» — это Google, которая отсканировала 10 млн книг и проиндексировала их для бесплатного полнотекстового поиска. Кале считает, что намерения компании не вполне альтруистичны. Google «управляется юристами, которых интересует только одно: что им сойдет с рук. Нам нужно больше конкуренции, чем они готовы позволить».

Основатель и директор Internet Archive (www.archive.org), он выложил в сеть электронные версии 1,7 млн книг, 100 000 часов телевизионных программ, 200 000 видеоклипов, 70 000 концертов и 415 000 аудиозаписей. Всем этим материалом можно пользоваться бесплатно. Половина отсканированных книг поступают в Archive из Google: пользователи скачивают их оттуда и загружают на сайт Кале (пока что компания не подала на него в суд). Многие любят поговорить про всеобщий доступ к знаниям, но никто, наверное, не сделал для этого больше, чем Брюстер Кале.

Недавно Кале создал технологию Bookserver, с помощью которой любой обладатель прав сможет распространять свои книги — бесплатно или за деньги. Bookserver преобразует фотографию книжной страницы в текстовый файл, который распознают «читалки» электронных книг (вроде Amazon Kindle или iPhone) и некоторые ноутбуки, а вскоре смогут прочесть и другие устройства. При помощи Bookserver можно воплотить идею библиотеки: если один читатель «взял» книгу, она становится на это время недоступной для всех остальных. В этой же системе издательства могут продавать книги, принимая оплату с кредитных карт. При этом Bookserver поставляет книги не из Archive, а непосредственно с сайта правообладателя.

Выдача книг на время — решение проблемы «книг-сирот», опубликованных после 1923 года, но ни разу не переиздававшихся. На них все еще распространяются авторские права, но владельцы неизвестны или не интересуются ими. Google просто сканирует такие книги и хранит до тех пор, пока владелец авторских прав не потребует изъять текст с сайта. В архиве «книг-сирот» нет. Кале считает, что, если  библиотеки будут пользоваться технологией Bookserver, чтобы выдавать электронные книги на время, они не будут нарушать ничьих прав.

Изначально Google собиралась выкладывать в открытый доступ лишь короткие отрывки — согласно доктрине «добросовестного использования», позволяющей книжным обозревателям свободно приводить цитаты из книг. Большинство писателей и издательств были только рады, что кто-то занялся перенесением печатного прошлого в цифровое будущее, пока их не стал мучить вопрос, кто же разбогатеет на всем этом. Google намерена сдавать отсканированные тексты в аренду библиотекам, а отдельные книги продавать.

Чтобы застраховать себя от судебных преследований, Google создала «Регистр прав на книги», при помощи которого писатели и издатели могут предъявить права на свои осиротевшие работы. Кале отмечает, что книги не подверглись никакой творческой переработке, Google лишь отсканировала их. Но, несмотря на это, в первом варианте регистрационного договора в качестве единственного поставщика и продавца текстов значилась Google. В результате протестов правительства и частного бизнеса соглашение было отправлено на доработку. «Они хотят монополизировать книги, — говорит Кале. — Особенно те, что больше не переиздаются».

Если соглашение Google будет узаконено, конкуренция в оцифровке книг может исчезнуть. В других областях что-то похожее уже произошло: в электронной музыке царит iTunes, в интернет-поиске — Google, обслуживающая 80% запросов. «На рынке электронной информации легко возникают монополии, — говорит Кале. — Низкие издержки на распространение позволяют очень быстро занять господствующее положение».

Google заявляет, что хочет только помочь. «Я удивлен количеством ложной информации, — говорит Дэн Клэнси, глава проекта оцифровки Google. — Мы очень надеемся, что еще кто-то на рынке будет сканировать книги в коммерческих целях, но пока не видели очереди желающих». Компания Microsoft, например, свой проект забросила.

В 1982 году Кале получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте, где он занимался компьютерными технологиями и проблемами искусственного интеллекта. Затем участвовал в создании компании Thinking Machines — она производила многопроцессорные компьютеры, способные одновременно обрабатывать несколько потоков информации. Помимо прочего, эти машины отлично справлялись с поиском по другим компьютерам. В 1991 году Кале открыл компанию Wais Inc., которая сканировала и систематизировала содержимое сетевых серверов, чтобы обеспечить возможность поиска данных. Его услугами пользовались Dow Jones, New York Times и правительство США. Проект потерял смысл, когда благодаря свободному распространению и изменившемуся дизайну сети информация стала доступна всем.

«Мы думали, что можно находить информацию и продавать ее за деньги, — говорит Кале. — Но это было не так, пока Джефф Безос (Amazon) и Стив Джобс (Apple) не придумали, как собирать деньги в интернете». В 1995 году он продал Wais компании America Online за $15 млн.

Вместе со своим партнером по Wais Брюсом Джиллиатом Кале создал Internet Archive и Alexa Internet. Alexa при помощи собственного алгоритма регистрирует шаблоны поведения пользователей и измеряет посещаемость сайтов. В 1999 году партнеры продали ее Amazon за $250 млн в акциях компании. Archive включает в себя «машину времени» — Wayback Machine, которая сохраняет копии веб-страниц такими, какие они были в прошлом. Сейчас в базе Archive 150 млрд страниц — от вчерашнего Forbesrussia.ru до домашней страницы Yahoo! 1996 года.

Кале с женой вложили $45 млн в фонд, который поддерживает работу Bookserver. На данный момент лишь одна крупная библиотека — в Университете Торонто — пользуется Bookserver, но вскоре к ней должны присоединиться другие.

«Пока это похоже на старинный аэроплан, который пытается оторваться от земли, — говорит Кале. — «Боинга-747» еще нет, но он появится, стоит миру стать более открытым».

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться