Выходец из Сербии бросил вызов Google

Forbes
Тейлор Бьюли Forbes Contributor, Квентин Харди Forbes Contributor
Поисковик Борислава Агапиева основывается на новом принципе

У Борислава Агапиева есть компьютерное оборудование на $50 000, 25 инженеров в его родной Сербии и твердое убеждение, что ради поиска в интернете люди будут предоставлять в его распоряжение компьютеры и личную информацию. Этого достаточно, чтобы бросить вызов Google. «Наш сервис будет не только новым, но и очень качественным», — говорит Агапиев, основатель калифорнийской компании Wowd.

Агапиев собирается уговорить людей скачать его программу для создания распределенной сети (сеть компьютеров, которые могут обмениваться друг с другом информацией — по такому принципу работают файлообменные сети), которая и будет осуществлять поиск. Это полная противоположность Google, компьютеры которой прочесывают большую часть интернета, считывая и обрабатывая информацию. Машины Google анализируют, как страницы связаны друг с другом, и определяют, что именно могут искать люди.

Благодаря тому, что тысячи пользователей согласились установить у себя программу Wowd (она занимает 2 Гб на жестком диске) и делиться результатами поиска, Агапиев рассчитывает выдавать более точный образ интернета, чем у Google, обновляемый в режиме реального времени. Веб-сайты со спамом и вирусами не появятся в результатах поиска, если только пользователи Wowd не будут часто на них заходить. «Если запрячь миллионы настольных компьютеров, получается результат, которого не добиться централизованным путем», — говорит Агапиев.

Ему нужны сотни тысяч добровольцев. Когда они установят программу Wowd, сведения о ценности страниц, которые они посещают, начнут передаваться на соседние в сети компьютеры. Если человек что-то ищет, его программа запрашивает соседние компьютеры, те передают запрос на следующие компьютеры и т. д. Благодаря мощи крупномасштабных сетей никакой фрагмент информации не может быть удален дальше чем на три шага, по крайней мере в теории. Данные Wowd обновляются каждый раз, когда пользователь заходит на сайт, так что они всегда актуальны.

Агапиев, которому сейчас 49 лет, и раньше занимался поиском. В 2000 году он основал компанию Vast.com, технологии которой используются на сайтах Yahoo Travel и AOL Autos. В 2006 году он покинул компанию: увидев, какой популярности достигла Skype, решил повторить ее успех в области поиска. Венчурные капиталисты вложили в его проект $5 млн c 2007 года и помогли пригласить крупных специалистов по поиску. Опытный руководитель высокотехнологичных компаний Марк Драммонд стал гендиректором новой фирмы.

Исследователи Google, Yahoo и Ask.com уверяли Агапиева, что его идея не будет работать. Пиринговые сети (то, что создает Агапиев, как раз такая сеть) работают недостаточно быстро. Они также сомневаются, что Wowd сможет получить нужное число пользователей. Руководители Wowd говорят, что они потратили два с половиной года на то, чтобы сделать поиск лучше и быстрее. С момента запуска Wowd в октябре прошлого года к сети присоединилось 70 000 компьютеров, ежедневно сетью пользуются 12 000 человек — это капля в море по сравнению с первоначальными планами.

Wowd, как и Google, рассчитывает завоевать пользователей благодаря новой технологии поиска в интернете, а потом зарабатывать деньги на рекламе. Но не надеется победить Google на ее поле. Такие компании, как Cuil, Powerset и др., тоже заявляли, что их технологии лучше, чем у Google, но большого успеха не добились. «Мы собираемся делать то, что умеем делать только мы», — говорит Драммонд.

Новости партнеров