Forbes
$65.35
72.86
ММВБ1971.59
BRENT47.09
RTS950.25
GOLD1310.17
Сергей Фаге Сергей Фаге
основатель и генеральный директор ostrovok.ru 
Поделиться
0
0

По методу Кремниевой долины: почему инвестор не заказчик

По методу Кремниевой долины: почему инвестор не заказчик
Фото Fotobank/Getty Images
Основатель Ostrovok.ru Сергей Фаге о культуре взаимоотношений предпринимателей и инвесторов

В России есть хорошие инвесторы, которые понимают баланс между собой и предпринимателями. Но в последнее время появляются громкие заявления от разных, в основном посевных, российских «инвесторов», которые утверждают: «Идеальная команда, но непонятно, где деньги, в ближайшие 2 года — оценка НОЛЬ».

Примечательно, что у этих инвесторов нет ни одной технологической компании, которая достигла сколь-либо существенного масштаба. Существенный масштаб в моем понимании — это капитализация от $50 млн (KupiVIP, LaModa, Avito, Zeptolab, Game Insight, AnywayAnyday, OneTwoTrip, Ostrovok, Superjob, Aviasales, Mamba, Wildberries, Ivi, Biglion и многие другие компании Рунета).

Теперь сравним с тоном Sequoia Capital, одного из ведущих венчурных фондов в мире. Они не пишут на своем сайте про то, какие они крутые. Они пишут «our job is to support founders… we are ecstatic when they choose Sequoia Capital as their partner». А здесь, в России, временное отсутствие знаний у предпринимателей создало ситуацию, в которой инвесторы обнаглели, забылись и возомнили себя заказчиками.

Хочется, чтобы рынок привлечения денег в Рунете стал более цивилизованным, поэтому поделюсь нескольми мыслями с инвесторами и предпринимателями.

Что необходимо осознать инвесторам

• Вы не приносите к «столу переговоров» ничего, кроме денег. За очень редким исключением (вы сделали идентичный бизнес в другом рынке или вы готовы пахать по 50+ часов в неделю в одной компании), вы не эксперты, не менторы, не люди, которые будут делать что-то полезное для бизнеса. Осознайте, что вы никого ничему не можете научить, и описания себя как людей с «unique competencies in search, selection and development of companies from various niches and stages from startup to growth» — фантазия. Пол Грэм — это инвестор с «unique competencies», он помог с нуля создать компании, стоящие >$10млрд. А вы — никто. 

• Если вы приносите только деньги, это означает, что вы — взаимозаменяемый товар, провайдер услуг на рынке привлечения капитала. Вам нужно понять, что в мире есть очень много людей, у которых есть намного больше денег. И все они ищут возможности повысить доходность своего капитала в условиях очень ограниченного числа способов это сделать. Поскольку спрос на хорошие стартапы радикально превышает предложение, вы никому ничего не диктуете и никого не выбираете. Вы на кастинге, в котором участвуют и более привлекательные варианты, чем вы.

• Учитывая то, что вы — провайдер взаимозаменяемых услуг, есть только три способа получить доступ к хорошей сделке: 1 — предложить лучшую цену и выиграть в аукционе, 2 —  сделать себя не взаимозаменяемым, например построив хорошие отношения с вашим заказчиком — предпринимателем, 3 — найти человека, который не понимает, что вы взаимозаменяемы, но при этом строит офигенную компанию. Инвесторы в Кремниевой долине совмещают первый и второй варианты. Типичный российский посевной «инвестор», которого мы здесь обсуждаем, выбирает третий путь и свято верит, что сможет найти Google, причем с глупыми основателями.

• Покорите ваше чувство собственной важности и почитайте блоги и статьи ведущих инвесторов мира. Они довольно скромные люди и отлично понимают, что денег всегда больше, чем хороших компаний. Аналогичная ситуация и в России — все хотят сюда инвестировать, но не хватает хороших команд.  

Домашнее задание: эссе Пола Грэма, AVC

Советы начинающим предпринимателям

• Чтобы сделать что-нибудь хорошо, вам потребуется потратить на это дело как минимум несколько лет жизни. Если думаете, что будет быстрее, вы заблуждаетесь. С образованием, перерывами и неожиданностями, в вашей жизни будет всего 3-5 шансов создать что-то значимое. 

• Если человек ведет себя нагло и неадекватно, с ним лучше не работать. Навсегда испортить компанию, построив неправильную акционерную базу на начальном этапе, очень легко. При этом времени и усилий все равно уйдет много, и это будет означать, что вы просто потеряли один из шансов.

• Делать стартап прямо сейчас необязательно. Лучше ничего не делать вообще, чем тратить много лет и в итоге сделать плохо. Возможно, сейчас просто неудачное время, нужно заняться чем-то другим и ждать момента, когда можно будеть сделать хорошо. 

• «Сделать хорошо» = сделать по модели Кремниевой долины. Точка. 

Кремниевая долина создает успешные компании в большей степени, чем любое другое место в мире именно потому, что за последние 40 лет там сформировалась правильная экосистема и правильная культура ведения отношений между предпринимателем и инвестором. Что конкретно эта культура собой представляет, рассказывать долго, идите и читайте на Quora, Angellist, Paulgraham.com и т. д. Некоторые вещи вы не сразу поймете, так как они неочевидны. Но вам и не нужно сверхточное понимание, делайте по инструкции, которую уже использовали тысячи проектов.

Несомненно, в Долине не все идеально. Но эволюция этой экосистемы привела к результатам, которых не было ни в одном другом месте в мире. 

Шансов сделать что-то значимое в жизни очень мало. Ждите правильного момента. Не работайте с наглыми или неадекватными людьми — то, что они заработали деньги, не делает их экспертами и не дает им никакого права ничего вам навязывать. Делайте по правильному шаблону, который уже отработан, и если по нему с вами не хотят работать, просто вежливо прощайтесь и идите к кому-то другому.

Поделиться
0
0
Ключевые слова: , ,
Загрузка...

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое

Forbes сегодня

31 августа, среда
Forbes 08/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.