Forbes
$66.61
74.06
DJIA17787.20
NASD4948.00
RTS904.33
ММВБ1899.01
Сергей Белоусов Сергей Белоусов
генеральный директор Acronis 
Поделиться
0
0

Как правильно общаться с тем, кто вложил в тебя деньги

Как правильно общаться с тем, кто вложил в тебя деньги
Фото Fotobank/Getty Images
Получив инвестиции от фонда, стартапы часто не понимают, какое место он должен занять в жизни проекта. Вот несколько советов, которые помогут не ошибиться при выстраивании отношений с инвестором

Решения принимает не фонд, а предприниматель

Часто стартаперам не хватает лидерских навыков, и они пытаются переложить решения на инвестора. Иногда это делается  подсознательно. В любом случае так поступать опасно – и дело не только в том, что принятие решений не входит в обязанность фонда. Чтобы понять ситуацию, надо иметь большое количество вводных. У инвестора их нет – он не занимается операционным управлением проекта. Поэтому его решение не может быть финальным, и, рекомендуя что-то, он всегда должен оговариваться, что совет может помочь только в определенной ситуации, что его надо адаптировать, что надо опросить и других экспертов. Вместо этого фонды, забывая иногда, как серьезно стартапы могут отнестись к их советам, по сути, навязывают им свою точку зрения. Совсем не так ведет себя умный, уверенный предприниматель. Он спрашивает мнения у многих, но выводы делает сам.

Важные договоренности надо записывать

У инвестора с проектом, как правило, отношения довольно свободные, но определенная формализация все-таки нужна. Вот как проходит, скажем, совет директоров Parallels: после заседания все решения и важные тезисы фиксируются письменно и потом рассылаются. Это помогает выработать понятную всем позицию и избежать потом дурацких вопросов в духе «а кто за это отвечает?». Иначе появляется недопонимание, конфликты. У меня были несколько раз такие проколы: обсуждали с предпринимателем стратегию развития, но поняли ее по-разному. В итоге он что-то сделал – ему кажется, это то, что мы решили. У меня другое мнение, но так как мы не фиксировали договоренности, доказать что-то теперь сложно. Поэтому надо подводить итоги обсуждения, а потом еще и составлять отчет о проделанной работе. Письменные договоренности, в отличие от устных, трактовать неоднозначно не получится.

Инвестор не должен брать на себя работу стартапа

У некоторых инвесторов – особенно ранней стадии – часто возникает желание сделать что-то за предпринимателя. Им кажется, что так эффективнее и быстрее. Это ошибка – на передовой всегда должен быть стартап, инвестор может только ассистировать. Когда я хочу познакомить портфельный проект с потенциальным партнером, которого знаю, то договариваюсь с тем о встрече. А через какое-то время представляю их друг другу по мейлу – без какого-то контекста. Дальше они общаются уже без меня. Если бы я договаривался сам, у меня, конечно, получилось бы лучше. Но, во-первых, так я убью у проекта желание что-то делать, а, во-вторых, такими вещами надо заниматься постоянно: договариваться заново, встречаться, менять условия, реализовывать проект и т. д. Я, как и любой нормальный инвестор, не могу тратить на это свое время. Поэтому пусть этим изначально занимается сам предприниматель.

Фандрайзинг – это забота стартапа

Есть заблуждение, что хорошему проекту инвестор обычно помогает найти следующее финансирование. На самом деле все наоборот: фонду, если он не собирается выходить, вообще не очень хочется видеть нового инвестора – это означает, что ему, скорее всего, придется докупать долю, причем по более высокой оценке. Помогают тому, кем не очень довольны – чтобы в дальнейшем меньше о нем заботиться и не думать о его оценке. В любом случае при поиске финансирования инициатива должна исходить от стартапера. Помогать и знакомить с нужными людьми инвестор обязательно будет, но активность должен проявлять сам стартап — спрашивать совета, контактов, делать презентации.

Споры между инвесторами должен разруливать стартап

Часто предприниматель думает, что все инвесторы, вложившиеся в него, в одной лодке. Это совсем не так – у них разные ожидания, цели и планы. И «разруливать» конфликтные ситуации – его задача. Причем такие конфликты совсем не редкость: у всех инвесторов серьезные амбиции и собственное мнение. Поэтому стартапер должен вести себя, как хозяин дома, к которому пришли гости: вы садитесь сюда, а вы – туда. Это признак сильного предпринимателя: уверен, что Волож или Цукерберг сами диктуют условия в своих компаниях и в случае чего разводят фонды по разным углам. Но их примеру следуют не так часто – обычно стартапер поднимает руки и говорит: «Вы там сами договоритесь без меня». Это позиция слабого.

Вина в таких ситуациях иногда лежит и на самих фондах, которые не всегда правильно строят отношения с портфельными компаниями. Но в любом случае предпринимателю нужно помнить: это его компания, поэтому инициатива должна принадлежать ему.

Поделиться
0
0
Ключевые слова: , ,
Загрузка...

Другие колонки автора

Рассылка Forbes.
Каждую неделю только самое важное и интересное.

Самое читаемое
Рамблер/Новости
Опрос
Беспокоит ли вас курс рубля?
Проголосовало 17326 человек

Forbes сегодня

1 июня, среда
Forbes 06/2016

Оформите подписку на журнал Forbes.

Подписаться
Закрыть

Сообщение об ошибке

Вы считаете, что в тексте:
есть ошибка? Тогда нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке".

Вы можете также оставить свой комментарий к ошибке, он будет отправлен вместе с сообщением.