К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Apple II. Юбилейное: от квадратных скобок до советских клонов

Фото Michael L Abramson / Getty Images
Фото Michael L Abramson / Getty Images
Как 40 лет назад появилась философия «яблочного» продукта, которая до сих пор процветает

На следующий день после закрытия обновленного WWDC придется знаменательный юбилей. 10 июня мы отметим сорокалетие первого настоящего продукта Apple — компьютера Apple II, который принес Apple имя, славу и создал многие из корпоративных традиций, которые живы и процветают на сцене WWDC. Такие, как технологический перфекционизм, все необходимое в одном корпусе, светлый цвет корпуса и знаменитое надкусанное яблочко.

Логотип Apple в форме разноцветного яблочка, составленного из пересечений кругов «золотого сечения», сделал дизайнер Роб Дженофф из агентства Regis McKenna в апреле 1977 года. Цвета полосок на яблоке означали 6 цветов монитора, которые мог отображать Apple II. Regis McKenna уже зарекомендовало себя по работе с Intel и в будущем прославит себя знаменитыми рекламными кампаниями Apple. Первым устройством, на корпусе которого появилось «яблоко», стал Apple ][ — так назывались первые модели серии «двойка». Квадратные скобки вместо римских II, скорее всего, придумал шутник Стивен «Воз» Возняк — вопреки массовому мифу, «отцом» компьютера был именно он, а не Стив Джобс. Именно Возняк разработал архитектуру компьютера и схему платы, которые сделали персональный компьютер из любительского устройства массовым, а Apple превратили в лидера рынка ПК.

 

Компьютеры 1977 года делались по принципу «собери сам». Производители предлагали системную «материнскую» плату с процессором, куда пользователи сами ставили платы расширения по своему выбору. Ключевым фактором цены была оперативная память: 4 килобайта стоили $100-200, 8 килобайт — $250, 16 килобайт могли обойтись под $600, а 64 килобайта были дороже компьютера. Ни видеовыхода, ни клавиатурного входа в типовой машине 1977 года не было. Часто не было и корпуса с блоком питания — их нужно было купить или сделать по спецификации. К компьютерам прилагалась подробная схема материнской платы и портов — без этого их часто нельзя было даже и включить.

Apple ][ радикально порвал с этим подходом — хотя с апреля по май 1977 года было продано несколько сотен плат первой версии (Revision 0), официально запущенный 10 июня 1977 года продукт был компьютером в корпусе со встроенными блоками питания, клавиатурой и выводом на цветной телевизор NTSC. Включай и пользуйся. В существенно более дорогой комплектации был и монитор.

 

Внешне устройство было моноблоком «клавиатура-системная плата» с кассетным накопителем и теперь уже в заводском корпусе. Чтобы добавить или поменять плату, нужно было поднять верхнюю крышку корпуса. Корпус был изготовлен из пластика светло-бежевого цвета, который по оттенку был ближе всего к домашнему телефону AT&T. Корпус Apple ][ как бы провозглашал разрыв с обычаем делать корпуса компьютеров из штампованной стали, как и другой офисной техники. Светлый пластиковый корпус «цвета телефона» подчеркивал, что устройство — домашнее. В комплект также входили два игровых контроллера «колеса» (верньеры, которые своим вращением перемещали объект по экрану туда-сюда) – Apple ][, таким образом, был задуман и как игровая приставка.

Воз стремился максимально удешевить новое устройство, одновременно вложив в него максимум возможностей. В плату был впаян чип постоянной памяти со встроенным интерпретатором Integer BASIC (также работы Воза) – для экономии ценной памяти. Ключевым преимуществом Apple ][, по мнению Воза, было число портов расширения: »...и я сказал ему [Джобсу] найти себе другой компьютер, если он хочет только два порта для принтера и модема (это было ему понятно) вместо восьми полезных. Я сказал ему что-то типа «или по-моему, или без меня».

На плате был видеовыход на телевизор, позволявший отображать 6 цветов (3 основных прямо, 3 смешанных путем субпиксельного наложения). На плате также был однобитный спикер-пищалка, который воспроизводил некое подобие нот, когда его активировали циклом той или иной частоты. Это было важно, так как мультимедийные возможности в компьютерах 1970-1980-х годов были крайне ограниченными – звук было не только сложно воспроизводить, его еще и записать было некуда. Полноценная звуковая карта появилась лишь в 1986 г. в модели Apple IIGS («graphics and sound»).

 

До антитрестовского разделения AT&T телефоны в США не покупали и не втыкали в розетку, а брали в аренду у AT&T, и устанавливал его приходящий техник. Разнообразием монополист AT&T американцев не баловал – на всю Америку была одна-единственная модель телефона. Только в 1956 г. по решению суда (дело Hush-A-Phone v. United States, 238 F.2d 266 (D.C. Cir. 1956) AT&T запретили ограничивать подключение к телефонам устройств третьих сторон. Если б не это решение, использование телефонных линий с модемами могло бы задержаться на десять-пятнадцать лет, а благодаря ему уже в середине 1970-х гг. появились первые модемы, изначально акустические (на них клалась трубка, в которую они свистом передавали сигналы).

В 1978 г. появился первый производитель встроенных электронных модемов для шин S-100 и Apple ][ — Hayes Microcomputer Products. Уже зимой 1978-1979 г. на Hayes Smartmodem заработала первая «доска объявлений» (BBS – Bulleting Board System) для владельцев модемов, ставшая прототипом будущих узлов ФИДО, а затем веб-серверов.

Цена Apple ][ была заметно выше, чем у похожих конкурентов Commodore и TRS-80 – $1298 без монитора. Но вероятно, цветная графика в сочетании с возможностью укомплектовать систему дополнительными картами (в первую очередь, оперативной памяти) стали для покупателей ключевым аргументом. Несмотря на слова Воза, не исключено, что цвет был важнее: компьютеры Tandy получили цвет уже в 1980 году, Commodore в 1981 г., а до этого Apple был единственным «цветным» компьютером.

К весне 1978 г. модель Apple ][ прокачали до нового качественного уровня, снова обойдя конкурентов. Воз сделал в комплект к Apple ][ внешний дисковод пятидюймовых гибких дисков Disk ][ с колоссальной по тому времени емкостью около 114 Kb  — с его слов, путем анализа сигналов, поступающих с дисковода Shugart, и также выбросив из кода и с платы все ненужное. Дисковод шел в комплекте с платой-контроллером и втыкался в один из тех самых пустых слотов, которыми хотел беспечно пренебречь несведущий Джобс и которые отстоял предусмотрительный Воз. Цена дисковода с себестоимостью около $100  в рознице составила $595. Несмотря на цену, обычно покупатели брали сразу два дисковода — такая дорогостоящая батарея превращала Apple ][ в полноценную машину для любых нужд. Между тем Джобс заказал уже упомянутому Полу Лотону разработку Apple DOS – без которой диски были б неработоспособны. Apple DOS 3.1 (31 версия по счету Лотона) вышла в октябре 1978 года.

Первоначально, вероятно, спрос на Apple ][ в основном создавали компьютерные игры – за первые несколько лет их было написано несколько сотен, и среди них появились франчайзы, выходившие после этого много лет, некоторые — и в наши дни. Но в 1979 г. возникло программное приложение, которое стало для Apple тем, что метафорически называется killer app — «приложение-убийца» (метафора для приложения, которое так важно для своей платформы, что как бы убивает ее конкурентов наповал). Собственно, и сам термин изначально возник (вероятно, в журнале PC Week в 1987 г.) для описания этого приложения.  Это была первая «электронная таблица» – VisiCalc, которую разработал выпускник HBS Дэн Бриклин.

 

С момента появления микрокомпьютеров их пытались использовать для бухгалтерского учета и финансового прогнозирования. Генераторы финансовых отчетов для корпоративных компьютеров существовали с 1960-х гг. Профессор из Калифорнии Билл Пенц написал первую электронную таблицу MainCalc в 1973 году под задачи учета в своем университете, но произвольную пользовательскую таблицу его программа считать не могла – она была написана жестко под одну задачу. Компании пытались писать свои собственные программы для учета и бюджетирования. Создатели конкурента Apple TRS-80 Дон Френч и Стив Лейнинджер, как сообщают Фрейбергер и Суэйн, демонстрировали такую программу владельцу Tandy Чарльзу Тэнди на первом прототипе TRS-80. Программа «закрэшилась» при попытке ввести в нее шестизначную зарплату – возможностей BASIC для восьмибитного процессора не хватило.

Но VisiCalc был следующим шагом далеко за эти пределы. Как объяснял сам Бриклин, его инновация была не в том, что он сделал таблицу, способную что-то посчитать. Он сделал таблицу, редактируемую в режиме WYSIWIG. При изменении данных и формул таблица пересчитывалась автоматически. Ее можно было сделать любой длины и прокручивать — для аудитории 1981 года это было небывалым достижением. В программе были встроенные функции для типовых решений (например, сумма или чистая приведенная стоимость ряда). Ячейки можно было заполнить на выбор числами или текстовыми ярлыками, форматировать внешний вид чисел и текста. Так появился инструмент, в котором можно было создать бюджет, баланс, финансовый план или просто что-то посчитать, не владея навыками программирования.

VisiCalc продавался за $100 и первый год работал только на Apple ][. Множество компаний малого и среднего бизнеса стали смотреть на Apple ][ как на машину, за которую стоит заплатить четырехзначную сумму, чтобы гонять на ней VisiCalc.

В конце 1980 г. Apple вышла на фондовый рынок с капитализацией $1,34 млрд; в первой торговой сессии акции выросли еще на 32% с $22 до $29 за акцию, увеличив капитализацию до $1,78 млрд. Семейство Apple II выпускалось с 1977 по 1993 год и было клонировано в нескольких странах, включая СССР («Агат»). Модели серии менялись, характеристики росли. Но философия «яблочного» продукта не менялась и, как мы видим, благополучно процветает и сорок лет спустя.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+