Учиться зарабатывать: университеты между наукой и бизнесом | Forbes.ru
$59.08
69.66
ММВБ2131.91
BRENT62.68
RTS1132.45
GOLD1294.06

Учиться зарабатывать: университеты между наукой и бизнесом

читайте также
+9 просмотров за суткиИнвесторы против ученых. Нужно ли интегрировать изобретателей в бизнес компании +22 просмотров за суткиКазус Мединского: нужна ли научная степень чиновнику +13 просмотров за суткиБитва за графен: мировое состязание за лидерство в технологиях будущего +77 просмотров за суткиВершители судеб: современники в списке самых влиятельных людей столетия по версии Forbes +4 просмотров за суткиПроисхождение всего: 5 ответов на главные вопросы о Вселенной +1 просмотров за суткиТюремные байки Б.Ю. Александрова и другие книги мая. Выбор Forbes +6 просмотров за суткиУниверситет монстров: почему бизнес и ученые не находят общего языка +3 просмотров за суткиИлон Маск создал компанию для подключения мозга к компьютеру Сделка Intel и Mobileye: как изменится рынок беспилотных автомобилей? Парнас против Олимпа. Научный прогресс как одна из самых загадочных сил истории Шарики раздора. Как общество реагирует на скандал с гомеопатией +1 просмотров за суткиЧеловек или животное? В чем состояли философские предпосылки колониализма и работорговли? Не верю: почему наука и религия несовместимы На выставке Ван Гога: как роботы научились рисовать картины Мне бы в небо: N+1 разобрался в физике «Игры престолов» Водородная «бомба»: как самый распространенный элемент в природе меняет энергетику Капли скотча: интервью N+1 с автором космической галереи про испаряющийся виски Железо Виноградной страны: археологи нашли самую западную точку путешествия викингов «Все знают, как выглядит Марс, но вирусы остаются невидимы» Конкурс научных фотографий European Science Photo Competition 2015

Учиться зарабатывать: университеты между наукой и бизнесом

Фото Getty Images
Современный вуз должен уметь не только отлично обучать студентов, но и обеспечивать себя за счет собственных компетенций

Жизнь быстрая, процесс накопления знаний медленный. Отсюда основной конфликт между фундаментальной и прикладной наукой в вузах. Компаниям сегодня нужны быстрые прикладные технологии, которые без фундаментальной проработки появиться просто не могут. А фундаментальная наука, которая не имеет явно выраженного результата, сегодня очень дорогая, и непонятно, кто за нее готов платить.

Фундамент для инноваций

Сегодня компании стали отказываться от собственных R&D центров и выходить на открытый рынок. И даже те из них, которые нарабатывают в рамках своих R&D центров интеллектуальную собственность, сталкиваются с ее избыточностью и начинают продавать свои идеи. Развивается идеология открытых инноваций и возрастает необходимость сотрудничества с университетами и научными организациями.

Да, всем нужна прикладная наука, чтобы догонять и перегонять Запад, но если посмотреть на большинство инновационных разработок, которые сегодня внедряются, они основаны на том заделе, который накоплен за последние 20-30 лет нашей научной школой. Так что фундаментальная наука — это базис, из которого должны произрастать прикладные наработки. А базис этот живет по своим законам. Очень сложно заставить ученых заниматься, скажем, полупроводниками или наночастицами. Они занимаются тем, что им интересно, и результаты могут быть непредсказуемыми. Интернет, например, никто специально не изобретал, он стал побочным продуктом необходимости передачи данных, когда носители перестали справляться. В этом смысле наука так устроена, что она самоорганизуется, саморазвивается и основывается на людях, их увлечениях и идеях. Эту систему нужно поддерживать.

В бизнесе работают другие законы, там все очень быстро меняется, и, для того чтобы встроиться, нужны быстрые внедрения. То есть университеты и компании живут на разных скоростях. И здесь мы возвращаемся к теме баланса. Для тех вузов, которые сегодня трансформируются и активно развиваются, этот вызов перевода фундаментального знания в прикладное является ключевым. Компании являются поставщиками актуальных задач, научных в том числе. И в этом смысле работающие «на холостом ходу» мозги могут приложить свои идеи к конкретной сфере и получить конкретный результат. Также это отличная возможность для студентов обучаться на конкретных проектах. И это диверсификация доходов для вузов. Сегодня российские университеты чрезвычайно зависимы от бюджета, поэтому выполнение конкретных проектов под задачи компании является стратегически важной целью, так как дает дополнительный доход. Но чтобы выйти в это поле, вуз должен кардинально трансформироваться.

Университеты 3.0

Традиционно в вузах было два базовых процесса — наука и образование. Хорошие светские университеты отличались тем, что студенты учились на вовлечении в научные светские проекты. Формировался светский тип мышления. Сегодня мы уже говорим об университетах нового типа — так называемых университетах 3.0, как назвал их в своей книге профессор Йохан Виссема. Последние 30 лет он исследовал университеты, которые преуспели на пути диверсификации доходов и пользы для экономики. Это, например, Кембридж, Левенский университет. Кстати, вышли они на этот путь не от хорошей жизни. Тот же Кембридж 30 лет назад был в жесточайшем финансовом кризисе, научные группы были вынуждены выйти за пределы вуза и создавать стартапы, компании. И в результате за 30 лет сформировался новый тип светского университета, который умеет очень быстро переводить науку в продукты. Многие стартапы базе Кембриджского университета уже превратились в крупные компании. Например, компания Aqdot в сотрудничестве с кафедрой химии разработала и запатентовала новую технологию для создания микрокапсул, наполненных рядом активных ингредиентов для рынка агрохимикатов, нутрицевтики, косметики. Еще один пример  —  компания Cambridge Carbon Capture, использующая электрохимическую технологию для производства энергии, комбинируя углекислый газ с кальциевыми или магниевыми материалами с образованием карбонатов. Также на базе физического факультета Кембриджа зародилась компания Eight19, которая производит гибкие, легкие пластиковые солнечные батареи.

Теперь в экономике знаний именно такие университеты становятся драйвером экономического благосостояния стран. Они там, где высокие технологии и новые знания, — они сами их генерируют. Они тянут таланты со всего мира, потому что потенциал человека, а не заводы-пароходы, становится производительной силой. Отсюда гонка государств за создание университетов мирового класса — сетевых, космополитичных, мобильных, диверсифицированных по ресурсам. Сейчас во всем мире идет трансформация в этом направлении. Это главный вызов — как процесс производства инноваций сделать базовым в университете, выстроить интерфейс между бизнесом и академической средой. У успешных западных университетов такая экосистема выстраивалась 30 лет, мы должны ее воссоздать за пять. И надо не догонять, а перегонять. Ведущие российские вузы об этом думают и заинтересованы в участии компаний.

Создание университетской экосистемы

Именно  через привлечение компаний можно максимально быстро преодолеть кризис и увязать фундаментальную и прикладную науку. Но у нас проблема в том, что чуть ли не 90% всех денег сосредоточено вокруг крупных государственных  компаний — это «Транснефть», «Газпром» и т. д. Это огромные гиганты на сырьевом рынке, и потребности в заказе инноваций у университетов у них нет. Поэтому спрос сильно ограничен.

При этом наш университет показал способность работать с коммерческими компаниями. Например, несколько лет назад Россия и европейские страны ужесточили требования к экологической чистоте древесной продукции. Университет отреагировал на этот вызов. Вместе с одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий Сибири — компанией «Томлесдрев» ТГУ создал высокотехнологичную линию по производству древесных плит с низкой токсичностью. Есть много небольших компаний, которые имеют амбиции выхода на международные рынки, мы с ними работаем, но возможностей у них, конечно, меньше.

В перспективе мы хотим сформировать вокруг университета несколько сотен IT, инженерных, биотехнологических компаний, возможно, выйти на новые формирующиеся рынки, где компетенции только нарабатываются, например, рынок интеллектуального анализа данных. В ТГУ создана первая и пока единственная в России Лаборатория наук о больших данных и проблемах общества. Объектом ее внимания выступает информация с разных ресурсов сети интернет. Этот инструмент можно применять для решения самых разных задач: например, мониторить ситуацию в социальных сетях на предмет экстремистских настроений, или изучить, как «распределяются» различные заболевания по разным регионам, чтобы оптимально выстроить медицинскую инфраструктуру.

Из примеров других перспективных направлений можно выделить лазеры на парах стронция, они  являются оригинальной разработкой ученых Факультета инновационных технологий ТГУ, не имеют аналогов в мире.  Сейчас лазеры проходят испытания для использования в медицине. В 2017 году ученые ФИТ изготовили лазерную установку для производителя цифровой электроники — компании Wuhan Energy Electrical Co.,Ltd. (Китай).

Но чтобы создать вокруг университета эту инновационную бизнес-инфраструктуру, мы сами должны измениться. Должны изменить систему управления университетов. Сейчас уже создаются академические советы, куда входит власть, бизнес, советы промышленных партнеров. Организуются совместные проекты с компаниями. Например, мы запускаем совместный проект с «Газпромбанком» — студенческий банк для создания новых цифровых решений. Речь идет об одном из стартапов, получивших финансовую поддержку дочерней компании «Газпромбанка» — GPB Digital, создавшей мобильное приложение для развития профессиональных компетенций и поиска стажировки. Пользователю предлагается список информационных ресурсов для «прокачки» того или иного навыка, профессиональная помощь от эксперта. Крупные компании могут сформировать список необходимых компетенций и подобрать себе стажера.

Как видите, сегодня конкурируют не университеты, а университетские экосистемы. Университет дает среду, интеллектуальные продукты и талант. Остальное уже зависит от партнеров и заинтересованных компаний.

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться