Как испугать Facebook и заработать $100 млн: почему создатели продали приложение из топ-10 App Store | Forbes.ru
$59.46
70.01
ММВБ2126.02
BRENT61.92
RTS1126.62
GOLD1289.93

Как испугать Facebook и заработать $100 млн: почему создатели продали приложение из топ-10 App Store

читайте также
+917 просмотров за суткиНездоровая практика: на какие уловки идут медицинские стартапы ради прибыли +1209 просмотров за суткиСигналы от ОПЕК+, налоговая реформа Трампа и облигации банков. Что важно знать инвестору на этой неделе +5012 просмотров за суткиBoston Dynamics научила своего робота прыгать и делать сальто назад +1641 просмотров за суткиКрыши мира: какие стартапы из США и Европы изменят рынок недвижимости в России +1213 просмотров за суткиБизнес нового поколения лидеров. Как ускорить рост стартапов в России +595 просмотров за суткиЖесткая просадка. Акции банка ВТБ упали до минимальной отметки за три года +686 просмотров за суткиМиллиардер Мордашов инвестирует в сервис по найму сотрудников с помощью искусственного интеллекта +120 просмотров за суткиПравосудие под проценты. Чем интересны инвестиции в судебные разбирательства +88 просмотров за суткиПлата за Uber. Консорциум во главе с SoftBank вложит в сервис $10 млрд +68 просмотров за суткиОбновление MSCI Russia и дивиденды Сбербанка. Что важно знать инвестору на этой неделе +322 просмотров за суткиКуда вложиться завтра. Пять инвестиционных идей глобального рынка +144 просмотров за суткиЖивительная эмиссия. Сколько инвестбанки заработали на размещении российских бумаг +49 просмотров за суткиВопреки всему. Как российские компании научились привлекать финансирование в условиях кризиса +52 просмотров за суткиМатрица Теплухина. Бывший партнер «Тройки Диалог» создает бизнес по управлению активами +72 просмотров за суткиОсобняк в обмен на паспорт. Как инвестировать в гражданство Кипра +30 просмотров за суткиВеликолепная пятерка. Чем всплеск интереса инвесторов к интернет-гигантам отличается от бума доткомов +32 просмотров за суткиEn+ Олега Дерипаски оценили в $8 млрд. Стоит ли вкладываться в ее акции? +10 просмотров за суткиЗаветная гринкарта. Как инвестировать в США и не потерять все деньги +27 просмотров за суткиПортфель для киномана. Сколько можно заработать на инвестициях в кино и сериалы +15 просмотров за суткиНил Шэнь, партнер фонда Sequoia Capital: «Нас не заменит компьютерный интеллект» +32 просмотров за суткиЗима близко. В какие активы стоит инвестировать в ноябре

Как испугать Facebook и заработать $100 млн: почему создатели продали приложение из топ-10 App Store

Фото TBH
Венчурная новость недели — это, конечно, последняя покупка корпорацией Facebook стартапа tbh (расшифровывается как to be honest). Зачем большая корпорация потратилась на маленький стартап? Чем он ее привлек и почему отказался от самостоятельности

Суть приложения tbh — анонимный обмен комплиментами. В программу зашиты сотни вопросов типа «Кто из них самый приятный в общении?» или «С кем хотите всегда быть в одной команде?», пользователи отвечают на них, выбирая одного из друзей; друг получает уведомление, какой он хороший, но не знает, кто его похвалил.

Tbh — далеко не первое приложение анонимного общения, из его предшественников можно вспомнить и еще «домобильный» formspring.me, и относительно недавний Secret. Никто из них не вырос во что-то действительно значимое, общей проблемой всех таких сервисов оказалась притягательность негатива. Люди писали друг о друге гадости, но, естественно, не хотели быть их объектом. Прорыв tbh в том, что у пользователей нет возможности написать что-то от себя, все вопросы только положительные, уведомление об ответе получает только победитель, приложение приносит только позитивные эмоции.  

Механика оказалась супервиральной среди подростков. Приложению всего два месяца, оно запущено только под iOS, да ещё и доступно не на всей территории США, серьезных денег на рекламу у стартапа не было, тем не менее tbh ракетой влетел в топ американского App Store. С середины сентября, т. е. половину своей жизни, он чаще бывает, чем не бывает на первом месте в сторе, а на момент покупки был шестым. Для сравнения, в России сейчас на этой позиции расположился поиск «Яндекса».    

Сумма сделки официально не объявлена, журналисту TechCrunch сказали, что стоимость tbh составила «менее $100 млн». После перепечаток «менее» во многих изданиях потерялось, но первоисточник данных везде один, так что может быть и 30, и 50, а не 100.

В Twitter одного из основателей есть публичное объяснения «зачем продали». Facebook, если захочет, повторит приложение «за weekend», в том числе и с версией под Android и ещё множеством полезных функций, использует неограниченный ресурс своего маркетинга, и все переключатся с tbh на клона. Официальная позиция по вопросу «зачем купили» не озвучена, но все резонно домысливают, что Facebook боится повторения истории Snapchat — какой бы ни была странной и элементарной фича, если она цепляет аудиторию, из неё может родиться серьезный конкурент.

На первый взгляд, резон покупки корпорацией прямо противоречит потенциальной причине продажи стартапа владельцами. Если Голиаф может победить Давида за неделю, то зачем тратить деньги на покупку? Если у стартапа есть шансы на многомиллиардное IPO — зачем сдаваться на первом шаге. Объяснить такое противоречие можно двумя способами, в жизни свою роль могли сыграть оба.

Во-первых, у участников сделки совершенно разный подход к рискам и их оценке. Facebook уже такая большая компания, что чувств у нее нет, всё решает арифметика: если есть 1%-я вероятность, что tbh дорастет до IPO и, скажем, $50 млрд оценки, то любая покупка дешевле $500 млн выгодна, дешевле 100 надо отрывать с руками. Для основателей же на одной чаше весов сумма достаточная для безбедного остатка жизни прямо сейчас, на другой — годы борьбы, чтобы с вероятностью 1% денег хватило ещё и праправнукам, и разбитое корыто в остальных 99% случаев. Люди не корпорации, арифметика решает не всегда, но выбор «сдаться» кажется вполне обоснованным.

Во-вторых, маркетинговый ресурс Facebook неограничен, но не бесплатен. Возможно, компания ничего не боялась, была уверена в своем успехе, но прикинула бюджет на продвижение клона и была рада любой сделке на меньшую сумму.

Так или иначе, это уже история, остается только ждать, в каком виде приложение дойдет до России. Кстати, если кто-то хочет склонировать интересный западный продукт, то возможность лучше появится не скоро.

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный ежедневно публикует авторские обзоры стартапов на своей странице во ВКонтакте. Этот обзор из серии «Стартап дня» он написал специально для Forbes. 

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться