Ответные меры. Могут ли в России запретить рекламу в Google

Фото Jaap Arriens / Zuma / TASS
В Госдуме обсуждают введение запрета на рекламу в Google в качестве симметричного ответа на санкции в отношении «Спутника» и RT

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой допустил законодательный запрет рекламы в Google в качестве ответных мер на действия в отношении российских государственных СМИ, сообщает РИА Новости.

«Нас тоже очень беспокоит ситуация с нежелательной и опасной для читателей рекламной информацией в соцсетях. И если глобальные компании, такие как Google, Facebook, говорят в американском конгрессе, что они не могут отделить плохую рекламу от хорошей, опасную — от неопасной, мы тоже, знаете, этим озабочены», — заявил Толстой.

Парламентарий объясняет это ответными мерами на решение Google понизить в ранжировании российские СМИ «Спутник» и RT, вещающие на иностранных языках. Председатель совета директоров Alphabet (включает Google) Эрик Шмидт сообщил, что компания не планирует банить новостные сервисы, но готовит специальный механизм, который понизит их в поисковой выдаче и уберет их из новостной вкладки. Это произошло на форуме по международной безопасности Halifax International Security Forum в Вашингтоне. Ранее Twitter запретил RT и «Спутник» размещать рекламу в своей соцсети.

После выборов президентом США Дональда Трампа в 2016 году, начались активные расследования о влиянии России на выборы в США. В итоге Facebook, Google и Microsoft обнаружили, что RT и «Спутник», а также «Агентство интернет-исследований», которую связывают с «фабрикой троллей», в Санкт-Петербурге размещали «прокремлевскую» рекламу и посты в соцсетях, якобы с целью помочь в выборах Дональду Трампу. При этом объем рекламы оценивался в $100 000 на фоне $56 млн, потраченных на избирательную компанию Дональдом Трампом. Количество постов в Twitter составило 1,4 млн или менее 1% всех постов о выборах в США. Тем не менее был сделан вывод, что каналы имеют прокремлевское влияние, а интернет-компании заявили о неспособности отделять пропагандисткие посты от обычных. Поэтому для защиты демократии они стали применять меры к российским каналам.

1) Согласно базе «Контур-Фокус» выручка ООО «Гугл» в России в 2016 году составила около 30 млрд рублей. Если структура доходов компании в России сравнима с мировой, то основная часть этих доходов получена от рекламы, продажу которой грозит запретить Толстой.

2) У российских регуляторных органов уже есть опыт победы над Google. В 2015 году ФАС признала Google злоупотребляющим монопольным положением на рынке. В 2017 году стороны пришли к мировому соглашению, по которому американская компания выплатила 438 млн рублей и предоставила возможность сторонним компаниям, включая «Яндекс», предустанавливать приложения на первую страницу экрана Android-смартфонов, а также согласилась на обязательное предложение пользователю браузер по умолчанию (в остальном мире на Android «из коробки» используется браузер Google, а значит эта компания получает и оплату за контекстную рекламу).

3) Однако, поисковая система Google важна для России, через нее делается около 40% запросов.

4) Еще больше влияние Google на мобильном рынке, где компания имеет долю более 80% продаваемых смартфонов.

5) Общая выручка компании Google составила более $90 млрд в 2016 году.

Новости партнеров