Как Alibaba и Tencent меняют рынок платежных систем | Forbes.ru
сюжеты
$56.67
69.37
ММВБ2286.33
BRENT68.84
RTS1270.92
GOLD1332.24

Как Alibaba и Tencent меняют рынок платежных систем

читайте также
+39 просмотров за суткиНа зависть Западу. Китайская компания стала крупнейшей мультимедиа-империей в мире +28 просмотров за суткиПлатежи от Дурова. Telegram собирается конкурировать с Visa и Mastercard Пример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости +5 просмотров за суткиЧестная сделка. Кому Михаил Прохоров продает акции Brooklyn Nets Нил Шэнь, партнер фонда Sequoia Capital: «Нас не заменит компьютерный интеллект» +3 просмотров за суткиБанки против финтеха: конкуренция в надежде на партнерство Банкиры-роботы: российский фонд вложился в проект, определяющий состояние заемщика Ломка ИКЕА: шведскую мебель будут продавать через Amazon и Alibaba +319 просмотров за суткиКнижная полка миллиардера: что читают богатейшие люди планеты +1 просмотров за суткиКитайское нашествие: Alibaba привела в Россию свой интернет-магазин Tmall +3 просмотров за суткиАппетит к риску: как подойти к ICO с тщательностью венчурного инвестора Target Global вложит €100 млн в финтех-стартапы из Германии и Израиля +5 просмотров за сутки«В России за 10 лет меняется все, за 200 лет — ничего», или Почему технологии не убьют банки? Санкции в действии. Крупнейший банк Крыма лишился доступа к SWIFT +13 просмотров за суткиAlibaba и $1,3 млрд: состояние Джека Ма резко выросло за день +6 просмотров за сутки«Магнит» и «Норникель» вошли в список самых инновационных компаний мира по версии Forbes Банки на связи: зачем финансовые организации заводят виртуальных операторов? Дон Дэвис, Prime Meridian: «Если онлайн-кредиторы начнут выдавать крупные займы, у банков точно будут проблемы» Регулирование финтеха: пять ключевых шагов к устойчивому росту Фонд Юрия Мильнера и Alibaba вложили $700 млн в сервис по прокату велосипедов

Как Alibaba и Tencent меняют рынок платежных систем

Юэ Ванг Forbes Contributor
Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images
Две крупнейшие технологические компании Китая столкнулись в войне платежных систем. И цель не только в том, чтобы как можно больше китайских потребителей использовали их цифровые кошельки

За последние годы Alibaba и Tencent вывели свои приложения для платежей на международный уровень, объявив о многомиллиардных соглашениях с иностранными платежными системами и о приобретении долей в зарубежных финтех-стартапах. Конечная цель — убедить покупателей по всему миру, начиная с Азии и заканчивая США, использовать цифровые кошельки именно этих компаний для любых приобретений и подготовить рынок для более прибыльных предложений, таких как онлайн-займы, страхование и управление активами.

Такой сценарий уже стал реальностью в Китае. Alipay, разработанный Ant Financial, дочерней компанией гиганта электронной коммерции Alibaba, уже может похвастаться 520 млн пользователей. В это же время TenPay, приложение Tencent, насчитывает 400 млн. Оба сервиса быстро вытесняют наличные расчеты и банковские карты, скоро они станут наиболее популярным способом платежей в стране с самой высокой численностью населения.

Пользователи могут брать кредиты, покупать ценные бумаги и вкладываться в мириады продуктов для управления активами через эти два приложения. Совместно продукты этих китайских компаний контролируют более 90% локального рынка мобильных платежей, объем которого составляет $5,5 трлн, по оценкам пекинской консалтинговой компании IResearch.

Читайте также
Пример для Цукерберга: китайский мессенджер опередил Facebook по рыночной стоимости

Следуйте за туристами

Компании начали развиваться за рубежом, последовав за китайскими покупателями, искушенными в использовании цифровой среды, что и стало залогом их успеха на родине. Оба соперника решили вывести свои приложения на рынки Японии, Тайландп и Южной Кореи, «следуя за естественными потоками китайских туристов», говорит Пол Шульте, основатель консалтинговой компании Shulte Research, расположенной в Гонконге.

Розничные магазины подстраиваются под изменения, надеясь, что Alipay и TenPay помогут им привлечь китайских гостей. И их деньги. По данным Всемирной туристской организации, в прошлом году расходы китайских туристов за границей достигли $261 млрд.

Это сработало на Жу Ке, тридцатилетнего продакт-менеджера из пекинской ИТ-компании. Он потратил более 6000 юаней ($906) во время октябрьской поездки в Японии, использовав и Alipay, и Tenpay для приобретения косметики и рисового печенья.

«Мне не пришло бы в голову пользоваться этими приложениями в Японии», — говорит Жу в беседе с Forbes, — «Но когда я зашел в магазин, повсюду была реклама обоих приложений, и сотрудники помогли мне разобраться. Поэтому я сразу же начал ими пользоваться».

Сейчас более 200 000 розничных магазинов в тридцати различных странах и регионах принимают платежи через Alipay. TenPay, который только что объявил о сотрудничестве с компанией Adyen из Амстердама, доступен в 130 000 торговых точках тринадцати странах.

Привлечь местных потребителей

Создав шумиху, Alibaba и Tencent надеются, что местные потребители также проявят интерес. Они движутся к своей цели через приобретение долей в местных платежных системах. Благодаря сделкам на сотни миллионов долларов Ant Financial Services стала акционером Ascend Money в Таиланде, Paytm в Индии и Kakao Pay в Южной Корее.

Но по мнению аналитиков, у обеих компаний больше всего шансов преуспеть в Юго-Восточной Азии, где мобильные платежи смогут заполнить нишу, оставленную традиционными банковскими системами.

По данным Всемирного банка, лишь 30% взрослых, живущих в странах АСЕАН, имеют дебетовые карты, а 264 млн людей не пользуются услугами банков — иными словами, они хранят деньги под матрасом и занимают у черных кредиторов, которые устанавливают заоблачные ставки. В каких-то ситуациях они, подобно Китаю, могли бы использовать электронные кошельки, чтобы хранить сбережения и подавать заявления на кредиты.

Но в остальных странах Азии перспективы не такие радужные.

По словам аналитиков, в Гонконге, где и Tencent, и Alibaba недавно запустили свои платежные приложения, потребители не проявили большого интереса к цифровым кошелькам, по-прежнему предпочитая использовать банковские карты. А в Сингапуре местные банки и платежные системы даже переходят в контрнаступление. Например, в прошлом году сингапурская DBS запустила банк без офисов, работающий только через приложение. Цель запуска — укрепить свои позиции в развивающихся странах. Генеральный директор Пиюш Гупта публично назвал Alibaba и Tencent крупнейшими конкурентами, указав на то, как эти компании изменили рынок банковских услуг в Китае, потому что другие участники не смогли быстро отреагировать.

«Сингапурские банки действительно боятся Alibaba», — объясняет Жи Инг Нг, аналитик из исследовательской компании Forrester. — «Зная, насколько это сильная компания, они опасаются, что через некоторое время Alibaba перетянет их клиентов». 

Реакция в США

В США ответная реакция оказалась наиболее острой. Из соображений безопасности данных в прошлом году регулятор так и не дал одобрения Ant Financial на приобретение платежной компании MoneyGram за $1,2 млрд. Правительственная комиссия под названием Комитет США по иностранным инвестициям (CFIUS), в которую входят представители различных ведомств, до сих пор решает, затрагивает ли эта сделка интересы национальной безопасности. Возможная причина — в потенциальном обладании MoneyGram «чувствительной» информации о клиентах и транзакциях.

В официальной заявлении представитель Ant Financial сообщил, что компания «категорически не согласна» с утверждением, будто MoneyGram обладает потенциально чувствительной информацией. Он сослался на открытое письмо генерального директора MoneyGram, в котором говорится, что «подавляющее большинство операций по переводу средств требуют указать лишь имя, адрес и дату рождения», а данные тщательно защищены. Китайский представитель добавил, что у компании нет комментариев по поводу анализа CFIUS, но она «намерена провести сделку». При этом дано обещание, что «данные, собранные в других странах и регионах останутся там же, где были собраны», а компания «не передаст информацию о пользователях третьим лицам, включая правительство, без предварительного согласия пользователей».

Tencent не ответила на многократные просьбы дать комментарии, где она хранит и обрабатывает данные пользователей.

Уоррен Хаяши, президент азиатско-тихоокеанского подразделения Adyen, партнера Tencent, сказал, что Adyen соблюдает стандарт безопасности PCI, которому следуют также кредитные системы Visa и Mastercard, и хранит данные о транзакциях через TenPay в дата-центрах в Амстердаме. У Tencent есть доступ к собственным данным, но не к остальной информации, хранящейся в системе, как утверждает Хаяши. 

«Некоторые страны с осторожностью относятся к [Alibaba и Tencent], вероятно, из-за беспокойства по поводу данных клиентов», — говорит Нг из Forrester, — «И этот вопрос не решен».

Перевод Натальи Балабанцевой

Закрыть
Уведомление в браузере
Будь в курсе самого главного.
Новости и идеи для бизнеса -
не чаще двух раз в день.
Подписаться